Слайд 1Тема
Современные теории формирования профессионально-трудовой компетенции
Слайд 2Профессионально-трудовая компетенция
направлена на профессиональное, социальное и личностное самоопределение; планирование будущего образа и качества жизни,
профессионального пути и карьеры; готовности к постоянным изменениям в личной и профессиональной жизни (мобильность, конкурентоспособность, инновационное мышление, инициатива, самостоятельность, ответственность, производительность); готовность к адаптации на рынке труда, к профессиональному росту.
Формирование данной компетенции основывается на ценностях: труд, профессиональная деятельность, общество.
Слайд 3понятия
Деятельность представляет собой активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого
живое существо выступает как субъект целенаправленного воздействия на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности.
Труд это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он, при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей (по К.Марксу).
Труд- это вид деятельности
Слайд 4И.Г.Песталоцци
Соединения обучения с производительным трудом
Слайд 5К.Д.Ушинский
Только свободный труд, труд, который наполняет душу, является источником человеческого счастья
и достоинства.
Слайд 6С.Т.Шацкий
Труд и деятельность как способ взаимодействия со средой
Детский труд отличается от
взрослого своим общеобразовательным характером
Слайд 7Н.К.Крупская
Работа «Народное образование и демократия»
Школа должна быть не школой учебы, а
школой труда
Слайд 8А.С.Макаренко
Трудом должны начинать заниматься по возможности рано. С 10-летнего возраста
дети могут заниматься производительным трудом.
Организация жизни и труда должна быть предоставлена самому коллективу.
Слайд 9В.А.Сухомлинский
единство трудового воспитания и общего развития – нравственного, интеллектуального, эстетического,
физического; раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде; высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность; раннее включение в производительный труд; многообразие видов труда; постоянство, непрерывность труда; черты производительного труда взрослых в детском труде; творческий характер труда, сочетание усилий разума и рук; преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков; всеобщий характер производительного труда; посильность трудовой деятельности; единство труда и многогранной духовной жизни.
Слайд 10Евгений Александрович Климов
Оптант. Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены
профессии и делает этот выбор.
Адепт. Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее.
Адаптант. Фаза привыкания молодого специалиста к работе.
Интернал. Работник, который идентифицировал себя с выбранной профессией, активно включается в профессиональную деятельность и выполняет основные профессиональные функции.
Мастер. Имеет высокие формальные показатели квалификации, может решать и простые, и трудные профессиональные задачи, имеет профессиональные достижения.
Авторитет. Мастер своего дела, уже хорошо известный и признанный коллегами в профессиональном кругу,
Наставник. Авторитетный мастер своего дела, имеет последователей, учеников.
Слайд 11закон
соответствие человека качеств его личности трудовой деятельность: от этого зависит и
трудовая успешность, и удовлетворенность человека от жизни
Слайд 12Эвальд Фридриховия Зеер
Личностно-ориентированное профессиональное образования – это особый вид образования,
основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития субъектов обучения
Слайд 13Николай Сергеевич Пряжников
Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой
ключевую позицию занимает детерминация будущим – жизненными целями, планами и ориентациями. Необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности.
Слайд 14Вехи трудового воспитания
В 1884 г. был разработан «Проект общего нормального плана промышленного образования
в России». В результате ручной труд был введен в народные училища как учебный предмет.
В 1918 г. под руководством А. В. Луначарского и Н. К. Крупской были разработаны документы, разработано «Положение об единой трудовой школе» (связь обучения с производительным, общественно необходимым трудом, с окружающей жизнью; общеобразовательный политехнический характер обучения на обеих ступенях школы)
В 1931 г. было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Трудовое воспитание стало осуществляться в мастерских, сеть которых была создана при школах. Труд остался в школе как учебный предмет.
В 1937 г. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) отменил трудовое обучение как самостоятельный предмет.
В 1958 г. был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В его основе лежал принцип соединения обучения с производительным трудом.
В 1984 г. была предпринята попытка школьной реформы, суть которой заключалась в соединении общеобразовательной школы с профессиональной.
В 2003 г. Присоединение России к Болонскому процессу.
Слайд 15Проблемы
Экономический аспект проблемы. Характерной особенностью современного дня является развитие рыночной экономики.
С одной стороны, формируется высокотехнологичное производство, что требует высокого уровня развития профессиональных компетенций, с другой стороны, на рынке труда присутствует непритязательный сектор, где находят сферу приложения своих сил малоквалифицированные работники. В результате появляется возможность, не повышая своей профессионально-трудовой подготовки, найти сферу для приложения сил.
Социальный аспект проблемы. Неоднозначность экономической и социокультурной ситуации в России привела к снижению престижа рабочих профессий и потере уважения к труду. Сознание того, что труд — источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд, — не воспитывается современной школой. Более того, жизнь дает массу примеров тому, что можно добиться жизненных благ «легким» и неправовым путем. Все это способствует развитию материальных ценностей в ущерб духовным.
Технологический аспект проблемы. Профессионально-трудовая подготовка учащихся в современной школе базируется на технологиях и оборудовании прошлого поколения. Учебная среда современной школы не соответствует реальным технологическим и информационным требованиям технически оснащенной деятельности в условиях высокотехнологического производства.
Психологический аспект проблемы. Сложившаяся практика профессиональной ориентации находится не на должном уровне. В результате выпускники школы не осознают своих профессиональных намерений и предпочтений. Достоверная информация о потребностях производства, о месте и роли человека труда не становится основанием для выбора профессий старшеклассниками. Кроме знаний о работе родителей, ведущими являются случайные сведения, полученные от сверстников и распространяемые средствами массовой информации. Представления учащихся о подходящей для них престижной и выгодной работе чаще всего не соответствуют их реальным целям и реальной социально-экономической ситуации в стране.
Слайд 16Документы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, соответствующих мировому научно-техническому уровню производства, конкурентоспособных на российском и мировом рынках труда. Особо значимым становится повышение объемов и качества подготовки по профессиям технического профиля в соответствии приоритетными направлениями развития наукоемкого производства и информационной сферы.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирована стратегическая цель политики государства в области образования — приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и производства, повышение качества образования согласно требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 17Формы трудовой деятельности в современной практике
Профильные отряды (спортивные, туристические, художественно-эстетические, журналистские
и т.д.), ученические производственные бригады, ремонтно-строительные бригады по восстановлению школьной мебели и оборудования, отряды по благоустройству и озеленению пришкольных участков, экологические группы по благоустройству зеленых зон города, сельхозотряды по обработке овощей,
Общественно полезная деятельность школьников направлена на оказание помощи ветеранам войны и труда, помощь в подготовке школ к новому учебному году; благоустройство территорий образовательных учреждений, городских парков и скверов, детских дворовых площадок; проведение спортивных и досуговых мероприятий в лагерях дневного пребывания, детских садах и школах-интернатах.
Благоустройство: акции по высадке саженцев, благоустройству улиц, уходу за памятниками и мемориальными досками, оказанию помощи ветеранам войны и труженикам тыла.
Летняя трудовая практика. В период каникул школьники проходят летнюю трудовую практику на добровольных началах в составе различных трудовых бригад.
Слайд 18Ситуация
В выпускном классе проводился опрос о профессиональных планах, оказалось, что 50
% не определись в выборе будущей профессии; 80 % их тех, кто определился с выбором, имеют смутное представление о профессии, которой они готовы посвятить свою жизнь.
1. Несформированность какого содержательного компонента профессионально-трудовой компетенции отражает эта ситуация?
2. Какие ресурсы необходимо привлечь для восполнения пробелов формирования профессионально-трудовой компетенции в период школьной юности?
3. Определите необходимые организацинно-педагогические меры, направленные на улучшение ситуации?