Слайд 1
Система и метод философии Гегеля
Презентацию выполнила студентка 1 курса группы 2201:
Семенова Анна Геннадьевна
Слайд 3Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель
Окончил теологическое отделение Тюбингенского университета,однако от духовной
карьеры отказался. Тем не менее проблемы религии в течение сравнительно долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире.
Слайд 4 Гегель в качестве такого начала полагает бытие (все существует только в
данном месте и в данный момент времени, здесь и теперь). Следующим основополагающим понятием является ничто. Синтез - определенное бытие. Т.е. сама логика выступает в виде трех понятий:
1. бытие
2. сущность
3. понятие
Слайд 5Само бытие делится соответственно еще на три категории
КОЛИЧЕТСВО - внешняя определенность
(т.е. изменение количества не всегда приводит к изменению в качестве (до определенного предела))
КАЧЕСТВО-внутренняя определенность объекта
МЕРА - единство качества с определенным присущим ему количеством. Эта последовательность показывает реальное движение научного анализа.
Слайд 6Абсолютная идея погружается в глубь бытия => это выражается в категории сущности :
бытие расщепляется на
1. сущность и явление
2. тождество различия и противоположности
3. тождество необходимости и случайности
Слайд 7Стремится к синтезу: Категория понятия : в ее рамках можно рассмотреть
1. понятие
2. идея
3. истина
Слайд 8Основной закон формальной логики:
1) закон противоречия (недопустимости противоречия). Он запрещает об
одном и том же предмете в одно и то же время рассматривать в одном и том же соотношении два противоположных суждения.
2) Закон тождества: А есть А - фиксирует жесткие отношения
У Гегеля А есть и не А. Объекты внутренне противоречивы, а формальная логика не может это оценить. Гегель критикует формальную логику. Он видит свою задачу в построении собственной логики, которая направлена на постижение мира как противоречиво развивающегося.
Слайд 9Гегель — создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Гегелю, разумно,
постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом).
Философская система Гегеля состоит из 3 частей:
1. логики;
2. философии природы;
3. философии духа.
Слайд 10Логику Гегель
подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего —
чистое ничто, т. к. оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие, и ничто сняты, т. е. они одновременно и упразднены, и сохранены.
Слайд 11 По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика
объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).
Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.
Философия духа — это и есть философия культуры.
Гегель различает три ступени в развитии духа:
- субъективный дух — индивидуальное сознание;
- объективный дух — воплощение («объективизацию») духа в мировой истории и гражданском обществе;
-абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).
Слайд 12Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает
объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т. е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Слайд 13 Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно
из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления — абсолютной идеи, т. е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.
Слайд 14Понятие у Гегеля — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность
мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества. Т. е., признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».