Слайд 1Социальные навыки, и не только (психологическое сопровождение взросления людей с РАС)
Костин
Игорь Анатольевич,
Институт коррекционной педагогики, Лаборатория содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями
www.институт-коррекционной-педагогики.рф
Слайд 2Темы:
1. Устойчивые во времени и затрудняющие адаптацию особенности развития при РАС
2.
Условия продвижения вперед и основные направления психолого-педагогической помощи.
3. Продвижение в социальном развитии: освоение правильных привычек и социальных ролей.
4. Развитие понимания себя и людей: беседа.
5. Развитие понимания себя и людей: ведение дневника, проработка художественных текстов.
6. Метод FC – один из методов АДК, используемый при РАС.
7. Опыт групповой работы в ИКП: приобщение к культуре праздников, Клуб.
Слайд 3Периодические издания Института
Сетевое: Альманах Института (http://alldef.ru/ru/)
Печатные:«Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития», «Дефектология»
defectolog@ikprao.ru
Слайд 4Книги сотрудников Лаборатории
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути
помощи. – М: Теревинф, 2014 (последнее издание).
Никольская О.С. и соавт. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М: Теревинф, 2005.
Никольская О.С. и соавт. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М: Полиграф сервис, 2003.
Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М, 2004.
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. – М.: Теревинф, 2007, 2009, 2012
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА (работы сотрудников лабор-и)
Альманах Института коррекционной педагогики: №№ 18 – 20,
23. (http://alldef.ru/ru)
Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) – Альманах ИКП, вып. 14 (2010): http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo
Никольская, О.С. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра / О.С. Никольская, И.А. Костин – Дефектология – 2015 -- № 6. -- С. 17 – 26.
Лаврентьева, Н.Б. Создание «Личного букваря» как метод коррекционно-развивающего обучения детей с РАС / Н.Б. Лаврентьева, М.М. Либлинг – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2016 -- № 3 – С. 50-60.
Слайд 6ЛИТЕРАТУРА
Подготовка к школе детей с аутистическими расстройствами: Лаврентьева Н.Б. в журнале
«Дефектология»: 2008 – 4, 5, 6; 2009 – 1, 2, 3.
Розенблюм, С.А. Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе - С.А. Розенблюм – Аутизм и нарушения развития. – 2009 - № 2;
Розенблюм, С.А. – Обучение детей с РАС в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии (общие подходы и практический опыт) / С.А. Розенблюм, М. В. Моисеева – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012-№ 5.
Вместе к самостоятельной жизни / под ред. А.М. Царева. – Псков : ПОИКПРО, 2014. (в интернете)
Слайд 7- Сатмари, П. Дети с аутизмом / П. Сатмари – СПб
: Питер, 2005. – 224 с.
- Андреева С.В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями / С.В. Андреева – Псков: ПОИКПРО, 2004. – 82 с.
- Вяхякуоспус Е. М. Зеркало / Е. М. Вяхякуоспус, А. Мелихов – СПб: Изд-во Журнал «Нева», 2005. – 216 с.
- Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями: Учебное пособие / Под научн. ред. Д.Н. Исаева – СПб.: ИСПиП, 2014. – 124 с.
Слайд 8
Богдашина О.Б. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера: говорим ли
мы на одном языке? – М. : Наш Солнечный Мир, 2016
Шор С За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера / Стивен Шор – М. : Наш солнечный мир, 2014
Стюард Р. Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра / Робин Стюард – М.: «Наш Солнечный Мир», 2016.
Кулешова И.И. Правила написания Социальной Истории – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017 -- № 3.
Слайд 9Интернет-ресурсы
Сайт «Ассоциация комплексной коррекционной помощи»: http://www.corhelp.ru/poleznye-materialy/
Сайт фонда «Выход»: http://outfund.ru/
Сайт, посвященный синдрому
Аспергера: http://aspergers.ru/
Сайт Федерального ресурсного центра по аутизму: http://www.autism-frc.ru/
Журнал «Аутизм и нарушения развития»: http://psyjournals.ru/autism/
Слайд 10Феномен аутизма
в современной культуре
Художественные произведения:
Марк Хэддон (Великобритания) «Загадочное ночное
убийство собаки»
Алиса Рекунова «Жизнь среди людей»
Марти Леймбах «Дэниел молчит»
Фильмы: Человек дождя (США, 1988)
Бен Икс (Бельгия, Нидерланды, 2009)
Темпл Грэндин (США, 2010)
Рай океана (Китай, 2010)
Адам (США, 2009)
Что съедает Гилберта Грейпа (США, 93)
Слайд 11Устойчивые трудности аутичных людей, затрудняющие их дальнейшую адаптацию и развитие
Невыносливость –
как с людьми, так и с сенсорной средой
Стереотипность – выстраивание взаимодействия в основном на основе своих излюбленных тем и впечатлений
Слайд 12В области социальных отношений:
- пресыщаемость и низкая выносливость в общении;
безынициативность ;
стереотипность – склонность выстраивать контакт на основе своих стереотипных интересов;
монологичность, недоучет обратной связи в общении;
- наивность, трудности понимания и учета подтекста, юмора, «неписаных правил» конкретной ситуации взаимодействия .
Слайд 13В области коммуникации:
трудности развернутой речи;
особые речевые интонации;
особые мимика
и общая моторика;
неуместно «книжная» речь.
В области самосознания:
трудности выражения своих предпочтений, желаний, внутреннего мира в целом;
особенное структурирование автобиографического опыта (отдельные яркие впечатления)
Слайд 14В познавательной области
трудности активной переработки и утилитарного использования имеющихся знаний;
фрагментарность,
недостаточность целостности в представлениях о мире;
несформированность «модели психического»
Слайд 15В эмоционально-волевой сфере:
-- низкие стрессоустойчивость и самообладание
недостаточность собственной волевой регуляции поведения
-
фрагментарность автобиографического опыта, недостаточно целостное представление о себе и о событиях своей жизни
Слайд 16Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок
с аутизмом»
Возможно, я не так уж хорошо могу поддерживать беседу и избегаю глазного контакта, но заметили ли вы, что я не лгу, не мошенничаю в играх, не сплетничаю о моих знакомых, не осуждаю других людей?
Слайд 17Об обитателях «Дома Woodwiew» для взрослых с РАС
(Питер Сатмари «Дети с
аутизмом», гл. 7)
Они не чувствуют себя виноватыми друг перед другом, не предают друг друга и никогда не проявляют агрессии. Они не проявляют жестокости по отношению друг к другу и не смеются над эксцентричностью или фобиями друг друга … Родители и персонал понимают, что выпустить их без защиты в реальный мир – значит подвергнуть их смертельной опасности. Тем не менее они взрослые и являются частью общества, хотя и живут на грани человеческих отношений и с точки зрения большинства стандартов «антисоциальны».
Слайд 18Последствия прекращения психокоррекционной поддержки в школьные годы
Фиксируются трудности развернутой речи
Фрагментарность,
неполнота представлений о своем собственном внутреннем мире. Трудности выражения своих эмоций, желаний и предпочтений; несформированность представления о внутреннем мире другого человека;
Освоение учебного материала на худшем уровне, чем это потенциально доступно
Слайд 19Задачи психокоррекционного сопровождения:
1. формирование социальных навыков, адекватного социального поведения, освоение социальных
ролей;
2. усложнение картины мира, помощь в осмыслении мира людей и отношений.
Слайд 20Направления психокоррекционной помощи
Обучение адаптивному социальному поведению
Развитие осмысления себя и других
людей
Слайд 21Задачи формирования адаптивного социального поведения
Освоение общепринятых социальных ролей (прохожий, покупатель, пассажир,
клиент…)
Понимание смысла и разумности общепринятых правил
«Правила выполняют не все и не всегда»
Слайд 22Оливер Сакс «Антрополог на Марсе»
Многие из них обучаются … демонстрировать, по
крайней мере внешне, поверхностно, осознание социальных правил – и эта формальность их поведения сбивает с толку. Особенно я это почувствовал, посетив одну школу, ученики которой заученно протягивали ладошки и говорили громкими монотонными голосами: «Доброе утро меня зовут Петер… У меня все отлично спасибо как ваши дела» – без всякой интонации и пунктуации, без эмоции и настроения, будто читая скучный перечень.
Слайд 23Социальные истории
(Carol Gray)
описывают ситуацию, действие, понятие в соответствии с социальными
правилами и точками зрения, чтобы поделиться точной социальной информацией терпеливым, подбадривающим, легко понятным для слушателей образом.
Слайд 24Carol Gray: «Половина всех социальных историй создается просто для того, чтоб
человек мог с гордостью отметить свои достижения (навыки, способности, сформированные черты характера), или идеи.»
Эта статья – для Курта как приз. Взрослые в школе Мэплвуд отметили, что Курт несколько раз действовал или говорил самым лучшим образом! Наибольшее впечатление на них произвело, когда Курт выслушивал других и помогал тем, кому было трудно справиться с задачей, даже если он при этом чувствовал некоторое разочарование. Это очень по-взрослому!
Однажды Курт захотел поиграть в Йо-йо. Конечно, хорошо было бы, если бы можно было сразу взять нужную вещь, но тут появилась одна проблема. Все имеющиеся Йо-йо разобрали, так сказали Курту. Он, видимо, почувствовал себя немного грустно и разочарованно. Но он не вышел из себя. Он спокойно выслушал, потерпел, и уже скоро смог играть в свое Йо-йо. На взрослых произвело большое впечатление, насколько зрело Курт отреагировал на эту ситуацию.
В другой раз Курту надо было вернуть одну из книг на книжной ярмарке. Это тоже для Курта было разочарованием. В подобный момент, наверное, каждому ребенку было бы печально. Курт снова не вышел из себя, а спокойно вернул книгу, что также вызвало уважительное отношение у других: какое же это разумное и взрослое поведение!
В Мэплвуде важно, чтобы тебя уважали. Когда Курт сам показывает уважительное отношение и держит себя в руках – он сразу становится членом Мэплвудской уважительной команды!
Слайд 25Типы предложений, используемых в Социальных Историях
Описательные
Перспективные
Директивные
Поддерживающие
Контролирующие
Незавершенные …
Необходимое соотношение
предложений:
Директивных – менее половины!
Слайд 26Tony Attwood
(Brisbane, Австралия)
Программа когнитивно-бихевиоральной терапии «Исследование чувств» (Exploring Feelings), направленная
на развитие самосознания и преодоление тревоги и агрессии.
Понятия «ящика эмоциональных инструментов», «ядовитых мыслей» и «мыслей-противоядий».
Слайд 27Методы развития понимания своего внутреннего мира, других людей, человеческих отношений
Беседа
Дневниковая
работа
Проработка художест-венных текстов
Слайд 28О ведении беседы с аутичными подростками (Питер Сатмари «Дети с аутизмом»,
гл. 6)
Цели заключаются в том, чтобы помочь детям сознательно отдавать себе отчет в потребностях слушателя во время разговора … Тренировка должна быть естественной частью повседневной жизни, ее не нужно рассматривать как время для «терапии». Разговор должен развлекать ребенка, чтобы он видел ценность вовлеченности в социальные отношения посредством разговора, он должен быть частью естественного течения ежедневной рутины, и в нем не должно быть никакого принуждения … Принципиально важно, чтобы на переднем плане и в центре любого разговора с ребенком … был контекст. Определить контекст разговора можно, спрашивая ребенка об общеизвестных событиях, практикуя разговоры, которые на рутинной основе ведутся с обычными детьми, и беседуя об особенных интересах ребенка.
Слайд 29О ведении беседы с аутичными подростками (Питер Сатмари «Дети с аутизмом»,
гл. 6)
Обучение социальным навыкам также оказывает непосредственное влияние на способность вести беседу … Поскольку люди, страдающие аутизмом, интуитивно не отдают себе отчета в том, что их поведение может негативно влиять на окружающих, чтобы они это поняли, им необходима активная обратная связь. Я говорю им, что мне трудно следить за нитью беседы или что мне немного скучно, и предлагаю поговорить о чем-нибудь другом. Чтобы разобраться в упоминаниях о чем-л. или о ком-л., смысл которых неясен, я задаю очень много вопросов … Я часто перебиваю ребенка, … чтобы он излагал суть и не тратил слишком много времени на детали … Эта постоянная обратная связь учит подростков лучшему осознанию навыков и лингвистических средств, … чтобы вести связный разговор, они запоминают эти правила и в дальнейшем сами используют их.
Слайд 30Донна Уильямс «Никто нигде»
Постепенно я осознала, что из художественных книг, которые
меня заставляют читать в школе, ровно ничего не понимаю. Я могла прочесть книгу от начала до конца, но так и не понять, о чем она. Как будто смысл терялся в мешанине знакомых слов.
Слайд 31Facilitated Communication, FC
Процесс, при котором один человек – так наз. ФАСИЛИТАТОР
– поддерживая за руку или за кисть человека с трудностями коммуникации, помогает ему печатать на клавиатуре или на другом аппарате и таким образом коммуницировать.
Слайд 32Метод оценивается противоречиво, поскольку, согласно многим экспертным оценкам, приписываемое клиенту печатаемое
содержание на самом деле диктуется или обусловливается действиями фасилитатора.
В то же время в других оценках приводятся примеры валидности метода, а некоторые его пользователи сообщают о печатании с минимальной поддержкой – с рукой фасилитатора на плече.
www.wikipedia.org
Слайд 33Stephen N. Calculator (1999)
Вслед за первоначальными столь оптимистичными сообщениями Биклена (1990,
1993), Кросли (1992, 1994) и других, применение FC получило широкое распространение в США и других местах, однако не сопровождалось попытками подвести теоретическую базу под подход или доказать его валидность. Об успехах FC сообщалось с опорой на качественные методы исследований. Другая часть научного сообщества при этом задавалась вопросом о допустимости подобных методов при изучении воздействия FC.
Слайд 34Stephen N. Calculator (1999)
Экспериментаторы, между тем, сосредоточились на сомнениях и ниспровержении
эффективности данного подхода. Пойманными в этот научный капкан оказались люди с тяжелыми нарушениями коммуникации – те самые, которые могли бы получить (хотя, возможно, и не получить) пользу от FC. На них самих и на их близких продолжают литься потоки противоречивой информации и взаимоисключающие рекомендации относительно этого метода.
Слайд 35Литература по методу FC
- Е.Г. Заварзина-Мемми Приключения другого мальчика. – М
: ACT: CORPUS, 2014
- М.Ю. Веденина, И.А. Костин Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом. – Дефектология. – 2003.–№ 6.
- Е.Г. Заварзина Обучение детей с тяжелыми нарушениями реи методу альтернативной коммуникации – Аутизм и нарушения развития. – 2004 -- № 3.
Карпенкова И.В. Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития. – М.: «Наш солнечный мир», 2013.
С.А. Морозов Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии. – М.: Общество помощи аутичным детям «Добро», 2010. -- С. 42 – 49.
Слайд 36Спасибо за внимание!
Костин Игорь Анатольевич
kostin@ikp.email