Слайд 1СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКУ ЭРИКСОНУ
(«ИДЕНТИЧНОСТЬ: ЮНОСТЬ И КРИЗИС», 1968).
выполнила студентка
Слайд 2ГЛОССАРИЙ
Эго-психология - одно из направлений психоанализа, сформировавшееся под влиянием идей и
трудов последователей 3. Фрейда - его дочери Анны Фрейд и Гейнца Гартмана, - поставившее в центр своих исследований проблемы человеческого "я". Основные идеи "эго-психологии" отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики.
Психосоциальный мораторий - кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Согласно Э. Эриксону, может, при определенных условиях, принимать затяжной характер и длиться годами, что особенно характерно для наиболее одаренных людей.
Эго-идентичность — целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый). Эриксон описал идентичность (1970) как «…субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека».
Слайд 3БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Эрик Эриксон родился в 1902 в Франкфурте-на-Майне, Германия, был психологом
в сфере психологии развития и представителем психодинамического направления.
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона.
Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте.
В конце 1930-х годов Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.
Слайд 4ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 51. МЛАДЕНЧЕСТВО:
БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ – БАЗАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Младенец, который получает все, что
хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и таскают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии своего развития.
Слайд 6КРИЗИС «ДОВЕРИЕ – НЕДОВЕРИЕ»
Причины кризиса:
Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка.
Возврат
матери к занятиям, которые она оставила на время беременности
Рождение следующего ребенка.
Родители, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни.
Слайд 72. РАННЕЕ ДЕТСТВО: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – СТЫД И СОМНЕНИЕ
Приобретение чувства базального доверия
подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения.
Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
Слайд 83. Возраст игры: инициативность – вина
Возраст: 4 – 6 лет
– дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Слайд 94. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность.
Возраст: 6 – 11 лет.
Задача
этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
В этом возрасте окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты.
Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома.
Слайд 105. ЮНОСТЬ: ЭГО - ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОЛЕВОЕ СМЕШЕНИЕ. (ОТ 12 ДО
20 ЛЕТ)
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее.
Слайд 11Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы:
«Кто я? »
«Куда я иду?»
«Кем я хочу стать?»
Слайд 126. МОЛОДОСТЬ: ДОСТИЖЕНИЕ БЛИЗОСТИ / ИЗОЛЯЦИЯ. (ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ)
Эриксон
использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.
Слайд 137. ЗРЕЛОСТЬ: ПРОДУКТИВНОСТЬ – ИНЕРТНОСТЬ
Седьмая стадия - от 26 до 64
лет
Основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью.
Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Слайд 148. СТАРОСТЬ: ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭГО - ОТЧАЯНИЕ
Последняя психосоциальная стадия от 65 лет
до смерти.
В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.
Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.
Слайд 15 Эриксон приходит к выводу о том, что пожилые люди
должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.
Слайд 16ВОПРОС К АУДИТОРИИ
В каком возрасте у ребенка закладывается чувство вины и
как оно формируется?