Слайд 1Лекция 4
Средства коммуникативной деятельности
Слайд 2Все средства коммуникативной деятельности подразделяются на две большие подгруппы : вербальные
и невербальные.
Вербальные средства коммуникативной деятельности
К вербальным средствам относятся самые разнообразные знаки естественных человеческих языков (их устная и письменная разновидности).
Что же такое знак?
Знак есть то, заменяет собой некое явление, предмет, процесс окружающего нас мира. Основной отличительной особенностью знака является его немотивированность.
Это значит, что между самим знаком (означающим) и тем предметом, который он обозначает (означаемым) не существует объективной связи. Связь между ними условна, закреплена в культурном опыте конкретной группы.
В различных культурах отличается и само отношение представителей этих культур к тем знакам, которые они используют в коммуникативной деятельности.
Слайд 3Так, на Западе старая традиция ораторского искусства (риторики) предполагает исключительную важность
вербальных сообщений. Эта традиция в полной мере отражает западный тип логического, рационального и аналитического мышления. В культурах западных народов речь воспринимается независимо от контекста разговора, поэтому ее можно рассматривать отдельно и вне социокультурного контекста. Здесь в процессе коммуникации говорящий и слушающий рассматриваются как два самостоятельных субъекта, чьи отношения становятся понятными из их устных высказываний.
Слайд 4
Напротив, в восточных культурах, для которых социокультурный контекст имеет большое значение,
слова считаются составной частью коммуникативного контекста в целом, включающего также личные качества участников общения и характер их межличностных отношений.
Таким образом, в этих культурах вербальные высказывания считаются частью коммуникативного процесса, неразрывно связанного с этикой, психологией, политикой и социальными отношениями.
Слайд 5Невербальные средства коммуникативной деятельности
Невербальные средства выполняют такие функции:
- дополнение
и усиление сказанного (например, фраза «Посмотрите вон туда» будет сопровождаться движением руки или головой с указанием в нужном направлении);
- опровержение вербальных сообщений (если человек на вопрос отвечает : «Ну, в общем-то, да», но при этом смущается , отводя глаза, то мы понимаем прямо противоположное);
Слайд 6
- замещение речи (в шумной обстановке удобнее показать что-то жестами);
регулирование самого
хода коммуникации (выражение согласия/ несогласия, одобрения/ осуждения и т.д.).
В этот перечень, однако, не вошла еще одна группа функций, стоящая особняком, а именно способность невербальных средств сообщать информацию, во-первых, о личности человека и, во-вторых, о взаимоотношениях участников коммуникации.
Слайд 7Невербальные средства обладают рядом особенностей, отличающих их от знаков языка.
Слайд 8На основании данной таблицы можно заключить, что невербальные средства обладают следующими
характеристиками: они ситуативны, непроизвольны и приобретаются неосознанно.
Невербальные средства, используемые в повседневном общении, предельно разнообразны.
В науке было предложено несколько классификаций невербальных средств, но мы будем придерживаться самой распространенной из них.
Итак, все невербальные средства делятся на четыре группы:
паралингвистические (культура голоса, тембр, регистр, интонация, темп, громкость и т.д.);
экстралингвистические (смех, стук, кашель, вздохи, плач, заикание и т.д.);
кинесические (жесты, мимика, позы, телодвижения, взгляд и т.д.) ;
проксемические (расстояния, передвижения, пространственные расположения и т.д.).
Слайд 9Паралингвистические и экстралингвистические средства коммуникативной деятельности основываются на тональных и тембровых
особенностях языка и звуках, производимых с помощью голоса, а также на их использовании в определенной культуре.
Коммуникативное поведение человека (кинесика) складывается также из различных телодвижений, как и человеческая речь – из последовательных слов, предложений, фраз. Отдельное движение человека, имеющее коммуникативную значимость, получило название кинемы .
Элементами кинесики следует считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, как знак победы). Другими словами, в кинесике всегда присутствуют два слоя: естественный и культурный.
При этом человек склонен интерпретировать даже сугубо природные особенности лица с помощью своих культурных традиций.
