Социальная психология в деятельности врача презентация

Содержание

5.1. Социальная психология в деятельности врача  Проблемное поле современной психологии Социальное мышление - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных ситуаций.

Слайд 15.1. Социальная психология в деятельности врача

Предмет и методы СП
Андреева: СП изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
Методы СП. Методы сбора информации:
- эксперимент;
- наблюдение;
- опросные методы;
- социометрия;
- контент – анализ;
- тесты.
 



Слайд 25.1. Социальная психология в деятельности врача
 Проблемное поле современной психологии

Социальное мышление - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных ситуаций.
Определяется следующими факторами:
- в своём социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными;
- люди обычно реагируют на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе её представляют;
- социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения;
- восприятие и интерпретация социальной информации реализуется автоматически. то, что первым приходит в голову индивиду, кажется ему наиболее правильным и значимым;
- люди стараются не думать о том, что им неприятно.

Слайд 35.1. Социальная психология в деятельности врача
 Проблемное поле современной психологии
Социальное

влияние - отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой.
Виды:
- принуждение (средство давления - возможное наказание за отказ подчиниться);
- награждение (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться);
- легитимное (обусловленное законом);
- информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника влияния).
Социальные отношения - система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то. В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами.







Слайд 45.1. Социальная психология в деятельности врача
 Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента

Общие принципы деонтологии - профессиональной этики медицинских работников.
Клятва Гиппократа содержала несколько основных требований к врачу:
- сохранение врачебной тайны;
- запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
- преданность профессии.
В России - «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома. Текст клятвы врача установлен статьей 71 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:




Слайд 55.1. Социальная психология в деятельности врача
  «Получая высокое звание врача и

приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
- честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
- хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
- доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
- постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
 




Слайд 65.1. Социальная психология в деятельности врача
 Общие рекомендации по эффективности общения врача

с пациентом:
- попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента, помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания;
- попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести;
- беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте; разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа;
- постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги;
- попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и т.д.);
- постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры.




Слайд 75.2. Психология общения
 Понятие об общении. Три стороны общения
Общение

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.
Структура общения (3 стороны):
- коммуникативная – прием и передача сообщений, обратная связь;
- перцептивная (когнитивная) – процесс восприятия и понимания людьми друг друга;
- интерактивная – взаимодействие, поведение.
 В общении выделяются: содержание, цель и средства.
1. Содержание - это информация, которая передается от человека к другому.
2. Цель общения - то, ради чего возникает данная активность.
3. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.






Слайд 85.2. Психология общения
Виды общения
1. По содержанию:
- материальное (обмен

предметами и продуктами деятельности),
- когнитивное (обмен знаниями),
- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),
- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2. По средствам:
- непосредственное (прямое) - живьем (телом, руками, голосом);
- опосредствованное - использование специальных средств и орудий (знаковые системы, символы, печать, телевидение, Интернет и т.п.);
- прямое - личный контакт и непосредственное восприятие друг другом;
- косвенное - через посредников (переговоры через кого-то третьего).
 

Слайд 95.2. Психология общения
Виды общения
3. По целям:
- деловое

- как часть внешней совместной деятельности, с целью улучшения этой деятельности;
- личностное – направлено на психологические проблемы внутреннего характера, личные интересы и потребности.
4. По количеству участников:
- внутриличностное (сам с собою);
- межличностное (2 или несколько человек между собой);
- межгрупповое (между группами).
 

Слайд 105.2. Психология общения

Обратная связь - приемы получения информации

о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включает наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.
 

Слайд 115.2. Психология общения
Социальные эффекты
1. Иллюзия контроля.
2. Возврат к среднему.
3. Бихевиоральное подтверждение.
4.

Феномен «нога в дверях».
5. Эффект сверхоправдания.
6. Эффект синергии.
 

Слайд 125.2. Психология общения
Активные формы общения
1. Брейншторминг.
Групповое

решение творческой проблемы, метод активизации творческой мысли, применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека, повышающие его уверенность в себе и творчество.
Инструкция – быть свободным, творческим, оригинальным, не бояться оценки окружающих. Специальная атмосфера. Состав (6-10 чел., равный социальный статус, карточки с именами + наблюдатели/ секретари), размещение (круговое, кресла).
Фазы:
1) вступительная (15 мин.) – метод и правила игры, изложение вопроса, требующего решения.
2) узловая (около 1 часа)
3) заключительная – благодарность, если будут еще идеи – сообщить в течение суток.
 

Слайд 135.2. Психология общения
Активные формы общения
  2. Деловые игры

Активность, эмоциональность участников, сокращение времени накопления опыта.
Разработка сценария, определение ролей (2-20 чел) или групп.
Инструктаж, описание характера деятельности, функций участников, их полномочия.
Принятие решений за определенный период времени.
Возможна работа с документацией.

Слайд 145.2. Психология общения
Активные формы общения
  3. Групповая дискуссия

Фазы дискуссии:
- определение целей и темы;
- сбор информации по обсуждаемой проблеме;
- упорядочивание, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации – выбор решения;
- подведение итогов, сопоставление целей с результатами.
Рекомендации участникам:
- избегать защищать свои суждения только потому, что они свои, попробовать понять логику оппонентов;
- избегать менять свое мнение только ради достижения согласия, не стараться уклоняться от конфликта;
- избегать таких методов разрешения конфликта, как голосование, компромиссные решения;
- рассматривать различные мнения как помощь, а не как помеху при принятии решений.


Слайд 155.2. Психология общения
Активные формы общения
  4. Социально-психологический тренинг (СПТ)

Основная цель СПТ – повышение компетентности в общении.
Принципы:
- активности (апробирование и тренировка приемов, способов поведения);
- исследовательской творческой позиции (осознание, открытие идей, творческое отношение к жизни, к себе);
- объективности (обратная связь, осознание поведения);
- партнерского общения (учет интересов других)
Стадии развития группы:
- адаптация,
- разрешение внутригрупповых конфликтов,
- сплоченность и эффективность


Слайд 165.2. Психология общения
Конфликты
  Конфликт – отношения между людьми, которое характеризуется

противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, ценностей, интересов, целей, идеалов) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Структура конфликта:
1. Инцидент (информационный) – событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
Инцидент (поведенческий) - активизация деятельности одной из сторон.
2. Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, стремление к противоположным целям и т.п.
3. Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
4. Предмет (у ряда авторов - объект) конфликта – конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).


Слайд 175.2. Психология общения
Конфликты
  Стадии (фазы) конфликтной ситуации:
1) начало конфликта;
2)

развитие конфликта;
3) пик конфликта;
4) затухание конфликта;
5) прекращение конфликта;
6) урегулирование конфликта.


Слайд 185.2. Психология общения
Конфликты
  Виды конфликтов (по основаниям)
- по сферам проявления:

производственно-экономические, идеологические, социально-психологические, семейно-бытовые;
- по масштабам, длительности и протяженности: общие и локальные; кратковременные и длительные; слабовыраженные и быстротекущие;
- по субъектам взаимодействия: внутриличностные, межличностные (двое), групповые (чел. с группой), межгрупповые (группа с группой);
- по предмету конфликта: реальные (предметные) и нереальные (беспредметные);
- по источникам: объективные и субъективные;
- по причинам: организационные, эмоциональные, деловые и личностные;
- по социальным последствиям: позитивные и негативные;
- по формам и степени столкновения: открытыми, скрытыми; стихийными и инициативными (спланированными);
- по способам и масштабам урегулирования: анатогонистические (непримиримые) и компромиссные.


Слайд 195.2. Психология общения
Конфликты
  Последствия конфликтов в группе:
1) образование подгрупп,


2) удаление членов группы,
3) выбор “козла отпущения”,
4) организационные изменения в группе (изменение целей, действий, средств, реформа структуры группы),
5) появление или смена руководства,
6) распад группы.


Слайд 205.2. Психология общения
Конфликты
  Причины конфликтов
1. Объективные факторы. Приводят к созданию

предконфликтной ситуации (естественные столкновения интересов людей, слабость нормативных процедур разрешения противоречий между людьми, недостаток благ, стереотипы конфликтного поведения при противоречиях).
2. Организационно-управленческие причины. Обстоятельства, связанные с созданием, функционированием групп.
3. Социально-психологические причины. Информационные барьеры общения, несбалансированность ролевого взаимодействия, различия в способах оценки, психологическая несовместимость, напряженные межличностные отношения, внутригрупповой фаворитизм.
4. Личностные причины. Индивидуально-психологические особенности людей.


Слайд 215.2. Психология общения
Конфликты
  Теории поведения в конфликте
3

основные модели поведения личности в конфликте:
1. Конструктивная. Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
2. Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
3. Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.


Слайд 225.2. Психология общения
Конфликты. Теория Томаса
 


Слайд 235.3. Психология группы
 Понятие о группе, виды групп
Андреева: Г –

реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, видом совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Классификация:
- условные (статистические) и реальные,
- большие и малые (иногда-средние),
- организованные (долговременные) и не-(стихийные), (формальные и не-),
- становящиеся и сложившиеся (развитые).
По времени: постоянные, временные и случайные.
Референтные - членства.


Слайд 245.3. Психология группы
 Эффективность групповой деятельности
1. Социальная фацилитация – присутствие других

облегчает действия одного
2. Социальная ингибиция – торможение действий индивида под влиянием присутствия других.
3. Синергия – прибавочная энергия в группе.
4. Эффект Рингельмана (социальной лености) – по мере увеличения размеров группы, происходит уменьшение среднего индивидуального вклада каждого.
5. Сдвиг к риску – групповые решения оказываются более рискованные.
6. Групповая поляризация - при групповом обсуждении первоначальное мнение становится более радикальным.


Слайд 255.3. Психология группы
 
Критические точки оптимальной численности группы:


7+-2 чел (возникновение конформизма, конфликтности)

14 +-2 чел (возникновение группового обсуждения, лучше обучение)

21+-2 чел (деление на подгруппы, max размер эффективной, контактной группы)


Слайд 265.3. Психология группы
 Большие группы
Виды только больших групп:
1) классы,

слои,
2) социально-профессиональные группы,
3) нации и народности,
4) социально-демографические группы,
5) территориально-региональные группы,
6) группы-организации,
7) кратковременные группы,
8) группы-аудитории
СП-признаки классов: социальный статус, положение в социальной иерархии / определенный образ, качество и стиль жизни / ценности, потребности и интересы / традиции, картина мира, стереотипы, привычки, круг общения / социальная лексика, сленг, жаргон.


Слайд 275.3. Психология группы
 Малые группы
Определение: совокупность людей, которые определенным

образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Виды только малых групп:
- первичные - вторичные;
- открытые – закрытые;
- группы членства - референтные

Количество: мин = 2, мах = 8-12.
В некоторых исследованиях мах = 15-20 чел.


Слайд 285.3. Психология группы
 Коммуникационная сеть (композиция)
Или формируется самопроизвольно, или определяется извне. Централизованные

(А) и децентрализованные (Б).


Слайд 295.3. Психология группы
 Образование и развитие МГ
Запросы общества +психологические

причины прихода людей в группу.
2 сферы жизнедеятельности группы: деловая (инструментальная) и эмоциональная (экспрессивная).

3 основных этапа развития группы:
1 - ориентировка в ситуации (в отношениям между членами группы, в групповой задаче, способах ее решения и т.п.).
2 - конфликт, как результат противоречий между членами группы (разные члены, группа и отдельные члены, представления о групповой цели, способах ее достижения).
3 - динамическое равновесие – возможность функционирования группы как единого целого (возможны конфликты).


Слайд 305.3. Психология группы
 Групповые нормы
Норма – идея, эталон поведения в

сознании членов группы, диктующее, что они должны делать.
Нормы формируются не для каждой групповой ситуации, а относительно действий и ситуаций, имеющих значимость для группы.
Норма может приписывать модели поведения в ситуации в целом, а может для каждой из ролей в данной ситуации.
Нормы различаются по степени принятия их группой (все или меньшинство).
Формальные нормы (закон, профессиональная этика и т.п.) и неформальные нормы.
Нормы различаются по допускаемому диапазону отклонений от них.
Санкции - способы принуждения к соблюдению норм. М.б. позитивные и негативные, различными по степени формализации.


Слайд 315.3. Психология группы
 Конформизм (феномен группового давления)
Д. Майерс: изменение

поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы (ведете себя не так, как в одиночку).
Виды:
1) внешний конформизм – мнения и нормы принимаются лишь внешне, внутри – несогласие;
2) внутренний – действительное усвоение и согласие;
3) негативизм – сопротивление во всем давлению группы, “конформизм наоборот”;
4) нонконформизм – независимость, самостоятельность норм и ценностей, неподверженность давлению группы, самодостаточное поведение.


Слайд 325.3. Психология группы
  Групповые факторы конформности и внушаемости:
1)

статус человека в группе;
2) стиль руководства – в группах с демократическим стилем выше, чем в авторитарных;
3) сплоченность - чем сплоченнее группа – тем сильнее ее влияние

Личностные факторы:
- возраст: после 15-16 лет степень конформности уменьшается;
- пол: у девочек конформность на 10% выше, чем у мальчиков. Женщины также более конформны.
- тип НС: более внушаемые люди с инертной и слабой нервной системой.

Слайд 335.3. Психология группы
 Групповая сплоченность
Групповая сплоченность - это показатель

прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой
Факторы групповой сплоченности:
- сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
- ясность и определенность групповых целей;
- взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
- относительно небольшой объём группы;
- отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп.
Конкретные показатели:
1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
2) степень привлекательности группы для ее членов - чем больше число людей, кто удовлетворен пребыванием в группе - тем выше сплоченность.


Слайд 345.3. Психология группы
 Социально-психологический климат
Подходы:
1) как состояние коллективного

сознания (отражение в сознании взаимоотношений, условий труда);
2) как эмоционально-психологический настрой группы;
3) через стиль взаимоотношений людей – система межЛ отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы;
4) как совместимость (социальная и психологическая) членов группы, их морально-психическое единство, сплоченность.


Слайд 355.3. Психология группы
  Показатели СП-климата (для производственных групп):
-

удовлетворенность членов группы характером и содержание труда (опросы)
- удовлетворенность взаимоотношениями с членами группы (опросы)
- удовлетворенность системой морального и материального стимулирования (опросы, шкальные техники)
- установки и ценности членов группы (опросы)
- отношение членов группы к работе (опросы, шкалирование)
- активность членов группы (% выработки, повышение качества продукции)
- уровень конфликтности в группе, скорость и качество разрешения конфликтов, виды и причины конфликтов
- реальная (по данным отдела кадров) и потенциальная (опросы) текучесть кадров
- профессиональная подготовка группы (уровень подготовки)


Слайд 365.3. Психология группы
 Роль и статус
Майерс: набор норм, определяющих,

как должен вести себя человек данного социального положения в данной социальной позиции.
Кон: функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимаемого данную позицию.
Межличностные роли - в межличностных отношениях – межличностные роли. Конвенциональные – социальные, стандартизированные и безличные.
  Роли часто парные, взаимосвязанные (продавец-покупатель).
Инверсия ролей. Принятие роли. Играние роли.

Статус – обозначение положения личности в обществе, устанавливаемое в терминах права, обязанностей, привилегий, которые она получает благодаря своему положению.
Личный статус (в малой группе) и социальный статус (позиция человека в обществе).


Слайд 375.3. Психология группы
 Лидерство и руководство
Д. Майерс: Л-процесс, посредством

которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.
Различия Л. и Р:
1) Л осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, Р – регуляция официальных отношений в группе;
2) Л – стихийно, Р – назначаемо;
3) Л менее стабильно, чем Р;
4) у Р больше определенных санкций;
5) процесс принятия решений Р более сложен, Л – принимает непосредственные решения.


Слайд 385.3. Психология группы
  Теории лидерства:
1) теория черт (харизматическая)

– личностные характеристика самого лидера – проблема перечня черт.
2) ситуационная – совпадение особенностей человека и требований конкретной ситуации – для каждой ситуации – новый лидер?
3) синтетическая (системная) – объединяя 1 и 2 – слишком общий ответ.

Стили лидерства: Эксперимент К. Левина (дети 11-12 лет): авторитарный, демократический, попустительский.


Слайд 395.3. Психология группы
 


Слайд 405.3. Психология группы
 


Слайд 415.4. Межличностные взаимоотношения
  Межличностные отношения – совокупность связей, складывающихся

между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Виды межличностных отношений:
1. Производственные отношения:
а) по вертикали;
б) по горизонтали;
в) по диагонали;
2. Бытовые взаимоотношения.
3. Формальные (официальные) отношения.
4. Неформальные (неофициальные) отношения.


Слайд 425.4. Межличностные взаимоотношения
 

Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональном уровнях;
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, доверие.


Слайд 435.4. Межличностные взаимоотношения
 Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»):
1) любовь –

наиболее сложный тип межличностных отношений, высокая степень эмоционального положительного отношения к объекту;
2) близость – взаимно приспособительное поведение, направленное на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;
3) дружба – устойчивые, индивидуально-избирательные отношения, взаимная привязанность, стремление быть в обществе других людей, взаимные ожидания ответных чувств;
4) приятельские отношения – малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные.


Слайд 445.4. Межличностные взаимоотношения
 Нейтральные межличностные отношения («от людей»)
1) безразличие – форма межличностного отношения,

проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся.
2) конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;
3) эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.


Слайд 455.4. Межличностные взаимоотношения
  Негативные межличностные отношения («против людей»)
1) негативизм – форма

межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям;
2) неприязнь к другим – форма негативного отношения к людям, которая может проявляться в дискриминации;
3) ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям;
4) агрессия – форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.


Слайд 465.4. Межличностные взаимоотношения
Дружба
Дружба - положительные интимные взаимоотношения, основанные

на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности друг другу, готовности прийти на помощь.
Дружеские отношения бескорыстны.
Дружба - в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Цели дружбы могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными и др.
Дружба избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии.
Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей.
Появляется в подростковом и раннем юношеском возрасте – осознаются и появляются основные нормы и правила дружбы.

Слайд 475.4. Межличностные взаимоотношения
Любовь
Множество определений, теорий и типов любви.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития.
Эрих Фромм «Искусство любить»
5 элементов любви:
1. Давание. «Любовь значит, прежде всего, давать, а не брать».
2. Забота и заинтересованность. «Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим». Любовь проявляется не на словах а на деле.
3. Ответственность. «Быть ответственным значит быть в состоянии готовности отвечать». Отвечать и за себя и за другого и за отношения.
4. Уважение. «Способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Умение видеть другого такой какой он есть, принимать его индивидуальность.
5. Знание. «Уважать человека невозможно, не зная его». Узнавать другого как личность, непрерывный процесс познания другого.


Слайд 485.4. Межличностные взаимоотношения
  Виды любви

Э. Фромм.

5 видов любви:
1) Братская - любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей.
2) Материнская любовь - любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему.
3) Эротическая любовь - любовь между мужчиной и женщиной, единство с единственным человеком, полное слияние с ним и продолжение в потомстве.
4) Любовь к себе – забота, уважение, ответственность, знание себя, принятие себя.
5) Любовь к Богу – как к некой высшей добродетели, правильный образ жизни, терпимость.


Слайд 495.4. Межличностные взаимоотношения
  Виды любви

Типология по

Ли и Хендриксу (6 стилей «цветов» любви):
1) Эрос = страстная исключительная любовь-увлечение, стремление к полному физическому обладанию;
2) Людус = гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и допускающая измену;
3) Строге = спокойная, теплая, надежная любовь-дружба;
4) Прагма = Людус+Строге = рассудочная, контролируемая любовь по расчету;
5) Мания = Эрос+Людус = иррациональная любовь – одержимость, неуверенность, зависимость;
6) Агапе = бескорыстная любовь-самоотдача.


Слайд 505.4. Межличностные взаимоотношения
 Виды любви
  Стендаль: 1) наложение облика человека на

идеал = влюбленность (некритическое восприятие), 2) открытие внутренних достоинств = любовь.
 
Сеченов: 3 фазу любви: 1) платоническая, 2) обладание, 3) по привычке.
 
Зацепин: 5 стадий любви:
1) глубокая, страстная влюбленность;
2) охлаждение, колебание эмоций;
3) дальнейшее охлаждение;
4) неосознанное раздражение, замечание недостатков;
5) отрицательные эмоции.


Слайд 515.5. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента
 Модели взаимоотношений врача и пациента

Классификация (Р. Вича):
1. Патерналистская модель. Врач как волшебник. Пациент не несет ответственности за собственное здоровье.
2. Модель технического типа. Врач как ученый. Врач дает советы, рекомендации. За их выполнение отвечает пациент.
3. Модель коллегиального типа. Врач и пациент выступают как равные коллеги в борьбе с болезнью.
4. Модель контрактного типа (договорная). Договор или соглашение, устное или письменное - обговариваются все аспекты профессиональных отношений «врач – конкретный пациент». В случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой.


Слайд 525.5. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента

Основные компоненты общения врача с

пациентами
- поддержка;
- понимание;
- уважение;
- сочувствие;
- понимание внутренней картины заболевания;
- профессионализм.

Слайд 535.5. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента
Типы больных
1. Гармоничный. Трезвая оценка своего

состояния. Стремление содействовать успеху лечению. Нежелание обременять других. 2. Тревожный. Беспокойство и мнительность в отношении болезни, осложнений, лечения.
3. Ипохондрический. Сосредоточение на болезненных ощущениях. Преувеличение болезней и страданий.
4. Меланхолический. Неверие в выздоровление, в лечение. Депрессивные высказывания.
5. Апатический. Безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению.
6. Неврастенический. Вспышки раздражения. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость.
7.  Обсессивно – фобический. Тревожная мнительность в отношении осложнений болезни, неудач лечения, возможных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью.


Слайд 545.5. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента
 Типы больных
8. Сенситивный. Опасения, что окружающие

станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться. Боязнь стать обузой.
9. Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ страданий и переживаний. Требование исключительной заботы.
10. Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. 11. Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. 12. Эргопатический. Уход от болезни в работу.
13. Паранойяльный. Поозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика