Презентация на тему Социальные навыки, и не только (психологическое сопровождение взросления людей с РАС)

Презентация на тему Социальные навыки, и не только (психологическое сопровождение взросления людей с РАС), предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 36 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Социальные навыки, и не только (психологическое сопровождение взросления людей с РАС)

Костин Игорь Анатольевич,
Институт коррекционной педагогики, Лаборатория содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями
www.институт-коррекционной-педагогики.рф


Слайд 2
Текст слайда:

Темы:

1. Устойчивые во времени и затрудняющие адаптацию особенности развития при РАС
2. Условия продвижения вперед и основные направления психолого-педагогической помощи.
3. Продвижение в социальном развитии: освоение правильных привычек и социальных ролей.
4. Развитие понимания себя и людей: беседа.
5. Развитие понимания себя и людей: ведение дневника, проработка художественных текстов.
6. Метод FC – один из методов АДК, используемый при РАС.
7. Опыт групповой работы в ИКП: приобщение к культуре праздников, Клуб.


Слайд 3
Текст слайда:

Периодические издания Института

Сетевое: Альманах Института (http://alldef.ru/ru/)
Печатные:«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дефектология»
defectolog@ikprao.ru


Слайд 4
Текст слайда:

Книги сотрудников Лаборатории

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М: Теревинф, 2014 (последнее издание).
Никольская О.С. и соавт. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М: Теревинф, 2005.
Никольская О.С. и соавт. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М: Полиграф сервис, 2003.
Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М, 2004.
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. – М.: Теревинф, 2007, 2009, 2012


Слайд 5
Текст слайда:

ЛИТЕРАТУРА (работы сотрудников лабор-и)

Альманах Института коррекционной педагогики: №№ 18 – 20, 23. (http://alldef.ru/ru)
Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) – Альманах ИКП, вып. 14 (2010): http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo
Никольская, О.С. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра / О.С. Никольская, И.А. Костин – Дефектология – 2015 -- № 6. -- С. 17 – 26.
Лаврентьева, Н.Б. Создание «Личного букваря» как метод коррекционно-развивающего обучения детей с РАС / Н.Б. Лаврентьева, М.М. Либлинг – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2016 -- № 3 – С. 50-60.




Слайд 6
Текст слайда:

ЛИТЕРАТУРА

Подготовка к школе детей с аутистическими расстройствами: Лаврентьева Н.Б. в журнале «Дефектология»: 2008 – 4, 5, 6; 2009 – 1, 2, 3.
Розенблюм, С.А. Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе - С.А. Розенблюм – Аутизм и нарушения развития. – 2009 - № 2;
Розенблюм, С.А. – Обучение детей с РАС в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии (общие подходы и практический опыт) / С.А. Розенблюм, М. В. Моисеева – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012-№ 5.
Вместе к самостоятельной жизни / под ред. А.М. Царева. – Псков : ПОИКПРО, 2014. (в интернете)


Слайд 7
Текст слайда:

- Сатмари, П. Дети с аутизмом / П. Сатмари – СПб : Питер, 2005. – 224 с.
- Андреева С.В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями / С.В. Андреева – Псков: ПОИКПРО, 2004. – 82 с.
- Вяхякуоспус Е. М. Зеркало / Е. М. Вяхякуоспус, А. Мелихов – СПб: Изд-во Журнал «Нева», 2005. – 216 с.
- Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями: Учебное пособие / Под научн. ред. Д.Н. Исаева – СПб.: ИСПиП, 2014. – 124 с.


Слайд 8
Текст слайда:


Богдашина О.Б. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера: говорим ли мы на одном языке? – М. : Наш Солнечный Мир, 2016
Шор С За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера / Стивен Шор – М. : Наш солнечный мир, 2014
Стюард Р. Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра / Робин Стюард – М.: «Наш Солнечный Мир», 2016.
Кулешова И.И. Правила написания Социальной Истории – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017 -- № 3.


Слайд 9
Текст слайда:

Интернет-ресурсы

Сайт «Ассоциация комплексной коррекционной помощи»: http://www.corhelp.ru/poleznye-materialy/
Сайт фонда «Выход»: http://outfund.ru/
Сайт, посвященный синдрому Аспергера: http://aspergers.ru/
Сайт Федерального ресурсного центра по аутизму: http://www.autism-frc.ru/
Журнал «Аутизм и нарушения развития»: http://psyjournals.ru/autism/



Слайд 10
Текст слайда:

Феномен аутизма в современной культуре

Художественные произведения:
Марк Хэддон (Великобритания) «Загадочное ночное убийство собаки»
Алиса Рекунова «Жизнь среди людей»
Марти Леймбах «Дэниел молчит»
Фильмы: Человек дождя (США, 1988)
Бен Икс (Бельгия, Нидерланды, 2009)
Темпл Грэндин (США, 2010)
Рай океана (Китай, 2010)
Адам (США, 2009)
Что съедает Гилберта Грейпа (США, 93)


Слайд 11
Текст слайда:

Устойчивые трудности аутичных людей, затрудняющие их дальнейшую адаптацию и развитие

Невыносливость – как с людьми, так и с сенсорной средой
Стереотипность – выстраивание взаимодействия в основном на основе своих излюбленных тем и впечатлений


Слайд 12
Текст слайда:

В области социальных отношений:

- пресыщаемость и низкая выносливость в общении;
безынициативность ;
стереотипность – склонность выстраивать контакт на основе своих стереотипных интересов;
монологичность, недоучет обратной связи в общении;
- наивность, трудности понимания и учета подтекста, юмора, «неписаных правил» конкретной ситуации взаимодействия .


Слайд 13
Текст слайда:

В области коммуникации:

трудности развернутой речи;
особые речевые интонации;
особые мимика и общая моторика;
неуместно «книжная» речь.
В области самосознания:
трудности выражения своих предпочтений, желаний, внутреннего мира в целом;
особенное структурирование автобиографического опыта (отдельные яркие впечатления)


Слайд 14
Текст слайда:

В познавательной области

трудности активной переработки и утилитарного использования имеющихся знаний;
фрагментарность, недостаточность целостности в представлениях о мире;
несформированность «модели психического»




Слайд 15
Текст слайда:

В эмоционально-волевой сфере:

-- низкие стрессоустойчивость и самообладание
недостаточность собственной волевой регуляции поведения
- фрагментарность автобиографического опыта, недостаточно целостное представление о себе и о событиях своей жизни


Слайд 16
Текст слайда:

Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом»

Возможно, я не так уж хорошо могу поддерживать беседу и избегаю глазного контакта, но заметили ли вы, что я не лгу, не мошенничаю в играх, не сплетничаю о моих знакомых, не осуждаю других людей?


Слайд 17
Текст слайда:

Об обитателях «Дома Woodwiew» для взрослых с РАС (Питер Сатмари «Дети с аутизмом», гл. 7)

Они не чувствуют себя виноватыми друг перед другом, не предают друг друга и никогда не проявляют агрессии. Они не проявляют жестокости по отношению друг к другу и не смеются над эксцентричностью или фобиями друг друга … Родители и персонал понимают, что выпустить их без защиты в реальный мир – значит подвергнуть их смертельной опасности. Тем не менее они взрослые и являются частью общества, хотя и живут на грани человеческих отношений и с точки зрения большинства стандартов «антисоциальны».


Слайд 18
Текст слайда:

Последствия прекращения психокоррекционной поддержки в школьные годы

Фиксируются трудности развернутой речи
Фрагментарность, неполнота представлений о своем собственном внутреннем мире. Трудности выражения своих эмоций, желаний и предпочтений; несформированность представления о внутреннем мире другого человека;
Освоение учебного материала на худшем уровне, чем это потенциально доступно


Слайд 19
Текст слайда:

Задачи психокоррекционного сопровождения:

1. формирование социальных навыков, адекватного социального поведения, освоение социальных ролей;
2. усложнение картины мира, помощь в осмыслении мира людей и отношений.


Слайд 20
Текст слайда:

Направления психокоррекционной помощи



Обучение адаптивному социальному поведению




Развитие осмысления себя и других людей


Слайд 21
Текст слайда:

Задачи формирования адаптивного социального поведения

Освоение общепринятых социальных ролей (прохожий, покупатель, пассажир, клиент…)
Понимание смысла и разумности общепринятых правил
«Правила выполняют не все и не всегда»


Слайд 22
Текст слайда:

Оливер Сакс «Антрополог на Марсе»

Многие из них обучаются … демонстрировать, по крайней мере внешне, поверхностно, осознание социальных правил – и эта формальность их поведения сбивает с толку. Особенно я это почувствовал, посетив одну школу, ученики которой заученно протягивали ладошки и говорили громкими монотонными голосами: «Доброе утро меня зовут Петер… У меня все отлично спасибо как ваши дела» – без всякой интонации и пунктуации, без эмоции и настроения, будто читая скучный перечень.


Слайд 23
Текст слайда:

Социальные истории (Carol Gray)

описывают ситуацию, действие, понятие в соответствии с социальными правилами и точками зрения, чтобы поделиться точной социальной информацией терпеливым, подбадривающим, легко понятным для слушателей образом.


Слайд 24
Текст слайда:

Carol Gray: «Половина всех социальных историй создается просто для того, чтоб человек мог с гордостью отметить свои достижения (навыки, способности, сформированные черты характера), или идеи.»

Эта статья – для Курта как приз. Взрослые в школе Мэплвуд отметили, что Курт несколько раз действовал или говорил самым лучшим образом! Наибольшее впечатление на них произвело, когда Курт выслушивал других и помогал тем, кому было трудно справиться с задачей, даже если он при этом чувствовал некоторое разочарование. Это очень по-взрослому!
Однажды Курт захотел поиграть в Йо-йо. Конечно, хорошо было бы, если бы можно было сразу взять нужную вещь, но тут появилась одна проблема. Все имеющиеся Йо-йо разобрали, так сказали Курту. Он, видимо, почувствовал себя немного грустно и разочарованно. Но он не вышел из себя. Он спокойно выслушал, потерпел, и уже скоро смог играть в свое Йо-йо. На взрослых произвело большое впечатление, насколько зрело Курт отреагировал на эту ситуацию.
В другой раз Курту надо было вернуть одну из книг на книжной ярмарке. Это тоже для Курта было разочарованием. В подобный момент, наверное, каждому ребенку было бы печально. Курт снова не вышел из себя, а спокойно вернул книгу, что также вызвало уважительное отношение у других: какое же это разумное и взрослое поведение!
В Мэплвуде важно, чтобы тебя уважали. Когда Курт сам показывает уважительное отношение и держит себя в руках – он сразу становится членом Мэплвудской уважительной команды!


Слайд 25
Текст слайда:

Типы предложений, используемых в Социальных Историях

Описательные
Перспективные
Директивные
Поддерживающие
Контролирующие
Незавершенные …
Необходимое соотношение предложений:
Директивных – менее половины!


Слайд 26
Текст слайда:

Tony Attwood (Brisbane, Австралия)

Программа когнитивно-бихевиоральной терапии «Исследование чувств» (Exploring Feelings), направленная на развитие самосознания и преодоление тревоги и агрессии.
Понятия «ящика эмоциональных инструментов», «ядовитых мыслей» и «мыслей-противоядий».


Слайд 27
Текст слайда:

Методы развития понимания своего внутреннего мира, других людей, человеческих отношений

Беседа





Дневниковая работа




Проработка художест-венных текстов


Слайд 28
Текст слайда:

О ведении беседы с аутичными подростками (Питер Сатмари «Дети с аутизмом», гл. 6)

Цели заключаются в том, чтобы помочь детям сознательно отдавать себе отчет в потребностях слушателя во время разговора … Тренировка должна быть естественной частью повседневной жизни, ее не нужно рассматривать как время для «терапии». Разговор должен развлекать ребенка, чтобы он видел ценность вовлеченности в социальные отношения посредством разговора, он должен быть частью естественного течения ежедневной рутины, и в нем не должно быть никакого принуждения … Принципиально важно, чтобы на переднем плане и в центре любого разговора с ребенком … был контекст. Определить контекст разговора можно, спрашивая ребенка об общеизвестных событиях, практикуя разговоры, которые на рутинной основе ведутся с обычными детьми, и беседуя об особенных интересах ребенка.


Слайд 29
Текст слайда:

О ведении беседы с аутичными подростками (Питер Сатмари «Дети с аутизмом», гл. 6)

Обучение социальным навыкам также оказывает непосредственное влияние на способность вести беседу … Поскольку люди, страдающие аутизмом, интуитивно не отдают себе отчета в том, что их поведение может негативно влиять на окружающих, чтобы они это поняли, им необходима активная обратная связь. Я говорю им, что мне трудно следить за нитью беседы или что мне немного скучно, и предлагаю поговорить о чем-нибудь другом. Чтобы разобраться в упоминаниях о чем-л. или о ком-л., смысл которых неясен, я задаю очень много вопросов … Я часто перебиваю ребенка, … чтобы он излагал суть и не тратил слишком много времени на детали … Эта постоянная обратная связь учит подростков лучшему осознанию навыков и лингвистических средств, … чтобы вести связный разговор, они запоминают эти правила и в дальнейшем сами используют их.


Слайд 30
Текст слайда:

Донна Уильямс «Никто нигде»

Постепенно я осознала, что из художественных книг, которые меня заставляют читать в школе, ровно ничего не понимаю. Я могла прочесть книгу от начала до конца, но так и не понять, о чем она. Как будто смысл терялся в мешанине знакомых слов.


Слайд 31
Текст слайда:

Facilitated Communication, FC

Процесс, при котором один человек – так наз. ФАСИЛИТАТОР – поддерживая за руку или за кисть человека с трудностями коммуникации, помогает ему печатать на клавиатуре или на другом аппарате и таким образом коммуницировать.


Слайд 32
Текст слайда:

Метод оценивается противоречиво, поскольку, согласно многим экспертным оценкам, приписываемое клиенту печатаемое содержание на самом деле диктуется или обусловливается действиями фасилитатора.
В то же время в других оценках приводятся примеры валидности метода, а некоторые его пользователи сообщают о печатании с минимальной поддержкой – с рукой фасилитатора на плече. www.wikipedia.org


Слайд 33
Текст слайда:

Stephen N. Calculator (1999)

Вслед за первоначальными столь оптимистичными сообщениями Биклена (1990, 1993), Кросли (1992, 1994) и других, применение FC получило широкое распространение в США и других местах, однако не сопровождалось попытками подвести теоретическую базу под подход или доказать его валидность. Об успехах FC сообщалось с опорой на качественные методы исследований. Другая часть научного сообщества при этом задавалась вопросом о допустимости подобных методов при изучении воздействия FC.


Слайд 34
Текст слайда:

Stephen N. Calculator (1999)

Экспериментаторы, между тем, сосредоточились на сомнениях и ниспровержении эффективности данного подхода. Пойманными в этот научный капкан оказались люди с тяжелыми нарушениями коммуникации – те самые, которые могли бы получить (хотя, возможно, и не получить) пользу от FC. На них самих и на их близких продолжают литься потоки противоречивой информации и взаимоисключающие рекомендации относительно этого метода.


Слайд 35
Текст слайда:

Литература по методу FC

- Е.Г. Заварзина-Мемми Приключения другого мальчика. – М : ACT: CORPUS, 2014
- М.Ю. Веденина, И.А. Костин Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом. – Дефектология. – 2003.–№ 6.
- Е.Г. Заварзина Обучение детей с тяжелыми нарушениями реи методу альтернативной коммуникации – Аутизм и нарушения развития. – 2004 -- № 3.
Карпенкова И.В. Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития. – М.: «Наш солнечный мир», 2013.
С.А. Морозов Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии. – М.: Общество помощи аутичным детям «Добро», 2010. -- С. 42 – 49.



Слайд 36
Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Костин Игорь Анатольевич
kostin@ikp.email


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика