Средневековая философия презентация

Содержание

План Основные черты средневековой философии. Средневековая патристика. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм в средневековой философии. Арабская средневековая философия

Слайд 1ТЕМА 3
Средневековая
философия


Слайд 2План
Основные черты средневековой философии.
Средневековая патристика.
Средневековая схоластика. Реализм и номинализм в средневековой

философии.
Арабская средневековая философия

Слайд 3Основные этапы развития средневековой философии


Слайд 4Вопрос 1. Основные черты средневековой философии.
Теоцентризм
(главной причиной

всего сущего, высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог)
Догматизм
Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии)
Креационизм
Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)

Слайд 5Провиденциализм
Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения
Эсхатология

Учение о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении

Теодицея
Признание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей
Превосходство веры над знанием
Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога


Слайд 6Вопрос 2. Средневековая патристика.


Слайд 7Гностицизм Основные идеи:
Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений

Делили людей на 3 категории:

«плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди

Противопоставление духа и материи

Слайд 8Апологетика Основные идеи:
Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения

«Верю потому, что

абсурдно»

Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний

Слайд 9Манихейство Основные идеи:

Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного

и дьявольского)


Путь спасения человека - аскетический образ жизни



Слайд 10Догматика Основные идеи:
Аврелий Августин Блаженный
(«Исповедь», «О троице»,
«О граде Божьем»)
Цель и

смысл жизни человека – познание Бога и презрение к себе
Бог не только сотворил весь мир, но и продолжает творить его дальше
Божественные свет – сила, способная высвечивать подлинную сущность вещей
Источники знаний человека: опыт и вера (абсолютное превосходство веры над знанием)

Слайд 11Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело –

лошадь, душа – наездница

Зло – результат свободной воли человека

Субординация между институтами общественной жизни предопределена свыше: «град земной» и «град Божий». Теократический характер государства.


Слайд 12Вопрос 3. Средневековая схоластика.


Слайд 13Реализм
– направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно

существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Гильом из Шампо




Слайд 14Номинализм
– (от лат. номен – имена) – направление

теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Иоанн Росцелин,
Уильям Оккам

Слайд 15Философия Фомы Аквинского.
Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики
В 1878 г. учение

Фомы Аквинского – томизм – решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма (сегодня неотомизм)
Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля

Слайд 16Доказательства существования Бога Фомы Аквинского:

Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то)

другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог
Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог

Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог
Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог
Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему – Бог

Слайд 17Исследование проблемы познания Фомой Аквинским:
Откровение и разум (вера и знание) –

не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия
Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания
Вера и разум дают истинное значение
Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание
Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо

Слайд 18Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души
Не

поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение
Философия и теология – разные науки
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом
Все остальное (Божественное откровение) может познать только теология

Слайд 19Пьер Абеляр Основные идеи:
Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой

Сформулировал теорию «двух истин»,

достигаемых с помощью веры и разума

Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума

Слайд 20Уильям Оккам Основные идеи:
Отделил философию от теологии

Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей не

следует умножать без необходимости

Слайд 21 Вопрос 4. Арабская средневековая философия
Аль-Кинди

Аль-Фараби

Ибн-Сина (Авиценна)

Аль-Газали

Ибн-Рушд (Аверроэс)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика