Слайд 1Лекция 4 (6)
Социальная среда как условие развития личности или психология общения
Слайд 2Вопросы
1. Определение общения и его условия.
2. Этапы общения.
3. Вербальное и
невербальное общение.
4. Причины неэффективной коммуникации.
5. Позиции в общении
Слайд 3Характеристики общения
1. Объективное взаимодействие индивидов — взаимодействие между людьми есть объективный
факт, взаимодействие социальных индивидов
2. Взаимодействие требует личного контакта
Общение как отношение между людьми — необходимость понимания людьми друг друга
Открытое общение (откровенное (бытовой смысл), условие взаимного понимания людей (интерперсональное знание)
К. Роджерс: виды знания есть знание субъективное, объективное (совокупное мнение экспертов), интерперсональное (межличностное знание — результат взаимного понимания людей).
3. Деятельность целостна, деятельность общения имеет собственный мотив, деятельность общения, общение необходимо для того, чтобы по-новому воспринимать окружающий мир, новый способ понимания реальности
Слайд 4Определение общения
Общение - взаимная активность по крайней мере двух индивидов, понимающих
друг друга в результате которой появляются новые качества: интерперсональное знания, эмоциональные состояния, способы поведения и новое восприятие и понимание реальности
Слайд 5Определение общения
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Слайд 6Стороны общения
Коммуникация — обмен информацией
Интеракция — обмен действиями
Социальная перцепция — восприятие
и понимание партнера
Слайд 7Потребность в общении, ее составляющие
1. Объективная необходимость индивида в принадлежности к
своему социальному целому;
Субъективно - чувство сопричастия к своему обществу. (Люсьен Леви-Брюль: «Существовать значит быть сопричастным»)
2. Объективная необходимость быть принятым (быть замеченным) в обществе
Субъективно - чувство самоуважения
Слайд 9
То, что является условием развития, может стать причиной его задержки
Слайд 10Этапы в процессе общения
- Потребность в общении — побуждает человека вступить
в контакт с другими людьми
Природный и культурный опыт должен быть воспроизведен
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения
Слайд 11Этапы в процессе общения
- Ориентировка в личности собеседника
- Планирование содержания своего
общения человек представляетсебе что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конктретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Слайд 12Этапы в процессе общения
- Ориентировка в личности собеседника
- Планирование содержания своего
общения человек представляет себе что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Слайд 13Этапы в процессе общения
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль
эффективности общения на основе установления обратной связи
- Корректировка направления, стиля, методов общения
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным
Слайд 15Невербальная коммуникация
включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинестетическая (жесты, мимика, пантомимика)
2) пара-
(система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, сам темп речи)
Слайд 16Невербальная коммникация
3) организация пространства и времени коммуникативного процесса (прокмемика как специальная
область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения) — зоны общения
4) визуальный контакт
Слайд 17Язык и речь
Язык -это совокупность знаков и правил оперирования ими
Речь —
это процесс использования языка
Слайд 18Виды и функции речи
Речь: сигнальная и знаковая, функция — коммуникация или
общение
Сигнальная - за сигналом стоит аффект, аффективная
Слайд 19Зоны общения
1) интимная зона общения (не превышает 0,5 м)
2) межличностная зона
общения (0,5 - 1,2 м)
3) социальная зона общения (1- 3,7 м)
4) публичная зона общения (более 3,7 м)
Слайд 20Причины плохой коммуникации
а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или
ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
б) «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно
Слайд 21Причины плохой коммуникации
в) плохие отношения между людьми, поскольку если человека враждебное,
то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя;
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы -заключения при отсутствии достаточного числа фактов
Слайд 22Причины плохой коммуникации
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность
сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения
Слайд 23Позиции в общении
-доброжелательная позиция принятия собеседника;
- нейтральная позиция;
- враждебная позиция непринятия
собеседника;
-доминировани, или «общение сверху»;
- «общение на равных»;
- подчинение, или позиция «снизу»
Слайд 24Трансактный анализ общения (Эрик Берн)
Три основные позиции:
- Родитель
- Взрослый
- Ребенок
Слайд 25Что влияет на создание социальной единицы
- консолидация по одному признаку
- объединяется
группа, когда появляется собственная символика