Схоластика в Парижском университете и проект средневековой цивилизации презентация

Содержание

Лисанюк Елена Николаевна доцент кафедры логики СПбГУ e.lisanuk@spbu.ru Схоластика в Парижском Университете

Слайд 1Схоластика в Парижском университете и проект средневековой цивилизации
Схоластика в Парижском Университете


Слайд 2Лисанюк Елена Николаевна доцент кафедры логики СПбГУ e.lisanuk@spbu.ru
Схоластика в Парижском Университете


Слайд 3Общая информация о курсе
12 ч (6) лекций
16 ч (8) практических занятий

Экзамен

в устной форме: теоретический вопрос
эссе 3-4 тыс. слов по теме, согласованной с преподавателем (в течение семестра)

Текущий контроль
самостоятельная работа
подготовка к практическим занятиям

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 4Лекции
Введение. Средневековый университет. 05.09
Схоластическая философия: основные идеи и персоналии. 12.09
Философско-грамматическое

учение модистов 24.10
Интеллектуальные традиции в Парижском университете 11.11
Влияние арабо-мусульманской науки на развитие научных знаний на латинском Западе 14.11
Проект средневековой цивилизации в эпоху Ренессанса и Новое время 12.12

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 5Семинары
Жизнь и быт интеллектуалов латинского Запада 26.09.
Пьер Абеляр 03.10
Женщина в западноевропейском

средневековье 17.10
Философско-грамматическое учение модистов 07.11
Фома Аквинский против парижских аверроистов 21.11
Николай Орем 28.11
Развитие наук в Парижском университете 05.12
Проект средневековой цивилизации в литературе 19.12

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 6темы эссе 26.09
Бернар Клервосский и Пьер Абеляр. 03.10 Филиппов Е.
Сигер Брабанский и

парижский аверроизм. 21.11 Щербаков М.
Естественнонаучные взгляды Жана Буридана. 05.12 Крутолапов Д.
Естественнонаучные взгляды Николая Орема. 28.11 Васильев П.
Философско-грамматическое учение модистов. 07.11 Епремян М.
Студенческая жизнь в Парижском университете в Средние века. 26.09. Юрчук Е.
Женщина в Средние века. 17.10 Вакина А.
Карьера и быт преподавателя в Парижском университете в Средние века. 12.12. Парамонов Н.
Раймунд Луллий: искусство комбинаторики, миссионерство и арабистика 14.11. Сергеева А.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 7Как подготовить эссе по курсу Схоластика в Парижском университете
Согласовать тему (в

течение 2 нед после начала курса)
Сформировать список литературы (min 5 наименований, min 1 книга).
Определить цели и задачи эссе.
Выступить с презентацией по материалам эссе на семинаре.
Оформить текст эссе в соответствии с академическими требованиями.
Направить эссе преподавателю в установленный срок.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 8Схоластика в Парижском Университете
Титульный лист
Содержание
Введение (цели и задачи эссе)
Текст эссе, поделенный

на параграфы.
Заключение.
Список литературы.

Что должно быть в эссе?


Слайд 9Санкт-Петербургский госуниверситет
Направление подготовки ….

Эссе
по курсу
«Схоластика в Парижском университете и проект средневековой

цивилизации»

студента (ФИО)
Преподаватель Лисанюк Е.Н.

С-Петербург 2017

Схоластика в Парижском Университете

Титульный лист эссе


Слайд 10Литература
Первоисточники, обязательные и дополнительные.
Учебная и научная литература, обязательная и дополнительная.
Схоластика в

Парижском Университете

Слайд 11Литература. Первоисточники.
Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В 2-т.т.,

СПб., 2001.
Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970.
Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. М., 1972.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 12Учебная и научная литература
Обязательная литература.
Жильсон Э. Философия в средние века. От

истоков патристики до конца XIV века. М., Республика, 2004.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М. 1988 (1995).

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 13Средневековье - пасынок истории, безвременье, разделяющее две славные эпохи истории Европы,

средостенье между античностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, "темные столетия".

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. - С. 16.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 14Этап критического самоанализа, самоуничижения и самобичевания человека перед лицом нового духовного

идеала

Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. - М.: Ладомир, 1995. - С. 83.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 15Успехи и масштабы развития техники были столь огромны и ощутимы, что

некоторые историки науки говорят о несомненном факте технической и технологической революции в эпоху Средневековья. Все это в итоге привело «к освоению новых энергетических ресурсов: использованию сил воды и ветра наряду с силой людей и животных»

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. - М.: Наука, 1989. - С. 38.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 16Целый необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной

(по своему тону) культуре церковного и феодального средневековья. М.М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 17Это злой мир. Повсюду вздымается пламя ненависти и насилия, повсюду –

несправедливость; черные крыла сатаны покрывают тьмою всю землю. Люди ждут, что вот-вот придет конец света. Но обращения и раскаяния не происходит; церковь борется, проповедники и поэты сетуют и предостерегают напрасно.

Хейзинга Й. Осень средневековья. С. 33.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 18Желанье некоей прекрасной жизни во все времена обнаруживается перед собой три

пути к этой далекой цели. Первый уводил прочь от мира: путь отречения от всего мирского… Второй путь вел к улучшению и совершенствованию мира самого по себе…Третий путь к более прекрасному миру – путь мечтаний.

Хейзинга Й. Осень средневековья. С. 38-40.

Идеалистический
Реалистический
романтический

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 19Тривиально.
Схоластика в Парижском Университете


Слайд 20Quaestio subtilissima, utrum Chimera in vacuo bombinans possit comedere secundas intentiones, et fuit

debatuta per decem hebdomadas in Consilio Constantiensi

Тончайший вопрос о том, может ли Химера, в пустом пространстве жужжащая, поглотить вторичные интенции; обсуждался на Констанцском соборе в течение десяти недель

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 21Средневековый университет план лекции
Что такое средневековый университет? Понятие и особенности.
История возникновения, периодизация.
Средние

века. От истоков патристики до конца XIV века. М., Республика, 2004.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М. 1988 (1995).

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 22Средневековый университет особенности
сохранение и передача знаний высшего уровня;
разграничение наук и учебных дисциплин

внутри университета между факультетами
самостоятельное присвоения степеней
социальные привилегии студентов и преподавателей
многонациональный характер студентов и преподавателей
преподавание ведут магистры — обладатели надлежащих степеней
студенты и преподаватели владеют бенефициариями.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 23Средневековый западный (латинский) университет периодизация
VI в. - XI в. — предыстория (от

школы к университету);
XI по XIII в. — зарождение;
XIV по XV в. — расцвет;
XVI по XVII в. — разложение СЗУ и становление национальных университетов на основе модели европейского университета.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 24Жизнь и быт интеллектуалов латинского Запада 26.09.
Литература.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в

средние века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003, 5-114.
Верже Ж. История средневекового университета. Прототипы (Отрывки из книги) // Вестник высшей школы. 1992. № 1. С. 98—125.
Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в средневековой Европе: (спецкурс). М., .: ИВИ РАН, 2000
Ладыжец Н.С. Развитие идеи западного университета: социально-философский анализ. Ижевск, 1991

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 25Жизнь и быт интеллектуалов латинского Запада 26.09.
Вопросы к семинару.
Каковы социальные, экономические

и политические особенности интеллектуальной жизни в раннем и высоком средневековье?
В чем состоял вклад монастырей, орденов и клириков в интеллектуальную жизнь?
Как проходило образование молодежи в Средние Века? Какую роль в нем играли школы? Какие предметы в них изучали?
Чем отличалось экономическое и социальное положение студента и преподавателя?
Какую роль играла университетская степень в карьере?

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 26Пьер Абеляр 03.10
Литература.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до

конца XIV века. М., Республика, 2004.
Абеляр П. История моих бедствий. Любое издание.
Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином. Любое издание.
Неретина С.С. Концептуализм Абеляра. Слово и текст в средневековой культуре. М., 1996.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 27Пьер Абеляр 03.10
Вопросы к семинару.
Жизненный путь Абеляра в истории и в его

автобиографии.
Абеляр и Элоиза: любовная история или социальная притча?
Философский концептуализм Абеляра.
Философский смысл тринитарной концепции Абеляра.
Логическое учение Абеляра.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 28Тривиум
Грамматика
Риторика
Диалектика
Квадривиум
Арифметика
Музыка
Астрономия
Геометрия
Факультеты
Философский
Теологический
Юридический
Медицинский
Схоластика в Парижском Университете


Слайд 29Ретроспективизм, традиционализм
Экзегетизм (герметивизм)
Универсализм (энциклопедизм)
Назидательность
Рефлексивность (психологическая самоуглубленность)
Символизм
Анонимность
Иерархизм
Телеологизм
Рецептурность
10 особенностей средневекового мышления
Майоров Г.Г. Формирование

средневековой философии. М. 1979. С. 9-18.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 30патристика (2–6 вв.)
раннесредневековая философия (7–10 вв.);
схоластика (11–14 вв.).
Схоластическая философия. Основные этапы,

авторы и идеи.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 31Решающая особенность средневековой философии состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением, в

своей христианской форме зародившимся в поздней античности.

Важнейшая черта монотеистической религиозности как наиболее массовой формы идеологической жизни состоит в усилении в ней морального содержания.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 5

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 32Христианство обращается к человеку, чтобы утешить его страдания, указывая ему их

причину и предлагая средство исцеления. Оно есть учение о спасении, и потому оно – религия. Философия есть знание, обращенное к разуму и говорящее ему о том, что представляют собой вещи, религия же обращается к человеку и говорит ему о его судьбе: либо для того, чтобы он ей покорился (античная религия), либо для того, чтобы он ее сотворил (христианская религия). Именно поэтому греческие философские учения суть философия необходимости, тогда как философские учения, находящиеся под влиянием христианства, суть философия свободы.

Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004., с. 8

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 335 особенностей средневековой философии
Теоцентризм
Креационизм,
Провиденциализм,
Традиционализм,
Персонализм
Схоластика в Парижском Университете


Слайд 34Истина Откровения vs истина разума
Проблема универсалий
Свобода воли
Сущность и существование
Двуосмысленность (эквивокация)
5

проблем средневековой философии

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 35Философско-грамматическое учение модистов
XII – становление идей философской грамматики
XIII –XIV в. –

расцвет модизма
XIV – XV упадок спекулятивной грамматики
Modi significandi = начала универсальной грамматики

Мартин Датский «Modi significandi» (между 1255- 1270)
Фома Эрфуртский «Трактат о модусах обозначения, или спекулятивная грамматика (между 1280 – 1310)

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 36Присциан (ок. 500 н.э.)
Петр Хелиас (ок. 1100 (Пуатье) – после 1166)
Вильям из

Конша (c. 1090 – после 1154)
Мартин Датский (ум. 1304)
Боэций Дакийский (Dacus) – ок. 1230—1284)
Иоанн Датский
Петр Кроккус
Александр Вила-Деи
Мишель из Марбэ
Радульф Бретонский (ca. 1270–1320)
Сигер из Куртрэ (ca. 1280–1341)

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 375 особенностей спекулятивной грамматики
Три части спекулятивной грамматики - модусы обозначения, этимологии,

диасинтетика
Реализм, доминиканская философия, схоластицизм
Схоластический модизм – это «третья грамматика»
Грамматика как строгая наука + аристотелизм
Слово обозначает и со-означает

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 38Женщина в западно-европейском средневековье
В чем состояла двойственность понимания роли женщины?

С какими аспектами ее социального статуса это связано?
Верно ли утверждение Mulier quia damnavit salvavit? Поясните, что имеется в виду под этим выражением и обоснуйте ответ.
Каковы источники культа Прекрасной Дамы? В чем его социально-философское значение?
Назовите трех наиболее известных деятельниц Средних веков и охарактеризуйте современные и средневековые оценки их деятельности.
Каково место женщины в интеллектуальной жизни средневековья?

Семинар
17.10

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 39Женщина в западно-европейском средневековье
Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья.

Иваново, 1999.
Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде женском» // «Пятнадцать радостей брака» и др. сочинения французских авторов XIV—XV вв. М., 1991.
Хильдегарда Бингенская. Поэзия вагантов (Любовная песня – Проклятие Венере) // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. М., 1972. С. 320-330, 520-530.
Перну Режин, Клэн Мари-Вероник. Жанна д’Арк. / Пер. Т. Пошерстник, О. Ивановой. — М.: Прогресс-Академия, 1992. Гл. III.

Семинар
17.10

Литература.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 40Спекулятивная грамматика модистов
Семинар
21.11
Вопросы
Назовите и охарактеризуйте основные особенности спекулятивной грамматики (5).

Что такое модус обозначения? Какие еще выделяли модусы?
Охарактеризуйте историю становления спекулятивной грамматики, ее идейные источники, особенности разных (3) этапов становления. Назовите основных ее представителей.
Какие три раздела составляют спекулятивную грамматику, по Фоме Эрфуртскому?
Назовите современные лингвистические концепции, наследующие понятия спекулятивной грамматики?

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 41Философско-грамматическое учение модистов
Семинар
21.11
Литература
Фома Эрфуртский. Трактат о модусах обозначения // Савельев

А. Л. История идеи универсальной грамматики. СПб, 2006. С.285-381.
Савельев А. Л. История идеи универсальной грамматики. СПб, 2006. С. 154-179.
Грамматика модистов // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000. С. 422-450.
Перельмутер. И. А. Грамматическое учение модистов \\ История лингвистических учений. Позднее Средневековье. - М., 1991. - С. 7-66.

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 42Фома Аквинский против парижских аверроистов
Расскажите о жизненном пути Фомы Аквинского

и судьбах парижских аввероистов (2)
Каким образом противостояние Аквината и аверроистов связано с осуждениями 1270, 1977 гг. Каково теоретическое и историческое значение осуждений?
Назовите 5 ключевых положений учения Аквината об истине. В чем аверроисты противостояли этому учению?
Изложите 5 док-в бытия бога Аквината. Какие из них отвергал Сигер Брабантский и почему?
В чем суть жизни философа, согласно Боэцию Датскому, и почему Аквинат был с этим не согласен?

Семинар
28.11

Вопросы

Схоластика в Парижском Университете


Слайд 43Апполонов А.В. Латинский аверроизм XIII в. М.: ИФ РАН, 2004. http://iphras.ru/page51562812.htm
Жильсон

Э. Философия в средние века.
3. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопросы I о священном учении, XVI об истине, XVII о вере // Сочинения. М., УРСС, 2002, 230 с. // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В 2-т.т., СПб., 2001. Т. 2. http://www.krotov.info/acts/05/3/2001anto.htm
4. Сигер Брабантский. О разумной душе // Антология средневековой мысли. Т. 2.
5. Боэций Дакийский. О высшем благе; О вечности мира // Антология средневековой мысли. Т. 2.

Фома Аквинский против парижских аверроистов

Литература

Семинар
28.11

Схоластика в Парижском Университете


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика