Средневековая философия запада и востока презентация

Содержание

План лекции Западная средневековая философия Восточная средневековая философия

Слайд 1СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА И ВОСТОКА


Слайд 2План лекции
Западная средневековая философия
Восточная средневековая философия


Слайд 3Западная средневековая философия
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (IV – XV вв.)
Апологетика (от греч.

«апология» - защита) I – VI вв.

Переходный этап от античности к средневековью, сутью его является защита и обоснование христианских принципов от критика их со стороны язычества.

Выдвигаются такие проблемы как:

- уточнение личности Христа, т.е. обладает ли он божественной или человеческой природой.

- обоснование идей троицы, т.е. бог един или существует в трех ипостасях.

Унитарии – бог един. Тринитарии – бог троичен.

- Проблема обоснования философии как средства поддержки религиозных догматов. Вера становится выше разума.


Слайд 4Патристика (с лат. «отец») VI – IX вв.
На этом этапе

происходит интеллектуальное оформление христианского вероучения.
Философия развивается на основе идей Платона и неоплатонизма.

Схоластика (с лат. – дошкольная философия) IX – XV вв.

Развивалась под влиянием идей Аристотеля, возникло много идей не согласующихся с христианкой религией.


Слайд 5АПОЛОГЕТИКА (I – VI вв.)
Квинт Септимий Тертуллиан
(ок. 160 – 230

гг.)

Поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры.
Между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения.

«Верю потому что нелепо» (истинность веры отлична от истинности разума).
Евангелие – единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания.


Слайд 6Ориген (184 - 254)
- Считал христианство завершением эллинистической философии.
- Искал

в трактатах древних философов правильные, с точки зрения христианства моменты.
- Объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском.

Слайд 7Григорий из Ниссы (Нисский)
(ок. 335 – 394 гг.)
- Занимался

обоснованием догмата Святой Троицы.
- Опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум и мировая душа.
- Божественные особы отделены друг от друга, но их соединяет божественная сущность.

Слайд 8ПАТРИСТИКА (VI – IX вв.)
Аврелий Августин
(«отец Римской церкви»)
(354 – 430 гг.)


- «Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо».
- Бог сверхприроден.
- «Верю чтобы понимать, понимаю чтобы верить».
- «Время есть мера движения и изменения».
- «Человек испытывает страдания ровно на столько, насколько поддается им».

Основные работы «Исповедь», «О граде Божием»


Слайд 9Северин Боэций (ок. 480 – 524 гг.)
Основной труд «Утешение философией»


Обсуждает проблему общего и отдельного, существует ли общее на ровне с отдельным? если да, то отдельно от вещей, или в вещах?

Как соотнести свободу воли и божественное проведение?

Боэций выступил связующим звеном между античностью и средневековьем так как занимался объяснением древних трактатов.


Слайд 10СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)
ПОИСК УНИВЕРСАЛИЙ
РЕАЛИСТЫ
Реализм (от. лат. realis – вещественный,

действительный) -
Общее существует реально.

НОМИНАЛИСТЫ
Номинализм (от лат. nomen – имя, наименование) – общее существует после вещей в сознании человека, носителем общего является слово, имя.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ
учение, признающее значимость как реализма так и номинализма






Слайд 11Иоанн Скот Эриуген
(«первый отец схоластики»)
(ок. 810 – 877 гг.)
- Философская

система по типу неоплатонизма.
- Подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию.
- Один из первых защитников рационализации теологии.

Слайд 12Ансельм Кентерберийский
(«второй Августин»)
(1033 - 1109)
- Без веры нет подлинного познания.
-

«Вера ищет разум» (таким образом впервые сформулировал задачи теологии и философии).
- Истина содержится не только в мышлении, она самостоятельна и реально существует.
- В вопросе поиска универсалий занимает позицию умеренного реализма.

- При доказательствах существования бога, использовал так называемое онтологическое доказательство (из понятия вещи выводится доказательство ее реального существования).


Слайд 13Фома Аквинский
(1225 или 1226 – 1274 гг.)
- Разграничил области философии и

теологии: предметом первой являются «истины разума», второй «истины откровения»
- Разделял идею бессмертия души.

Слайд 14Уильям Оккам
(ок. 1300 – 1349 гг.)
- Последовательный сторонник номинализма
- Боролся

против господства церкви над государством
- Внес существенный вклад в разработку логики.

Слайд 15РАЗЛИЧИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ


Слайд 162. Восточная средневековая философия
VII-VIIIвв по XIIIв. Значительная роль ислама в

становлении арабского государства.
Создание огромного полиэтнического и теократического Халифата.
Мусульманская философия развивалась между теологией (учение о Боге) и наукой.

Слайд 17Это ситуация направляла философию на свободное развитие, на познание Бога и

человека.
Это было названо Ренессансом мусульманской духовности.

Слайд 18 Направления мусульманской философии:
1) Учение Братьев чистоты.
2) Восточный перипатетизм
3) Философия мусульманской

ортодоксии
4) Суфизм

Слайд 191- е направление- Х в.г. Баср. Основная черта синкретизм- объединение всех

религий и философских систем.

2 - е направление – IX-XI вв. основоположник аль-Кинди (философ арабов) (800-870 г.г)


Слайд 20Общие черты: деизм, пантеизм, теория эманации.
Выдающиеся представители Аль-Фараби, Ибн- Сина,

аль Бируни, Ибн-Рушд и др.

Слайд 21- основное произведение “Жемчужины премудрости”
- Бог- высшая ступень, необходимо сущее, он

есть первоначальный источник всякого истечения, причина многообразия. Мир, универсум подобен по сущности Богу (пантеизм), по форме –многообразен.

Аль-Фараби-(870-950 г.г)


Слайд 22Материя- низшая ступень в иерархии форм, но обладает активностью. Человек –

сочетает в себе божественное и активное разумное, познающее бога.
Гносеология (эпистемология)- познание мира путем отражения.
О добродетельном человеке, все кач-ва которого направлены к достижению счастья.

Слайд 23Основной труд “Канон врачебной науки”. Основной философский труд “Книга исцеления”. Материя

богоподобна. Не мир связан с Богом, а материя. Мир – результат соединения материи и формы.
Гносеология- обучение и озарение.

Ибн-Сина (Авиценна)-980-1037 г.г.


Слайд 24Если христианская философия основывалась на схоластике, то мусульманская – на каламе-

методе рассуждения, основанном на собственном разуме подвергающим все сомнению. Крупное направление калама – ашариты, которые утверждали примат разума (акл) над религиозными традициями (накл)

Слайд 25Арабо-мусульманская философия -важный этап в развитии мировой философии.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика