Слайд 2
Социальное – общество и созданный им мир (в отличие от мира
природы).
Социальная философия изучает наиболее общие законы, ценности и принципы функционирования и развития человеческого общества.
Социология исследует частные проблемы общества, а социальная философия изучает общетеоретические проблемы жизни общества.
Слайд 3Основные сферы жизни общества:
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
Слайд 4Экономическая сфера жизни общества
Согласно К.Марксу, считается базовой, определяющей в жизни общества
(«базис» общественно-экономической формации).
Включает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
(См. лекцию по философии марксизма!).
Слайд 5Социальная сфера жизни общества
Это система взаимоотношений социальных групп (классов, слоев, национальных
общностей) по поводу условий их жизни и деятельности.
(Решаемые вопросы: условия труда, обеспечение нормального уровня жизни, образования, социальной защиты населения, справедливого распределения благ и т.д.).
Слайд 6
Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость
связей и отношений в рамках общества.
Пример: институт семьи, институты Церкви, Права, власти и т.д.
С.И. это не конкретные организации или социальные группы, а комплекс норм, реализующийся в различных социальных формах.
Слайд 7
Функции С.И. – удовлетворение потребностей членов С.И., регулирование их социальных отношений,
интеграция, обеспечение устойчивости социальной жизни и социальный контроль.
Критерии общественного прогресса – см. лекцию по философии истории.
Слайд 8Политическая сфера
(от греч. politika – «государственные или общественные дела») - совокупность
учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом.
Элементы политической системы общества – государство, политические партии, общественные организации, профсоюзы и др.
Слайд 9
Государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Власть – это организованная воля
и сила каких-либо субъектов, направленная на людей независимо от их желания.
Опыт показывает, что власть не следует объединять в одном органе. Поэтому во многих странах власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.
Слайд 10Легитимность (законность) власти
Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы
всех властных отношений.
Кризис легитимности возникает когда действия властей не отвечают насущным требованиям общества.
Слайд 11Типы политических режимов
Политический режим – это методы осуществления политической власти в
обществе.
Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Слайд 12Тоталитарный режим
Монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама
партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни. Умаляется роль права, закона.
Слайд 13Авторитарный режим
Вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного
органа. Часто опирается на армию. Возникает, как правило, там, где происходит переход от традиционного (доиндустриального) общества к индустриальному.
Не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и т.п. Однако политические права граждан и общественных организаций сужены, серьезная оппозиция запрещена.
Слайд 14Демократия
Демократия – в буквальном переводе означает «народовластие».
Слайд 15
Принципы и ценности демократии:
Равное право граждан на участие
в управлении обществом и государством.
Гласность в деятельности властей.
Наличие конституции и верховенство закона.
Разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную).
Плюрализм политической системы (много партий).
Комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека (свобода слова, равенство перед законом и т.д.).
Слайд 16
Геополитика - это взаимосвязь и взаимообусловленность государственной политики и географического положения
страны (стран).
Один из основоположников геополитики – британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер(1861-1947) и американский историк Альфред Мэхен (1840-1914).
Слайд 17
Согласно Мэхену и Маккиндеру, в истории человечества выделяются два противостоящих типа
цивилизации: морская и сухопутная.
Морская ассоциируется с торговой цивилизацией (Британская империя, США). Ей присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. В такой цивилизации нравственные и юридические нормы становятся относительными (т.е. она легко меняет нравственные и культурные ценности).
Слайд 18
Сухопутной цивилизации свойственны постоянство, консерватизм, традиционализм, строгие нравственные или юридические нормы.
Её народам близко чувство коллективизма и взаимопомощи, чужд дух предпринимательства и наживы.
Центральной зоной сухопутной цивилизации является Хартленд (букв. «сердцевинная земля») . Это территория Русской равнины, Западной Сибири и Средней Азии.
Слайд 19
Согласно Маккиндеру, Хартленд является источником сосредоточения «континентальной силы», которая способна управлять
всем Мировым Островом и представляет угрозу морским державам.
Контроль над Хартлендом обеспечивает безусловное геополитическое преимущество любой державе и даёт власть над всем миром.
В западной геополитике тема ограничения влияния Хартленда и установления контроля над ним занимает огромное место (особенно для американской геополитической школы).
Слайд 20Духовная сфера жизни общества
Это сфера отношений людей по поводу духовных (нематериальных)
ценностей, их создания, распространения и потребления.
Это поле деятельности религии, учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобр. искусство и т.д.)
Слайд 21Элементы духовной сферы:
Духовная деятельность (мысли, чувства, образы);
Духовные ценности (моральные и религиозные
нормы, достижения науки и культуры);
Духовные отношения (отношения по поводу духовных ценностей);
Индивидуальное сознание человека;
Общественное сознание (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и т.д.).
Слайд 22Культура
Культура – (от лат. «возделывание») – совокупность наилучших образцов человеческой деятельности,
а также результатов этой деятельности.
Культура подразделяется на:
Материальную (образцы производственной деятельности, материальные блага и средства их производства);
Духовную (моральные, религиозные, научные, философские нормы и ценности).
Слайд 23
Культура не существует вне человека (это всё, созданное человеком и для
человека).
Культура и человек взаимно влияют друг на друга. Мы усваиваем культуру через язык, воспитание и живое общение.
Слайд 24Религия
Религия (лат. religio) – от слова «лига» (связь, союз), синоним -
йога (санскр.), единение, сосредоточение, усилие) – это восстановление и воспроизводство связи человека с Абсолютом.
Слайд 25
Абсолют (лат. Аbsolutus – безусловный, неограниченный, совершенный) – единое, всеобщее, безначальное
и бесконечное первоначало всего сущего, первооснова мира.
Абсолют бывает персонифицированным (в монотеистических религиях – Бог, Аллах) и неперсонифицированным (Брахман в индуизме, Дао в даосизме и т.д.)
Слайд 26Классификация религий:
Атеистические / монотеистические / политеистические;
Ранние («первобытноплеменные») / национальные / мировые;
Живые
/ мертвые;
Письменные / бесписьменные
и т.д.
Слайд 27Возникновение религии
2 основные точки зрения:
Как выражение свободы человека в его стремлении
к высшему, к Абсолюту (религиозный подход);
Как выражение отношений несвободы, зависимости, ограниченности, господства-подчинения и т.д. (атеистический подход).