Социальная философия презентация

Содержание

1. Общество как саморазвивающаяся система Общую теорию систем создал австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи Он выделял четыре основных признака системы: 1) система состоит из элементов, которые, в свою очередь, состоят из

Слайд 1Социальная философия
1. Общество как саморазвивающаяся система
2. Общество и природа


Слайд 21. Общество как саморазвивающаяся система
Общую теорию систем создал австрийско-американский биолог Людвиг

фон Берталанфи
Он выделял четыре основных признака системы:
1) система состоит из элементов, которые, в свою очередь, состоят из элементов;
2) все элементы системы взаимосвязаны и взаиморасположены, т. е. каждый обладает собственным статусом и ролью в данной системе, включен в иерархию;
3) система обладает собственными системными свойствами, не сводимыми к свойствам составляющих ее элементов: система «больше» суммы частей, система консумматорна;


Слайд 31. Общество как саморазвивающаяся система
4) открытая система взаимодействует с окружающей средой;
закрытая

система не взаимодействует со средой, представляет собой крайний случай и теоретически системой считаться уже не может
Впервые общество как систему представил Толкотт Парсонс
Любая социальная система – система действия и должна успешно справляться с выполнением четырех функций
Первая функция — адаптационная
Любая социальная система должна обеспечить получение ресурсов извне (из природы, из международного сообщества) и распределить их
Вторая функция — целедостижение
Система должна установить иерархию социальных целей и мобилизовать усилия общества для их достижения

Слайд 41. Общество как саморазвивающаяся система
Третья функция — интеграция
Все отношения внутри системы

должны быть скоординированы
Четвертая функция — удержание ценностного образца
Необходимо, чтобы индивидуальная мотивация соответствовала целям общественной системы
Выполнение этих функций связано с использованием «энергии действия», основанной на природных желаниях и потребностях индивида, и с нормативным регулированием всех человеческих действий, введением в культурное русло хаоса человеческих поступков
«Снизу» общество ограничено природной средой, несущей огромный энергетический потенциал, не контролируемый человеком
«Сверху» общество ограничено духовной культурой, лишенной физической энергии, но обладающей огромными возможностями организации и контроля над человеческой деятельностью

Слайд 51. Общество как саморазвивающаяся система
Более высокий уровень в социальной иерархии использует

энергию, предоставленную более низким уровнем, и подчиняется нормам, правилам, образцам, содержащимся на более высоких уровнях
Как только эта взаимная зависимость нарушается, подсистема попадает в зависимость от внешней среды
Благодаря зонам взаимопроникновения может осуществляться процесс взаимообмена между системами
Чтобы быть способными к символической “коммуникации”, индивиды должны располагать общими для всех культурно организованными кодами (например, языком), которые одновременно интегрированы и в системы их социальных взаимодействий
Социальные системы предстают как системы “открытые”, находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена на входах и выходах в окружающую среду


Слайд 61. Общество как саморазвивающаяся система
Они изначально дифференцированы на различные подсистемы, которые

также постоянно вовлечены в процессы взаимообмена
Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между субъектами
Структура социальных систем состоит из четырех типов независимых переменных:
ценности,
нормы,
коллективы и
роли
1. Ценности – представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств



Слайд 71. Общество как саморазвивающаяся система
Ценности занимают ведущее место в исполнении социальными

системами функции по сохранению и воспроизводству образца
2. Нормы интегрируют социальные системы
Нормы конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций
Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей
3. Коллективы - структурные компоненты, для которых наиболее важна функция целедостижения
Существуют крайне неустойчивые групповые система, например, толпа



Слайд 81. Общество как саморазвивающаяся система
Коллектив – групповые системы, которые отвечают двум

критериям
Во-первых, они должны иметь определенный статус членства, так что в целом может быть проведено четкое различение членов и не членов данного коллектива (семья, политические сообщества и пр.)
Во-вторых, внутри коллектива должна наличествовать дифференциация его членов по статусам и функциям, так что от некоторых членов ожидается, что они будут делать нечто определенное, то — чего не ожидают от других
4. Роль — это такой структурный компонент, который в первую очередь выполняет адаптивную функцию
С ее помощью определяется класс индивидов, которые посредством взаимных ожиданий включаются в тот или иной коллектив
Поэтому роли охватывают основные зоны взаимопроникновения социальной системы и личности индивида



Слайд 91. Общество как саморазвивающаяся система
Какая-то отдельно взятая роль, однако, никогда не

составляет отличительную особенность конкретного индивида
Отец является особенным отцом только для своих детей, с точки же зрения ролевой структуры своего общества он всего лишь один из категории отцов
Одновременно он также участвует во множестве других видов взаимодействия, например, выполняет свою роль в профессиональной структуре
Все типы структурных компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными
Ценностные образцы вовсе не всегда узаконивают одни и те же нормы, коллективы и роли при любых обстоятельствах
Многие нормы регулируют действия бесчисленного множества коллективов и ролей, но лишь в определенной части их действий
Коллектив обычно функционирует под контролем большого числа специальных норм




Слайд 101. Общество как саморазвивающаяся система
В нем всегда наличествует множество ролей, хотя

почти каждая значительная роль исполняется во множестве конкретных коллективов
Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов
Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны “руководствоваться” конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы институционализируются только постольку, поскольку они “воплощаются в жизнь” конкретными коллективами и ролями
Общество – такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы
Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами



Слайд 111. Общество как саморазвивающаяся система
Самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений

взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования
Физическая среда имеет для общества адаптивное значение
Она является непосредственным источником материальных ресурсов, которые используются обществом посредством своих производственных, технологических и экономических механизмов
Распределение доступа к материальным ресурсам, будучи связано с системой разделения труда через экологический аспект жизни общества, требует решения вопросов территориального размещения различных подгрупп населения, а также закрепления за ними различных экономических интересов
Эффективное целедостижение нуждается в контроле за действиями в пределах определенной территории



Слайд 121. Общество как саморазвивающаяся система
Два проявления самодостаточности общества относятся, соответственно, к

экономическому и политическому функционированию в отношениях с физическим окружением —
через технологию и
организованное использование силы при исполнении военных и полицейских функций
Общество может быть самодостаточным только в той мере, в какой оно может “полагаться” на то, что деяния его членов будут служить адекватным “вкладом” в его функционирование
Абсолютная интеграция личности и общества необходима не более, чем в других случаях взаимообмена, предполагающих самодостаточность
Но если подавляющее большинство членов какого-то общества испытывает крайнее “отчуждение”, то говорить об этом обществе как о самодостаточном нельзя

Слайд 131. Общество как саморазвивающаяся система
Интеграция в общество его членов подразумевает наличие

зоны взаимопроникновения между социальной и личностной системами
Отношение здесь в основном трехстороннее, поскольку части культурной системы, так же как и части социальной структуры, интернализованы в личностях, но в то же время части культурной системы институционализированы в обществе
Общество является самодостаточным в той мере, в какой его институты легитимизированы ценностями, которые разделяются его членами с относительным согласием и которые в свою очередь легитимизированы благодаря соответствию членов общества другим компонентам культурной системы
Культурная система, сложившаяся на базе западного христианства, является общей, но с множеством вариантов, для всей европейской системы модернизованных обществ
“Политически организованные” общества находятся с другими обществами в различного типа “международных отношениях”, дружественных или враждебных


Слайд 141. Общество как саморазвивающаяся система
Такие отношения сами образуют экстрасоциетальную систему
Какая-то социальная

система может быть образована из социальных структур, членов и культур, принадлежащих двум или более обществам
Существует социальные системы, имеющие “наднациональный” характер, так как в их составе наличествует множество обществ, и имеющие “межнациональный” характер, члены которых принадлежат многим обществам
Общество – интрасоциетальная система – делится на четыре основные подсистемы
1. Подсистема сохранения и воспроизводства образца преимущественно касается отношений общества с культурной системой
2. Политическая подсистема (целедостиженческая) касается отношений с личностными системами
3. Экономическая подсистема (адаптивная) касается отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром


Слайд 151. Общество как саморазвивающаяся система
4. Интегративная подсистема обеспечивает или, наоборот, не

обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции
Интегративная подсистема общества является социетальным сообществом
Самой общей функцией социетального сообщества является сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и внутренней логикой
Необходимо, чтобы нормативно определенные обязательства были усвоены, а коллективы при выполнении своих функций и для отстаивания своих законных интересов должны иметь в своем распоряжении нормативную санкцию
Еще одной важной функцией социетальной (интегративной) подсистемы является определение обязательств, вытекающих из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества


Слайд 161. Общество как саморазвивающаяся система
Лояльность состоит в готовности откликнуться на должным

образом “обоснованный” призыв, сделанный от лица коллектива или во имя “общественного” интереса
Так, в большинстве современных обществ готовность к военной службе является проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин
В лояльности нуждается любой коллектив, но особую важность она имеет для социетального сообщества
Обычно от имени и в интересах социетальной лояльности выступают государственные органы, они же следят за выполнением соответствующих норм
Однако существуют и другие общественные инстанции, пользующиеся таким же правом, как государство, но не являющиеся разновидностями его структур
Фундаментальная черта всех человеческих обществ – ролевой плюрализм (многообразие), участие одних и тех же людей в ряде коллективов



Слайд 171. Общество как саморазвивающаяся система
Расширение ролевого плюрализма – важная составляющая процессов

дифференциации, ведущих к становлению обществ современного типа
Поэтому одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим коллективам
Индивидуальный “личный интерес” — не препятствие для интеграции социальных систем
Его можно направить в социальную систему через лояльность и членство в различных коллективах
Существует проблема выбора и уравновешивания своих обязательств в случаях конфликта конкурирующих между собой лояльностей
Нормальный взрослый мужчина в обществах современного типа одновременно является работником и членом семьи
И хотя требования, предъявляемые этими двумя ролями, часто находятся в конфликте, большинство мужчин жизненно заинтересованы в сохранении лояльности обеим ролям


Слайд 181. Общество как саморазвивающаяся система
Социетальное сообщество – сложная сеть взаимопроникающих коллективов

и коллективных лояльностей
Это система, для которой характерны дифференциация и сегментация
Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга
А каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает несколько человек, и из многих локальных сообществ

Слайд 192. Общество и природа
Общество выделилось из природы и продолжает сохранять с

природой теснейшие взаимосвязи
Эта проблема становится предметом рассмотрения особого вида знания — экологии — сложного объединения научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой
Термин «экология» в научный оборот был ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель (1834 — 1919) в 1866 г.
Он определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде
«Природа» в широком смысле слова отождествляется с понятием Вселенной, материального мира


Слайд 202. Общество и природа
Природа в узком смысле слова получила в 1875

г. название биосферы
Ввел этот термин австрийский геолог Э. Зюсс (1831 — 1914)
Биосфера — это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры)
Земная кора в экологических исследованиях получила название географической среды
Географический детерминизм долгие годы утверждал, что развитие общества, причины войн и революций, человеческие обычаи, нравы имеют «естественное происхождение» и определяются прежде всего географической средой


Слайд 212. Общество и природа
До сих пор спорной остается проблема антропосоциогенеза —

происхождения человека и общества
Главным выводом теории Ч. Дарвина (1809—1882) было установление генетического родства человека с животным, на основе которого было сделано предположение о естественном, природном происхождении человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование
Однако с позиции эволюционизма довольно сложно объяснить собственно человеческие свойства и качества:
труд, речь, мышление

Слайд 222. Общество и природа
Ф. Энгельс создал трудовую гипотезу происхождения человека и

общества
Он предположил, что в силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата
Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки
Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда
Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию


Слайд 232. Общество и природа
Тем самым посредством совершенствования неспециализированных навыков руки становится

возможным невиданное расширение круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу
Развитие общества и человека напрямую связано с совершенствованием орудий труда
Производство орудий труда — процесс коллективный, который является важнейшим, определяющим признаком труда
Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда
Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности», орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что, безусловно, влияло и на процессы становления и развития собственно мышления



Слайд 242. Общество и природа
Человек от «мышления руками» переходит к мыслительным операциям

в «уме»
В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу» и предмет «разговора», появилось что сказать другому
Потребность создала свой орган
Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи
Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется
И вдруг происходит почти чудо: природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, природа в нем самом укрощена навеки
Биологическая эволюция закончена, и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески»




Слайд 252. Общество и природа
Таким образом, вступает в силу социальный отбор, что

с наибольшей силой проявляется в совершенствовании процесса труда, в передаче трудовых навыков последующим поколениям
Труд — коллективно организованная, целенаправленная общественная деятельность
Труд становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней
В труде возникают особые отношения между людьми — производственные отношения, и дальнейшее развитие общества связано теперь с совершенствованием орудий труда и производственных отношений
Главным средством, определяющим программу коллективной деятельности, становится членораздельная речь, язык
Можно говорить и о доречевых видах трудовой деятельности, когда трудовые навыки передавались непосредственно в процессе труда



Слайд 262. Общество и природа
Усложняющиеся в процессе труда формы общения, речь и

мышление приводят к появлению нового типа организации жизни — к обществу
Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов
Возникает новая надбиологическая, протосоциальная целостность
Слабые стороны этой теории были выявлены генетикой
Ф.Энгельс верит в постепенную тренировку конечностей, приучение к прямохождению, считает, что достигнутое в процессе жизни «продвинутых» обезьян передается потомкам
Генетика отрицает наследование приобретенных признаков


Слайд 272. Общество и природа
3. Фрейд (1856-1939) объясняет антропосоциогенез с помощью аргументов

психоаналитической теории
Причина возникновения социальности лежит в замещении реального отца-вожака первобытного стада мифическим зверем-прародителем — Тотемом
У прародителей человека в течение многих поколений происходила борьба за обладание самками
Рождение человека — это появление внутреннего запрета — совести
Внутристадные ограничения основывались на принуждении, силе вожака-самца
Но всему приходит конец
Настал тот день, когда молодые самцы соединились, убили и съели старого вожака



Слайд 282. Общество и природа
Они реализовали свои противоречивые желания:
желание отождествления с

вожаком, стремление быть такими же сильными, как он, и —
уничтожить его как препятствие на пути удовлетворения своих желаний
Свершив это деяние, убийцы оказались во власти мучительного двойственного чувства торжества и горя
Не справившись с этим чувством, они впали в состояние «позднего послушания»: начали испытывать чувства раскаяния и вины, объявили недопустимым совершенный ими поступок и отказались от своих вожделений, закрепив свой отказ в образе священного животного-прародителя
Общество покоится на соучастии в совместно совершенном преступлении, на чувствах вины и раскаяния
Человеческие чувства вины и раскаяния не вытекают автоматически из акта убийства вожака в стае животных
Двойственное отношение к вожаку — дело обычное и в обезьяньей стае




Слайд 292. Общество и природа
Развитие общественных отношений было связано не только с

развитием трудовой деятельности
Кроме производства продуктов потребления общественная жизнь предполагает и производство людей людьми
А для этого необходимы были мирные отношения внутри общества, подавление индивидуальной агрессии
Пралюди были способны к прямохождению (что вело к повышению смертности самок) и были хищниками
В силу этих обстоятельств внутристадные конфликты стали более частыми и жестокими, они грозили гибелью вида в результате взаимного истребления
Единственное средство выжить — сублимация (замещение), способность ограничить себя в своих желаниях, видоизменить их
Эротика и смерть слились в представлении предка, поэтому орудие смерти часто становится предметом почитания (видоизмененного вожделения)
Первых архаических божеств почитали в виде дубин, топоров, ножей



Слайд 302. Общество и природа
Появление нового, «человеческого» качества в поведении членов первобытного

стада связывается с наличием двойственной, крайне напряженной ситуации в стаде и невозможностью ее физического разрешения
Желание убить и невозможность это совершить стали многократно проигрываться в воображении всех членов стада, порождая запрет (табу)
Это уже внутренний запрет, основанный на собственной воле, это рождение совести
В представлении пралюдей сексуальные отношения неразрывно связывалась со смертью, поэтому запрет (табу) завершает эту взаимосвязь
Свои сексуальные побуждения отныне можно изжить только в форме перевоплощения, т.е. представления своих страстей в виде чужих желаний
Миф и ритуал укрепляют этот перенос
Связь между чужим и своим постепенно заменялась на «бескорыстный» интерес к «чужим» страстям, изображаемым на сцене, стала синонимом эстетического отношения к миру




Слайд 312. Общество и природа
Одновременно идет процесс запрета на орудийно-вооруженную половую конкуренцию

самцов
Гарем самок должен стать ничьим, поэтому запрещаются половые связи внутри стада, что приводит к поиску половых партнеров в других сообществах
Таким способом шел процесс формирования принципиально иного типа примитивной коллективности — первобытно-родовой общины
Межобщинные брачные отношения стали основой развития чисто человеческой способности любить, отнестись к другому (чужому) как к себе, родственных связей и отношений
Именно здесь исток заповеди «все люди братья», «любите ближних своих...» и т.д.
В основе нравственности лежит процесс сублимации той противоречиво безысходной ситуации, в которой оказались первобытные люди


Слайд 322. Общество и природа
В свою очередь, первые формы нравственности (чувство вины,

муки совести, возникновение свободы воли) стали фундаментом, на котором стоит вся человеческая культура, с ее способностью к символизации, перевоплощению, отождествлению себя с другим
Утрата исходной нравственно-родовой основы человеческой культуры связана с завоеваниями одного народа другим, многочисленными войнами, в результате которых мифологическая суть человеческих взаимоотношений умирает, остается «чистая форма», лишенная мифологической окраски
В этой концепции остается без ответа ряд взаимосвязанных вопросов:
как рождается новое «человеческое» качество,
как вспыхивает сознание,
каким образом, медленно или «вдруг», трансформируется психика животного в сознание человека?




Слайд 332. Общество и природа
Католический философ и ученый-палеонтолог Пьер Тейя́р де Шарде́н

(1881 — 1955) для объяснения антропогенеза вводит понятие энергии
Скачкообразность развития характерна для всей природы
Возникновение человека и человечества также представляет собой ряд скачков
Скрытая внутренняя энергия придается им самим изначально
Эта творческая энергия постепенно разворачивается в ходе развития, а не угасает
Огромный энергетический потенциал лежит в самом основании материи
Эволюция Вселенной заключает в себе стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и «сверхжизни»

Слайд 342. Общество и природа
Уже на стадии преджизни проявляется «радиальная» энергия, которая

ведет к нарастанию сложности материальных феноменов
«Тангенциальная» энергия связывает однопорядковые элементы, структурирует материю
Энергия неотделима от материи, однако ее можно понимать и как духовную силу, направляющую всю эволюцию космоса
Переход с одной стадии на другую скачкообразен, носит взрывной характер
От одного этапа к другому рывками идет усложнение материи
На стадии «мысли» появляется человек
Возникновение человека — это индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли, это порог, который должен быть перейден одним шагом

Слайд 352. Общество и природа
Первый человек появляется сразу как множество людей
Переход к

человеку происходит не через внешние изменения морфофизиологической структуры животного, но — «внутри», скрыто
«Человек вошел бесшумно...
Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от мыса Доброй Надежды до Пекина
Безусловно, он уже говорит и живет группами
Он уже добывает огонь»
Человек как бы сгущает психическую энергию, творит «ноосферу», сферу разума, в которой возникает мысль, личность, единство индивидуальностей
Духовное объединение человечества, его «планетизация» ведет к стадии Сверхжизни




Слайд 362. Общество и природа
На этой стадии человечество соединяется с Божественной полнотой,

«точкой Омега», с «нечто» и «некто», действовавшим с самого начала эволюции, не сливаясь с ней

Слайд 372. Общество и природа
Понятие энергии кладет в основу своей концепции и

Л. Н. Гумилев (1912 — 1992)
Он выдвинул концепцию этногенеза (происхождения отдельных народов, этносов) как составной части антропосоциогенеза
Начало этногенеза связано с механизмом мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время
Возникает своеобразный «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов
Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака — пассионарности

Слайд 382. Общество и природа
Пассионарность — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного

толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию
Пассионарии способны на радикальные изменения и делают их
Они защитники Отечества, они — открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители
Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой и наделены пассионарии
Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос Однако «пассионарный заряд» не остается неизменным в этносе, он уменьшается
В обществе начинается соперничество и кровопролитие


Слайд 392. Общество и природа
Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит

«рассеивание энергии», кристаллизующейся в памятниках культуры
Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома»
В результате общество избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей
Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ
Вследствие утраты этносом пассионарности в обществе занимают ведущее место субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью, они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные, они проедают и пропивают все созданное в героические времена


Слайд 402. Общество и природа
Это фаза обструкции, при которой процессы распада становятся

необратимыми
Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом, потом исчезает и память
Приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают «великим замыслам» обывательский покой
Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли
Более того, и возникновение человека, антропогенез, возможно, также связан с пассионарным толчком
Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми


Слайд 412. Общество и природа
Иной вариант теории антропогенеза представлен в исследовании В.

М. Вильчека (1937 - 2006)
Естественный отбор «очень уж подозрителен» по отношению к человеку
Почему-то отбраковывались полезные признаки, а закреплялись вредные — безволосость, отсутствие когтей и клыков, прямохождение, долгий период детства
Естественный отбор мутантов был противоестественным на самом деле и аномально быстрым, словно целенаправленным
Сторонники трудовой теории антропогенеза грешат склонностью к модернизации
Они говорят: прачеловек догадался, понял, изобрел
Но он просто еще не умел догадываться и изобретать

Слайд 422. Общество и природа
Главная слабость трудовой гипотезы заключается в невозможности связать

причинной связью появление человека и возникновение трудовой деятельности
Чтобы «труд создал человека», труд должен был существовать до человека, т.е. трудиться должны были обезьяны
Но труд, с точки зрения трудовой гипотезы, — специфически человеческая деятельность, исключающая условно- и безусловно-рефлекторную активность
Главная причина возникновения человека, считает В. Вильчек, — первоначальное отчуждение, разрыв коммуникации с природой, ослабление или утрата инстинктов, появление множества «больных животных»
Подобные ущербные существа либо погибают, либо начинают подражать, копировать поведение «нормальных» животных
Животные для человека становятся коммуникаторами, посредниками, учителями


Слайд 432. Общество и природа
Человек подражает либо полноценным обезьянам, либо копытным, либо

хищникам, с которыми он вступает в своеобразное соглашение
Человек начинает жить по плану своего животного-покровителя
В этом причина, например, появления в архаических обществах множества запретов
Люди, живущие по чужому плану, находятся в состоянии постоянного стресса, что обнажает все пласты индивидуальной изменчивости — основу для естественного отбора
Но естественный отбор в условиях становления человека «противоестествен», он ведет к сохранению слабых особей, с разрушенной способностью коммуникации с природой
Именно таким особям ничего не остается, как подражать природе по неинстинктивной, чужой программе — т.е. трудиться


Слайд 442. Общество и природа
Попытка реализовать травмированную способность единения с природой, найти

обманчивый образ этого утраченного единства порождает другую человеческую способность — творчество
Труд и творчество, таким образом, различны по происхождению, лишь много позже то творчество начинают считать особым видом труда, то труд начинают связывать с творчеством как его атрибутом
Творчество по своей природе — это культурно-созидательная деятельность, это создание ценностей-символов, с помощью которых человек осуществляет «уход-возвращение»: реально уходит от природы, а возвращается к ней в форме идеального образа, плана действия
Основной предпосылкой возникновения человека является его отчуждение от природы


Слайд 452. Общество и природа
Восстановление этой связи уже внебиологическими средствами и ведет

к формированию человека
Причем если труд составляет субстрат, «вещество» рождения социальности, то собственно человеческий характер он приобретает только в процессе возникновения символов, замещающих утраченное единение с природой, т.е. только в процессе культуросозидания, культурного творчества


Слайд 462. Общество и природа
В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации
Но существует

и другая тенденция — национального обособления
С. Коэн делает прогноз, согласно которому к 2020-2025 гг. на планете Земля может появиться несколько десятков новых государств
Причины — национальные, религиозные или экономические противоречия
Национализм станет величайшей опасностью в мире
Процесс глобализации породил целый комплекс глобальных проблем

Слайд 472. Общество и природа
Глобальными называются проблемы, которые затрагивают человечество в целом,

все страны и народы, независимо от культурных аспектов и религиозных верований, а часто и от уровня экономического развития
1. Проблема предотвращения мировой войны и сохранения вечного мира — самая животрепещущая глобальная проблема
Академик Н. Н. Моисеев и его сотрудники построили в начале 80-х годов XX в. научную модель последствий взрыва «только» одного процента накопленных на планете Земля ядерных зарядов
Согласно расчетам оказалось, что даже в этом случае жизнь на Земле как биологическое явление будет уничтожена из-за эффекта «ядерной зимы» — тучи пепла от пожаров и огненных штормов (вызванных взрывами) сделают атмосферу планеты практически непроницаемой для солнечных лучей, произойдет резкое похолодание (на 50—60 градусов) и все живое погибнет

Слайд 482. Общество и природа
В XVIII в. на каждую тысячу жителей Земли

приходилось 9,7 убитых в войнах,
в XIX в. — 16,2, а
в XX — уже 44,4 человека, другими словами, практически один из двадцати
Стремительно растут жертвы среди мирного населения
Так, в крупнейших конфликтах после 1945 г., в каждом из которых число погибших превосходит 1 млн. человек (гражданская война в Китае, война Корее, гражданская война в Нигерии, борьба Бангладеш за независимость от Пакистана, война во Вьетнаме), потери гражданского населения составляли большинство от общего числа убитых
Во Вьетнаме эти потери составляли 58%, а в гражданских войнах в Мозамбике и Судане — 95—97% погибших

Слайд 492. Общество и природа
По данным Международного института исследований проблем мира, только

за последние 10 лет XX в. произошло 120 вооруженных конфликтов
Эти конфликты затронули 80 стран и унесли жизни почти 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратили в беженцев
Наибольшее число горячих точек
в Азиатско-Тихоокеанском бассейне — 20,
в Африке — 16,
в Европе — 5,
на Ближнем Востоке и в Южной Америке — 2
Две трети нынешних конфликтов длятся уже более 5 лет, а остальные — более 20 лет

Слайд 502. Общество и природа
2. Проблема нехватки продовольствия
Голод и недоедание — это

реальность для сотен миллионов жителей Земли
Есть страны, где многие люди имеют избыточный вес — их на нашей планете порядка 110 млн. человек, причем 97 млн. только в США (или 55% взрослого населения), в Великобритании 51% людей с избыточным весом, ненамного отстают и другие европейские страны
Но есть и другие тенденции
В Бангладеш число детей, имеющих недостаточный вес, составляет 66%, в Индии — 64%, во Вьетнаме — 56%, в Эфиопии — 48%, в Индонезии и Пакистане — 40%
Каждые трое из пяти детей на индийском субконтиненте страдают от недоедания, а в Африке к югу от Сахары это участь 30% детей
Каждый день умирает 19 тыс. детей из-за плохого питания и связанных с ним болезней


Слайд 512. Общество и природа
Одна из причин голода и недоедания — резкое

сокращение посевных площадей
Прирост населения ведет к резкому увеличению числа городов и других поселений, а следовательно, к сокращению свободных пахотных земель
В США в 1950 г. посевные площади составляли 0,41 га, в 2000 г. — 0,23 га, а в 2050 г. они сократятся до 0,19 га
В Индии в 2050 г. они составят всего 0,07 га, в Бангладеш, Китае и Иране — 0,06 га, в Нигерии и Индонезии — 0,05 га, а в Эфиопии и Пакистане — даже 0,03 га
3. Проблема ограниченности ресурсов
Первая причина связана с нерациональным использованием полезных ископаемых
Ежегодно из недр планеты извлекается 100 млрд. т самых различных видов сырья
Но только 5% из них реально используется, а все остальное идет в отвалы, покрывает территории, сравнимые по площади со всеми государствами, поселками, деревнями и т.д.