Слайд 10К кинесике в первую очередь относят жесты.
Большинство людей во время
общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, казать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстрировать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний.
Слайд 11Важнейшим и незаменимым элементом невербальной коммуникации является мимика.
Она помогает человеку
излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Нередко по лицу человека можно узнать больше, чем из его слов. Между мимикой и словами существует согласованность, поэтому мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность достаточно сильна, это сразу же становится понятным даже неопытному человеку: ложь в первую очередь отражается на лице. Однако различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.
Слайд 12К кинесическим средствам относится также и контакт глаз.
Он является специфической
формой человеческого общения, поскольку с помощью глаз человек может выразить широкую гамму чувств. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации.
Важную роль в коммуникативной деятельности играют также одежда и внешний вид (прическа, украшения косметика и т.п.) Они говорят о стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, его социальный статус, роль, работа.
Слайд 13
Невербальным средством коммуникативной деятельности могут стать и цветовые предпочтения, поскольку цвет,
часто связан как с контекстом общения (свадьба или похороны, лекция или защита диссертации), так и с ролью человека в ситуации (жених или невеста, политик или журналист). Цветовые предпочтения могут много рассказать о человеке. Межкультурные различия также могут выражаться в использовании того или иного цвета в определенной ситуации. Так, в Африке знаком траура считается белый цвет, а не черный.
Слайд 14
В процессе коммуникативной деятельности взаимодействие между людьми во многом осуществляется за
счет организации пространства.
Изучением пространственных расположений коммуникантов занимается проксемика.
Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей территориальной и пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно различаются в разных культурах и довольно значимы для коммуникации.
(1914—2009) Эдвард Холл
— антрополог, создатель науки проксемики; «великий дедушка» нейролингвистического программирования (НЛП)
Слайд 15Значительное место в концепции культурной грамматики Э. Холла занимает разработка категории
пространства. Американский культурантрополог является основоположником специальной дисциплины – проксемики, изучающей роль пространства в человеческом поведении.
Согласно концепции Холла можно определить, по меньшей мере, четыре аспекта использования людьми пространства, и это использование варьируется от культуры к культуре:
личное пространство; ориентация в пространстве; межличностная дистанция; организация пространства.
Согласно теории проксемики, в разных культурах по-разному
структурируется и пространство межличностного взаимодействия. Это проявляется как в символике «языка тела» (жесты, прикосновения), так и в способах персонализации пространства.
Слайд 16Холл выделяет четыре дистанционные зоны, подразумевая под этим дистанцию в общении
по отношению к другому человеку или группе лиц:
интимная дистанция- (от полуметра до непосредственного телесного контакта);
зона личного общения-(до одного метра); это расстояние позволяет обмениваться рукопожатием, похлопывать друг друга по плечу;
социальная дистанция-(от двух до трёх метров), характерная для ведения деловых разговоров;
зона публичного общения (более трёх метров), типичная для ситуации общения в режиме оратор – публика.
В разных культурах существуют свои представления и образцы в организации пространства. Организационный фактор имеет широкий и пёстрый спектр форм проявлений, распространяется и на городское планирование, и на строительство домов, и на внутреннее устройство помещений.
Слайд 17Организация пространства отражает также отношения иерархии. В разных культурах для выражения
отношений господства и подчинения существуют свои пространственные сигналы.
Таким образом, учёт культурно обусловленных различий пространственной организации общения может способствовать преодолению недоразумений, возникающих, в том числе и на этой основе, при взаимодействии представителей разных культурных групп.
Итак, согласно основным положениям концепции культурной грамматики Э. Холла все параметры культурных систем, включая темпоральный фактор, контекстность культуры, отношение к пространству, представленные в этом разделе, специфичны, как и языки разных народов. В совокупности с вербальными способами каждый из этих элементов участвует в коммуникации, несёт в себе информацию, более значимую по Холлу, чем языковой код. Изучение «скрытых» сигналов разных культур является, по мнению Холла, необходимым основанием для разрешения проблем, возникающих в процессах межкультурного общения.