Слайд 522. Общество и природа
4. Рост энергозатрат и проблема производства энергии
За последние

сто лет урожайность с одного гектара полей удалось повысить в 3 раза, но энергозатраты при этом возросли в 100 раз
Наши предки хозяйствовали в 33 раза экономнее с точки зрения затрат энергоресурсов
Скорость карет и колясок, запряженных несколькими лошадьми, сто лет назад, на Елисейских полях в Париже составляла 12 км в час, и сегодня автомобили с двигателем мощностью в десятки и сотни лошадиных сил движутся в центре Парижа с такой же средней скоростью
Потребность в энергии является одной из основных жизненных потребностей человека
В конце XX столетия электроэнергию главным образом получают на гидроэлектростанциях, тепловых и атомных станциях
С получением энергии связаны сложные экологические проблемы



Слайд 532. Общество и природа
5. Болезни
В мире существует множество неизлечимых болезней, которыми

страдают десятки миллионов человек
Например, малярия, от которой страдают уже сотни миллионов человек
Грипп, порождающий каждый год новые модификации
В конце XX в. возникла еще одна страшная опасность — СПИД
6. Экологические проблемы
Хозяйственная деятельность человека
Загрязнение природных вод
Потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы

Слайд 542. Общество и природа
Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу,

вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для здоровья человека
Сведение лесов - одна из важнейших глобальных экологических проблем современности
В функционировании природных экосистем роль лесных сообществ огромна
Лес поглощает атмосферное загрязнение антропогенного происхождения, защищает почву от эрозии, регулирует сток поверхностных вод, препятствует снижению уровня грунтовых вод и т. д.
Необходимость изменения принципов взаимоотношений общества и природы была осознана уже давно




Слайд 552. Общество и природа
Академик В.И. Вернадский создал учение о ноосфере, рассматривая

ее как область интегрирования законов общества и природы
Ноосфера — это такое планетарное состояние, когда человек становится основным фактором природной эволюции
Одновременно возрастает и ответственность человека за ход эволюции, поскольку его воздействие на природу приобретает уже не локальный, а глобальный характер

Слайд 562. Общество и природа
Группа ученых во главе с Аурелио Печчеи организовала

Римский клуб — международную неправительственную организацию, цель которой — понимание проблем современного мира в их совокупности, рекомендации правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами
Глобальные проблемы сцепились между собой, как щупальца огромного спрута, опутав всю планету
Уже нельзя отделить экономику от экологии, психологические проблемы от политических

Слайд 572. Общество и природа
Необходимо новое, планетарное мышление, способное уловить связь между

социальной несправедливостью и инфляцией, неграмотностью и голодом, психическими расстройствами и социальной нестабильностью, энергетическим кризисом и демографическими проблемами
Высококвалифицированные специалисты различных стран готовят доклады Римскому клубу
Первый доклад назывался «Пределы роста»
Только ограничение использования невозобновимых ресурсов, ограничение рождаемости, «нулевой рост» производства может спасти человечество
Второй доклад, «Человечество на перепутье», обосновывает концепцию «экономического роста» Мир подобен живому организму, в котором каждый регион должен выполнять свою функцию, а весь планетарный «организм» требует глобального управления

Слайд 582. Общество и природа
Третий доклад, «Перестройка международного порядка», выдвинул идею нового

экономического порядка как основы решения глобальных проблем
Как четвертый доклад Клубу была работа А. Печчеи «Человеческие качества» (1980)
Он предлагает шесть «стартовых» целей, которые связаны
с «внешними пределами» планеты;
«внутренними пределами» самого человека;
культурным наследием народов;
формированием мирового сообщества;
охраной окружающей среды и
реорганизацией производственной системы
Человек в своей деятельности должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов

Слайд 592. Общество и природа
Центральная идея этого доклада состоит во «внутренних пределах»,

то есть в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей
Доклад пятый — «За пределами роста»
В нем обсуждаются актуальные проблемы «органического роста» и перспективы возможности их решения в глобальном контексте, учитывающем как достижения науки и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и международную обстановку
«Только выработав общую точку зрения по этим фундаментальным вопросам — а сделать это должны прежде всего богатые и сильные страны, — можно найти верную стратегию перехода к органическому росту, которую и передать потом своим партнерам на подсистемном уровне
Только тогда можно будет управлять мировой системой, и управлять надежно» вопрос заключается не в росте как таковом, а в качестве роста

Слайд 602. Общество и природа
Шестой доклад «Первая глобальная революция» дает характеристику нынешнего

состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в таких глобальных проблемах, как народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д.
Седьмой доклад «Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная»: современная цивилизация достигла уровня развития, на котором рост производства фактически во всех отраслях хозяйства способен осуществляться в условиях прогрессирующей экономики без привлечения дополнительных ресурсов и энергии
Человечество «может жить в два раза богаче, расходуя лишь половину ресурсов»


Слайд 612. Общество и природа
В 1983 г., принимается декларация, в которой заявлено

о перспективах нового Ренессанса в Европе, где стал возможен переход от пограничных барьеров к экономической и политической интеграции
«Мы убеждены, что находимся на ранней ступени формирования нового мирового сообщества
Рост численности населения в южных странах,
симптомы нарушения климатического баланса в мире,
проблемы в обеспечении продуктами питания,
истощение природных, в том числе и энергетических ресурсов,
противоречия в области технического развития, а также
обширные изменения в сфере идеологии — в сумме своей эти тенденции соответствуют самой глобальной революции в масштабах планеты

Слайд 622. Общество и природа
Эта революция не имеет идеологического основания
Она — результат

беспрецедентного совпадения социальных, экономических, технических, культурных, этических факторов, а также геостратегических сотрясений поверхности Земли
Взаимодействие перечисленных факторов, их совпадение способно привести человечество к совершенно неожиданным результатам»
Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании
Появляются различные концепции, авторы которых предлагают решить проблему, рассматривая человека в качестве части природы либо включая природу в человеческий мир как его часть


Слайд 632. Общество и природа
Социобиологи (Франсиско Аяла, Роберт Уилсон) считают, что различные

проявления социальности (например, альтруизм) можно обнаружить и в животном мире
Наше поведение определяется биологическими факторами
Моральные установки способствуют сохранению генов предков, поэтому моральное поведение в конечном итоге ведет к выживанию человечества — коллективного потомка некоего общего предка
Агрессивность человека есть качество, общее человеку и животному
В зависимости от ситуации, в человеческой группе проявляются то альтруистические, то агрессивные черты, что усиливает выживаемость вида



Слайд 642. Общество и природа
Борьба альтруизма и агрессивности, в равной степени имеющих

биологические корни, в человеческом сообществе принимает различные формы
Поэтому не подавление врожденных биологических импульсов, а напротив, следование им способствует выживанию человечества
Часто «биологическая преграда» (неспособность уничтожить тех, кто принял «позу покорности») не дает развиваться групповой агрессии; культурные нормативы в этом случае приказывают убивать
Возникает такое направление науки как «биополитика» Понять предпосылки социальной стабильности, логику массового сознания, отношение народа к вождю невозможно без понимания биологических основ этих процессов
Структура отношений господства — подчинения,
борьба за власть, доминирующее положение в группе, обществе, определяющее распределение ресурсов,
оптимизация политических отношений должны опираться на изучение группового поведения животных



Слайд 652. Общество и природа
Например, «передача настроения» птиц стае в случае опасности

может быть использована для объяснения предреволюционных настроений
Нахождение масс в непосредственной близости от политического лидера, умеющего должным образом использовать «жесты уверенности», «ритуал успокоения», способствует социальному единству
«Глубинная экология» (Арне Нейс, Уорвин Фокс)
Изменение взаимоотношений общества и природы начинается с изменения самой структуры нашего Я
Наше Я — это поле, которое постоянно расширяется, углубляется, сливаясь со всем существующим на планете
Забота о природе становится заботой о себе, все преграды между Я и природой рушатся, человек начинает мыслить «изнутри» природы, мораль оказывается излишней
Личность превращается в «эко-Я», она готова «сбросить с себя бремя отождествления только с человеческой сущностью»
Человек начинает говорить от имени земли, леса, горы



Слайд 662. Общество и природа
Способы слияния с природой:
ритуальные формы действий,
медитативные

упражнения пробуждения «эволюционной памяти»,
«экодыхательные» упражнения, подключающие Я человека к большому экологическому Я,
Человек утрачивает индивидуальную свободу, подчиняясь душе природы, растворяясь в ней
«Персоналистическая экология» (Уайт Л., Пассмор Дж., Аттфилд Р.) ориентирована на идею сотрудничества с природой, руководства природой, расширения возможностей природы
Она связана с христианскими воззрениями, расширяя стремление христиан к собственному спасению до заботы о всём живом на Земле
Отношения человека и природы должны приобрести характер симфонии



Слайд 672. Общество и природа
Вопреки распространенному мнению, что христианство явилось источником потребительского

отношения к природе
В христианстве коренятся совершенно иные тенденции взаимоотношения человека с природой
Библейский Эдем - это идеальный образ природы, возврат к единению с ней
Грехопадение - это деспотически-потребительское отношение к природе, выраженное в рационализации взглядов на природу как объект анализа и носитель стоимости
Мироощущение христианина способно за видимой ограниченностью природы прозреть божественный замысел движения тварного мира к совершенству, к единению с Творцом
В этом случае "я" не растворяется в душе природы; напротив зрелость "я" есть залог существования и "возрастания" природы


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика