Схематерапия для детей и подростков (ST-CA) презентация

Содержание

Ведущий воркшопа Christof Loose; PhD Клинический психолог Детский и подростковый психотерапевт (КБТ) Схема-терапевт продвинутого уровня и обучающий супервизор по методу схема-терапии для детей и подростков (ISST e.V.) Университет Дюсельдорфа им.Генриха

Слайд 1Christof Loose, PhD
Клинический психолог(CBT)
Детский и Подростковый психотерапевт
Сертифицированный Схематерапевт для Детей и

Подростков (ISST e.V.)

Вводный Семинар
Схематерапия
для Детей и Подростков (ST-CA)

ST-CA– WS1: Вводный семинар– Москва– 23 -24 сентября 2017


Слайд 2Ведущий воркшопа
Christof Loose; PhD
Клинический психолог
Детский и подростковый психотерапевт (КБТ)
Схема-терапевт продвинутого уровня

и обучающий супервизор по методу схема-терапии для детей и подростков (ISST e.V.)

Университет Дюсельдорфа им.Генриха Гейне
Институт экспериментальной психологии
Факультет клинической психологии
Universitätsstraße 1; 40225 Дюсельдорф (Германия)


E-Mail: contact@schematherapy-for-children.de
Homepage: www.schematherapy-for-children.de

Слайд 3Благодарность моим коллегам по ST-CA

Концепция
Исследования


Слайд 4Расписание: Суббота, 23.9.2017


Слайд 5Расписание: Воскресенье, 24.9.2017


Слайд 6Что такое схема-терапия (СT)?

… усовершенствование и дальнейшее развитие когнитивно-поведенческой терапии

(КПT).
… интегративная терапия, сочетающая в себе психодинамический, гипнотерапевтический и гештальт-терапевтические концепции в КПТ подходе.

Слайд 7Что в центре внимания СT в сравнении с КПТ?
Акцент на эмоциях


Акцент на терапевтических отношениях
Акцент на биографии





Каковы особенности СT в работе с детьми и их родителями/опекунами?
Как отмечалось ранее, дополнительно…
Интенсивное психообразование (Схемы, режимы и т. д.)
„Схема-Коучинг для родителей“
Применение техник, соответствующих особенностям ребенка и возрасту (помимо КПТ процедур)


Слайд 8Общие КПТ методы и техники не помогают, не приветствуются, не принимаются
Отказ

выполнять или постоянное забывание о терапевтической домашней работе
Стратегии самоконтроля не могут быть приняты или применены
Избегание эмоций и когниций, связанных с проблематичным поведением
Плохие способности к самоконтролю
Отсутствие способности к интроспекции/рефлексии

Показания к применению Схема-терапии (ST-CA)


Слайд 9Негибкая зацикленность на ригидном поведении и установках
Представление о том, что

проблематичное поведение эгосинтонно (напр, «Это я”),
Отсутствие надежды на улучшение
Нехватка целей и задач
Вся личность потрясена/ оцепенела
Очень слабые ресурсы
Нежелание иметь отношения или иметь неадекватные отношения с терапевтом (напр. мышление в черно-белом свете)

Показания к применению Схема-терапии (ST-CA)


Слайд 10В целом, СT показана, если…
… одни и те же проблемы существуют

много лет
… проблемное поведение или чувства возникают очень легко (т.е. из-за высокой уязвимости)
… пациент/клиент травмирован уже долгое время
… совершаются одни и те же ошибки снова и снова, хоть пациент/клиент хорошо знает проблему и не хочет вести и чувствовать себя так

Эти критерии могут применяться в отношении родителей (Схема-коучинг для родителей)


Слайд 11Клинические проявления СT для детей и подростков в основном основанные на

клиническом опыте

Гиперкинетические расстройства, напр. СДВГ / ДВ (ICD 10: F90 F98.8)
Расстройства поведения (ICD 10: F91)
Депрессивный эпизод(ICD 10: F32)
Фобические тревожные расстройства(ICD 10: F40, F41, F93)
Обессивно-компульсивное расстройство(ICD 10: F42)
Пищевые нарушения (ICD 10: F50)
Эмоционально неустойчивое расстройство личности. Пограничное (ICD 10: F60.3)
Синдром Аспергера (ICD 10: F84.5)
Расстройства социального функционирования, напр. расстройство привязанности по расторможенному или реактивному типу (ICD 10: F 94)
Длительность амбулаторного лечения : примерно. 50(+/-20) сессий по 50 мин
Частота сессий: в зависимости от возраста и расстройства


Слайд 12Острые нарушения, такие нервная анорексия или опасно низкий вес
Острая суицидальность
Психоз
Острая наркотическая

зависимость
Органические мозговые нарушения
Первазивное расстройство развития (напр. аутизм Каннера)

Противопоказания для схематерапии (ST-CA)


Слайд 13



Эффективные Терапевтические Отношения
Модель Режимов

Копинговые стили
Домены и Потребности
Ранние Дезадаптивные Схемы (EMS)
Схематерапия
Что

такое Схематерапия (ST)?

Слайд 14



Эффективные Терапевтические Отношения
Модель Режимов

Копинговые стили
Домены и Потребности
Ранние Дезадаптивные Схемы (EMS)
Схематерапия
Что

такое Схематерапия (ST)?

Слайд 15Что такое схема?
J.E. Young определял схему как …
широкие, первазивные темы

относительно себя и отношений с другими,
сформировались в детстве и
и развились на протяжение жизни, в значительное степени дисфункционально,
Скопление воспоминаний, когниций, эмоций и телесных реакций

Слайд 16Что такое схема?
Скопление воспоминаний, когниций, эмоций и телесных реакций


Слайд 18Пожалуйста наденьте декодирующие очки:



ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C

Loose

Что произошло с цветом?


Слайд 19Ключевой вопрос:
Декодирующие очки - это хорошо или плохо?
Demo: Heart

glasses

Demo: Heart glasses


Слайд 20Покинутость/нестабильность
Кажущаяся нестабильность или ненадежность тех, кто доступен в качестве поддержки и

связи.

Ранние дезадаптивные схемы

покинутость/нестабильность

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 

Характеристика родителей: непоследовательная забота и поддержка, напр. из-за наркозависимости или психического расстройства

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 21Недоверие / Жестокое обращение  )
Ожидание, что другие ранят, будут жестоко обращаться,

унизят, обманут, солгут, будут манипулировать или попользуются


Домен 1 : Нарушение связи и отвержение

Покинутость /нестабильность

Недоверие /Жестокое обращение




Ранние дезадаптивные схемы

Заброшенность/нестабильность

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 

Характеристики родителей: эмоциональное, физическое или сексуально насилие; наряду с опытом того, что их эксплуатируют, напр. из-за высоких интеллектуальных способностей или богатства семьи

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 22Ранние дезадаптивные схемы
Эмоциональная депривация

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: пренебрежение, эмоциональная холодность, отвержение,

напр. Холодные родители; постоянно занятые работой родители, известные родители

Эмоциональная депривация
(ЭД) Ожидание, что желание иметь нормальный уровень эмоциональное поддержки не будет адекватно встречено другими

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 23Ранние дезадаптивные схемы
Дефективность/стыд
e
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: унижение на глазах у

других; отсутствие уважения к границам ребенка; преуменьшение потребностей ребенка, также со стороны сверстников и учителей, напр. Дискалькулия и дислексия одновременно

Деффективность/стыд (ДС)
Чувство, что ты дефективные, плохой, нежеланный, нижестоящий или , неполноценный по важным аспектам;

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 24Ранние дезадаптивные схемы
Социальная изоляция /Отчужденность
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристика родителей: Социально изолированная семья;

часто из-за статуса иммигрантов, этнические меньшинства или какие-то другие социальные исключения (напр. социально-экономический класс)

Социальная изоляция /Отчужденность (СО) чувство изолированности от остального мира, что отличаешься от других людей, и/или не являешься частью группы или сообщества

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 25Ранние дезадаптивные схемы

Ключевая неудовлетворенная потребность :
ПРИВЯЗАННОСТЬ
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
ПРИВЯЗАННОСТЬ: в смысле

стабильных любящих отношений и принадлежности поддерживающему сообществу

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 26Ранние дезадаптивные схемы
Зависимость/беспомощность
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: слишком бдительные родители, которые хотят

контролировать личный опыт ребенка; могут быть родители с тревожным расстройством или травмой

Зависимость/беспомощность (DI)
Убеждение, что он не способен компетентно справиться с повседневными обязанностями, без значительной помощи других

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 27Ранние дезадаптивные схемы
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Уязвимость

Характеристики родителей: Чрезмерно бдительные родители, которые

предостерегают от болезней и несчастных случаев; дети, которые перенесли болезни или внезапную смерть в семье; у кого есть аллергия на что-то (невидимые патогены)

Уязвимость перед неприятностями или болезнями (VH)
Преувеличенные страх, что в любой момент произойдет неминуемая катастрофа, и он не сможет ее предотвратить

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 28Ранние дезадаптивные схемы
Спутанность / неразвитая идентичность

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: дети становятся

зависимыми от них (напр.парентификация, компенсация партнера); когда дети проявляют плохое поведение - реакция родителей поучающая, поэтому приводит к чувству вины

Спутанность / неразвитая идентичность (EU)
Чрезмерная эмоциональная вовлеченность и близость с одним или более значимым другим (часто родителями), в ущерб полной индивидуации или нормального социального развития.

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 29Ранние дезадаптивные схемы
Неудачливость
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: неадекватная поддержка и поощрение в

преодолении задач развития; обесценивание способностей ребенка; представляют неудачи как тупость; также психически перегруженные из-за дислексии, дислалии или других неудач в школе)

Неудачливость (FA)     
Убеждение, что испытал неудачу, неизбежно потерпит неудачу, или в корне неадекватен в отношениях со сверстниками, в сферах достижений

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 30Ранние дезадаптивные схемы

Ключевая неудовлетворенная потребность:
автомномия
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Автономия: автономия в значении

независимости от других, самосознания, самоэффективность, включая контроль над окружением.

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 31Ранние дезадаптивные схемы
Привилегированность / Грандиозность
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристика родителей: попустительство, отсутствие

структуры и установления границ; с ребенком обращаются как с принцем или принцессой; все их желания мгновенно удовлетворяются; часто семьи с долгожданными детьми; нередко единственный ребенок в семье

Привилегированность / Грандиозность (ET)
Убеждение, что он лучше других людей; обладает особыми правами и привилегиями

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 32Ранние дезадаптивные схемы
Insufficient Self-Control/ Self-Discipline
Нарушенный самоконтроль/ самодисциплина
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристика родителей: недисциплинированные

родители с непостоянным (капризным) поведением, управляемым принципом удовольствия; родители испытывающие затруднения с установлением границ из-за тревожности и неуверенности в себе

Недостаточный самоконтроль/ самодисциплина (IS)
Первазивные сложности или отказ осуществлять соответствующий самоконтроль и допущение фрустрации в достижении собственных целей,

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 33Ранние дезадаптивные схемы

Домен 3: Нарушенные границы
Привилегированность / Грандиозность

Нарушенный самоконтроль/ самодисциплина

Ключевая

неудовлетворенная потребность:
структура/ установление границ

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 

Потребность в систематичности (вышестоящего): сильная потребность организма в подчиненности или согласованности с сопутствующими психическими/нейронными процессами; также в структуре идентичности (кто я) и установлении границ

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 34Ранние дезадаптивные схемы
Подчинение


© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: родители с авторитарным стилем

воспитания; если ребенок покорный, его вознаграждают любовью и заботой

 Подчинение (SB)
Излишняя покорность контролю других из-за того, что чувствует себя принужденным/ вынужденным

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 35Ранние дезадаптивные схемы
Самопожертвование

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: родители со склонностью к парентификации;

не обращающие внимания на потребности ребенка

Самопожертвование
(SS)
Излишний акцент на добровольном удовлетворении потребностей других в повседневных ситуациях в ущерб собственному удовольствию.

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 36Ранние дезадаптивные схемы
Стремление к одобрению/ признанию
Стремление к одобрению/ признанию
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики

родителей: признание и принятие как функция в школьной деятельности, социальное приспособление, социальные концепции; родители или сверстники с таким же поведением

Стремление к одобрению/ признанию
(AS)
Излишний акцент на получении одобрения, признания или внимания со стороны других людей, или подстраиваются в ущерб развитию надежной и истинной самоидентификации

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 37Ранние неадаптивные схемы
Стремление к одобрению/ признанию

Ключевая неудовлетворенная потребность:
самоуважение
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
самооценка
/самоуважение:

в целях признания и самоуважения

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 38Ранние дезадаптивные схемы
Негативизм/пессимизм
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: сверхтревожные родители с черно-белым мышлением

и склонностью рассматривать каждую ситуацию как потенциальную катастрофу; дети с многочисленным фрустрирующим опытом в школе или где-л. еще (напр. Постоянно меняющиеся любовные связи родителей)

Негативизм/пессимизм  (NP)
Первазивная концентрация на негативных аспектах жизни на протяжение всей жизни

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 39Ранние дезадаптивные схемы
Подавление эмоций
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристики родителей: эмоционально прохладные, рациональные родители,

обесценивающие спонтанность и глупое поведение

Подавление эмоций
(EI)
излишнее подавление спонтанных действий, чувств или коммуникации

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 40Ранние дезадаптивные схемы
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Жесткие стандарты
Характеристики родителей: должны были напряженно работать

чтобы добиться успеха; считают, что те, кто неуспешен должно быть ленив; иногда родители, которые считают что их дети не достаточно загружены; семьи с высокими стандартами достижений

Жесткие стандарты
/ сверхкритика (US)
В основе лежит убеждение, что необходимо стремиться соответствовать высоким стандартам поведения и производительности, обычно чтобы избежать критики

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 41Ранние дезадаптивные схемы
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Характеристика родителей : авторитарное воспитание; тяжелые последствия

за допущенные ошибки; родители демонстрируют свою власть над ребенком или другими

Пунитивность  (PU)
Убеждение, что люди должны быть жестко наказаны за ошибки

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 42Ранние дезадаптивные схемы

Ключевая неудовлетворенная потребность:
Удовольствие и развлечения
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 
Игры /

развлечения, радость, удовольствие и стимуляция: в значении спонтанности и свободы самовыражения.

Schema Definition by J. Young: http://www.schematherapy.com/

Copyright C. Loose - for personal use only


Слайд 44Покинутость /нестабильность
Недоверие/жестокое обращение
Эмоциональная депривация
Дефективность/Стыд
Социальная изоляция
Зависимость/ беспомощность
Уязвимость
Спутанность/ неразвитая идентичность
Неудачливость
Негативизм/пессимизм
Пунитивность


Привелегированность/Грандиозность
Недостаточной самоконтроль/-самодисциплина

Безусловные схемы

Условные схемы

Подчинение
Самопожертвование
Стремление к одобрению / признанию
Подавление эмоций
Жесткие стандарты/ Излишняя критика


Слайд 454 типа опыта ранних этапов жизни, способствующие приобретению схем
Токсичная фрустрация потребностей

(слишком мало хорошего)
Травматизация (ребенку нанесен вред или он виктимизирован)
„Вседозволенность“ (слишком много хорошего)
„Перегруженность“ взрослыми схемами (напр. парентификация)

Слайд 46



Эффективные Терапевтические Отношения
Модель Режимов

Копинговые стили
Домены и Потребности
Ранние Дезадаптивные Схемы (EMS)
Схематерапия
Что

такое Схематерапия (ST)?

Слайд 47привязанность: как стабильные любящие отношения и принадлежность поддерживающим сообществам.
Каковы базовые

потребности? (1) (синонимы: ключевые, эмоциональные, психологические потребности)

Автономия : в значении независимости от других, самоопределения, самоэффективности, включая контроль над окружением.

Loose, Graaf & Zarbock 2013; 2015;
adapted from Grawe 2004; Cards by P. Graaf, 2016


Слайд 48Самооценка: в целях признания и самоуважения.
Игра / развлечения, радость, удовольствие

и стимуляция: как спонтанность и свобода самовыражения

Каковы базовые потребности? (2) (син.: ключевые, эмоциональные, психологические потребности)

Loose, Graaf & Zarbock 2013; 2015;
adapted from Grawe 2004; Cards by P. Graaf, 2016


Слайд 49Потребность в последовательности (вышестоящего): сильная потребность организма в совпадении или согласованности

психических/ нейронных процессов; также посредством структуры идентичности (кто я) или установления границ

последовательность/ структура идентичности/ установление гарниц

Каковы базовые потребности? (3) (синонимы: ключевые, эмоциональные, психологические потребности)

Loose, Graaf & Zarbock 2013; 2015;
adapted from Grawe 2004; Cards by P. Graaf, 2016


Слайд 50Ключевые потребности
Zarbock, Loose & Graaf, 2013; 2015;
adapted from Grawe 2004;


Cards by P. Graaf, 2016

Безопасность и здровье


экзистенциальные / психологические

эмоциональные/ психологические


Слайд 514 types of early life experiences that foster the acquisition of

schemas

Toxic frustration of needs (too little of a good thing)
Traumatization (the child is harmed or victimizid)
„Overindulgence“ (too much of a good thing)
„Overload“ of adult themes (e.g. parentification)

домен 1: Нарушение связи и отвержение

Домен 2: нарушенная автономия и эффективность

домен 4: Направленность на других

домен 3: Нарушенные границы

Домен 5: сверхбдительрность и подавление


Слайд 52



Эффективные Терапевтические Отношения
Модель Режимов

Копинговые стили
Домены и психол.потребности
Ранние Дезадаптивные Схемы (EMS)
Схематерапия


Что такое Схематерапия (ST)?


Слайд 53Сколько копинговых стилей мы знаем?


Слайд 543 группы копинговых стилей

Индивидуальная реакция на хроническую фрустрацию потребностей
Результат научения моделям,

особенностей темперамента и оперантного научения
Копинговые стили закрепляют ранние дезадаптивные схемы (EMS)

Слайд 55Ребенка забыли и он чувствует одиночество
Где мои родители?
© Heinrich-Heine-Universität, Düsseldorf
Artist: J.

Hampel

Слайд 56Как с этим справиться?
3 группы Дезадаптивных Копинговых Режимов…
Активируется схема Покинутости

© HHU,

Düsseldorf

Слайд 57Schema:
INSTABILITY/
ABANDONMENT

Копинговые режимы
Активируется Схема нестабильности/
Покинутости

Non-exhaustive list
© HHU, Düsseldorf


Слайд 59Типичные мысли ребенка (как функция схемы)


Слайд 60Какие факторы влияют или детерминируют развитие ребенка?


Слайд 61Защитные факторы
Факторы риска

Развитие ребенка


Развитие ребенка зависит от
взаимодействия…


Слайд 62Биографические факторы риска развития психологических и соматических расстройств
Низкий социально-экономический фактор
Выход матери

на работу в первый год жизни ребенка
Плохая подготовка родителей
Большие семьи, проживающие на малой площади
Уголовное или асоциальное поведение родителей
Хроническое отсутствие гармонии в семье
Разница между сиблингами менее 18 месяцев
Патология семейных отношений
Нежеланность

Hoffmann & Hochapfel, 1995; Petermann et al., 1998

Факторы риска


Слайд 63Биографические факторы риска развития психологических и соматических расстройств
(2)
Развод родителей до

или вскоре после рождения ребенка
Родители-одиночки
Потеря матери
Авторитарное поведение родителей
В первые годы часто изменяющиеся отношения
Неадекватные контакты со сверстниками
Сексуальное насилие и/ или агрессивное обращение
Психические или органические заболевания у отца или матери
Генетическая предрасположенность к заболеваниям

Hoffmann & Hochapfel, 1995 and Petermann et al., 1998

Факторы риска


Слайд 64Защитные факторы

Все факторы, способствующие общему развитию ребенка
Факторы, способные ослабить факторы

риска
Хорошие отношения с по крайней мере с одним важным, заботящемся человеком
Хороший или высокий интеллект
Психофизическая устойчивость
Низкий уровень подверженности болезням
Физическая привлекательность

В общем: окружение, которое дает положительный опыт и подкрепление

Защитные факторы


Слайд 65Защитные факторы
Факторы риска

Развитие ребенка
Темперамент

Развитие ребенка зависит от взаимодействия …


Слайд 66темперамент: … относится к тем аспектам личности индивида, напр. интроверсии или

экстраверсии, которые часто считаются скорее врожденными, чем приобретенными.

4 телесных жидкости


Слайд 67активность
регулярность
первичная реакция
адаптируемость
интенсивность
настроение
отвлекаемость
устойчивость/концентрация внимания
чувствительность
9 измерений темперамента по Александру Томасу и Стелле

Чесс (New York, лонгитьюдное исследование; n=140, 1963)

Не вызывающий сложностей ребенок („легкий ребенок“) ~ 40%
Проблемный ребенок(“сложный ребенок”) ~10%
Изначально робкий ребенок (“медленно раскачивающийся”) ~15 %

Остальные : 35% без характеристик

3 констелляции темперамента по Томасу и Чесс (1977)



Слайд 68Процесс Развития
© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 69Задачи развития для родителя и ребенка (младенческий, ранний возраст)
После рождения ребенка физиологическая

адаптация в послеродовой период
Формирование уверенности в своих родительских навыках
Переход к статусу родителя (т.е. временная потеря профессиональной идентичности и т.д.)
Переход от диадных к триадным отношениям (см. «констелляция материнства", Stern, 1998)

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 70Функциональное копирование дезадаптивных схем, которые активируются эмоциональным воспоминанием об их собственной

привязанности и опыте отношений
Восстановление баланса между собственными психологическими потребностями и психологическими потребностями ребенка

Задачи развития для родителя и ребенка (младенческий, ранний возраст) 2

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 71Обеспечение родительской любовью и поддержкой
Принятие и переваривание пищи
Регуляция поведения, сна и

бодрствования, аффективного поведения Фокусирование внимания
Поиск баланса между привязанностью и исследованием, зависимостью и автономией

Задачи развития для родителя и ребенка (младенческий, ранний возраст) 3

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 72Развитие социально-коммуникативных и лингвистических навыков
Регуляция эмоционального поведения; из-за социально-эмоциональных сложностей

в детском саду
Социальная интеграция в группу ровесников

Задачи развития для родителя и ребенка (4) (дошкольный возраст)

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 73Принятие авторитета и признание социальных норм
Удовлетворяют свои эмоциональные и социальные потребности
Задачи

развития для родителя и ребенка (5) (дошкольный возраст)

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 74Грамотность и умение считать
Уверенность в себе (напр. прилежание, усердие)
Умение ладить со

сверстниками
Социальная кооперация
Адаптация к школьной системе
Организация школьной, спортивной деятельности, досуга и увлечений
Дальнейшее принятие власти и школьных норм

Задачи развития для родителя и ребенка (6) (младший школьный возраст)

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 75Установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов
Близкие отношения с

другом, подругой
Идентификация с мужской или женской гендерной ролью
Развитие ясного понимания целей, ценностей и т.д.
Принятие своей физической внешности и изменений

Задачи развития для родителя и ребенка (7) (средние классы школы; подростковый возраст)

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 76Отстраненность или эмоциональная независимость от родителей
Подготовка к партнерству с точки зрения

сексуальности
Сонастройка с профессиональной карьерой
Приобретение ценностей как руководства для своего поведения
Формирование перспектив на будущее


Задачи развития для родителя и ребенка (8) (средние классы школы; подростковый возраст)

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 77Детские страхи и тревоги
Не всякий страх плох. В небольшом количестве страх

служит в качестве “страхового полиса”.
Страх в некоторой степени имеет эволюционную природу, напр. змей, высоты и т.д.
Некоторые дети испытывают тревожные расстройства, часто сильная эмоциональная реакция на интенсивный опыт. Но в основном, детские страхи – предсказуемое обыденное явление.
«Ландшафт тревоги» ребенка изменяется со временем.

Слайд 78Распространенные детские страхи
Страхи младенческого и раннего возраста
Громкие звуки и неожиданные движения


Большие предметы неясных очертаний
Незнакомцы
Расставание
Изменения в доме



Слайд 79Распространенные детские страхи
Страхи дошкольного возраста
Расставание
Темнота
Шум ночью
Монстры и привидения
Маски
Животные,

такие, как собаки
Природные явления (напр. гроза),

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 80Распространенные детские страхи
Страхи школьного возраста
Страх неудачи
Социальное отвержение
Отрицательная оценка
Похищение, заболевание, смерть, травма


Пугающие новости
ТВ шоу
Грозы и природные катастрофы
Оставаться одному дома

© Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf 


Слайд 81Дисфункциональные убеждения/ дезадаптивные схемы
Неудобные модели научения
Дисфункциональные убеждения/ дезадаптивные схемы
Неудобные модели научения
Защитные

факторы

Факторы риска


Развитие ребенка

темперамент


Дисфункциональные убеждения/ дезадаптивные схемы
Неудобные модели научения

Дисфункциональные убеждения/ дезадаптивные схемы
Неудобные модели научения


Дисфункциональные убеждения/ дезадаптивные схемы
Неудобные модели научения

Паттерны, переходящие из поколения в поколение


Слайд 82



Эффективные Терапевтические Отношения
Модель Режимов

Копинговые стили
Домены и Потребности
Ранние Дезадаптивные Схемы (EMS)
Схематерапия
Что

такое Схематерапия (ST)?

Слайд 83Что такое режимы функционирования схемы?

Режимы схемы - преходящие эмоциональные состояния,
Которые

могут запускаться повседневными событиями и событиями, к которым ребенок сверхчувствителен («эмоциональные кнопки").

Слайд 84Режим во всех его аспектах

когнитивный
эмоциональный
психологический
Импульс к какому-то действию.
Скопление эмоций, когниций, воспоминаний,

телесных ощущений и импульсов к какому-то действию

Слайд 85Предшественники или аналоги концепции режимов
Повседневный опыт и обычные языковые метафоры :

«две души живут в моей груди ", «голоса во мне", «разные лица”
Фрейд: ид, эго и супер-эго
Кернберг (теория объектных отношений): объектные репрзентации
Берн : (трансакционный анализ): Родитель , Ребенок, Взрослый
Перлз (гештальт): собака снизу / собака сверху
Стоун: «диалог с голосами»
Сатир (семейная терапия): прием для гостей (Parts-Party)
Бредшоу : внутренний ребенок
Шмидт (гипносистемная терапия): совещание внутренней семейной системы (Internal Family Systems Conference)
Уоткинс: эго-состояния
Шульц фон Тан: внутренняя команда

Слайд 86Почему работа с режимами так важна?
Во-первых, понимание режима помогает понять

собственное поведение и чувство.
Это понимание позволяет ребенку строить эго-дистонное понимание проблемного поведения
Цель: поменять с эго-синтонного на эго-дистонное понимание („психическое изменение“).

Слайд 87Почему работа с режимами так важна?
Во-вторых, она позволяет ребенку изменить

поведение, потому что теперь он/она имеет представление или «научную модель» того, как появляется проблемное поведение и чувства. И это снова усиливает чувство контроля, которое необходимо для прекращения старых дисфункциональных паттернов, режимов и схем (изменение поведения).

Слайд 88Основные этапы работы с режимами
1 определение режимов
2 доступ к

уязвимому ребенку
3 определение функциональности режима(в диалоге)
4 усиление функциональных (аспектов) режимов, ослабление дисфункциональных режимов или лишение их силы
5 трансфер /мост к повседневной жизни

Слайд 89Важные вопросы...
Как я могу объяснить детям, что такое режимы?
Какие режимы/стороны/эмоции/чувства дети

уже знают?




Слайд 90Работа с режимами для детей
Перед тем как начинать работу с режимами,

укрепите отношения, найдите положительные стороны ребенка и т.д. (обычно на это уходит 3-8 сессий).

Как я могу объяснить детям, что такое режимы?

21.09.2017

ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose


Слайд 91Работа с Режимами для детей
Как я могу объяснить детям, что

такое режимы?

Пример:
Терапевт: „Давай поговорим о Долли: ты знаешь Долли?“
Ребенок : „Нет“.
терапевт: „Долли- удивительное животное. Долли - это… (используйте предполагаемые характеристики этого ребенка)


21.09.2017

ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose



Слайд 9221.09.2017
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose


Слайд 93www.parapluesch.de/
Разговор о Долли


Слайд 94Динамика режимов схемы
Динамика режимов схемы, сравните Loose (2010); по Родигеру

(Roediger) (2009)

Слайд 96
Дисфункциональные копинговые режимы

Режимы родителей или сверстников


Слайд 97

Дисфункциональные копинговые режимы

Режимы ребенка
Режимы родителей или сверстников


Слайд 99


Корегулирующая среда
Сначала конфликт между ребенком и родителе находится снаружи

конфликт


Слайд 100
Симптом
Затем конфликт стал внутренним конфликтом ребенка
Конфликт ребенка

Копиногвый режим


Слайд 101Basic needs
Цели: укрепление заботливой, умной и компетентной частей, и ослабление критикующую

и наказывающую части

Базовые потребности

„места “ терапии


Слайд 102P.Graaf
Я убью тебя!

Я такой глупый

Не говори о своих чувствах; это

ничего не меняет

Слайд 103Типичные зарисовки от детской команды режимов


до 2:00
4:00-5:00
до 1:00
8:30-16:30
Пятилетняя Луна
Восмилетняя Лили
10-летний

Ян

Слайд 104Какие твои Режимы / Стороны / Эмоции / Чувства тебе известны?


Слайд 105Предлагаемые эмоции, качества или режимы


Слайд 106Поведенческие значения режимов


Слайд 108История Феликса и его режимов
Download: http://www.schematherapy-for-children.de/
Видео: Феликс и его режимы (длинная

верся)
Episode: https://www.youtube.com/watch?v=9ayWLpR73t8
Episode: https://www.youtube.com/watch?v=Wxw5M7hF5y4
Episode: https://youtu.be/xOuF7vK4BkA
 

Презентация в Powerpoint

Видео-ролик

10th of June, 2017


Слайд 109И вот как Феликс ранжирует популярность своих режимов
(внутренняя команда режимов)
довольный
Умный и

мудрый

агрессивный

причудливый

страшный

злой

уязвимый

© C. Loose –www.schematherapy-for-children.de , slide


Слайд 110Работа с Режимами для Детей


Слайд 111
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Детей

Слайд 112Работа с Режимами для Детей
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C

Loose

Упражнение: “Найди правильный Режим –> помести его на Трон“

Трон



Слайд 113
Работа с Режимами для Детей


Слайд 114
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Детей

Слайд 115
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Детей

Слайд 116
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Детей

Слайд 117
Режим работы с «живыми» куклами


Слайд 118
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Детей

Слайд 119Работа с режимами с животными


Слайд 120Работа с режимами со смурфиками


Слайд 122В фокусе: уязвимый ребенок


Слайд 123
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с режимами

с набором карт 1

Clever-Modus


Слайд 124
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с режимами

с набором карт 2

Слайд 125
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с режимами

с картами
(D.Bernstein)

ordermodecards@outlook.com


Слайд 126
Выражения лица как карточки режимов


Слайд 127
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Подростков

Слайд 12821.09.2017
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Подростков

Слайд 129
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Подростков

Слайд 130
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Работа с Режимами

для Подростков

Слайд 131„Умница Уилл Хантинг“ какой режим вы можете обнаружить?


Слайд 132Исследование функции режимов
Беседа с пальчиковыми куклами
Беседа о режимах со стульями
Внутренний дом

: связь Режим-Схема-Опыт

Слайд 133Диалог с детьми с использованием стульев сверху: Терапевт с ребенком (стоят

справа), как внутренний Каратель (тень, стоит посередине) нападает на уязвимого ребенка (тень, слева, съежилась) (напр. «Ты-дерьмо, ты никогда ничего не достигнешь, потому что ты тупой»

посередине: Терапевт поддерживает и инструктирует реального ребенка (находящегося в режиме умного ), чтобы защитить«уязвимого ребенка", в то время как к уязвимому ребенку одновременно возвращается храбрость и он осмеливается поднять взгляд.

снизу: Внутренний Каратель был отвергнут, перевернутый стул символизирует то, что он лишился силы, в о время, как уязвимый ребенок теперь утешен, признан и усилен его собственным режимом Умного

Aus: Loose, C. (2014). Schematherapie mit Kindern und Jugendlichen. Verhaltenstherapie & Verhaltensmedizin, 35 (3), 233-245

Диалоги со стульями


Слайд 134Интервью с режимом(3 шага)
1. Беседа с режимом (с куклами, картами или

диалогом со стульями)
(ВНИМАНИЕ: нельзя проводить беседу с режимом уязвимого ребенка; его всегда признают, утешают и т.д., а не опрашивают или как-то критикуют )
2. Рефлексия чувств и значения (напр. Что ты чувствуешь по поводу ответов режима?)
3. Документирование (рабочий бланк)

Слайд 135
1. Беседа с режимом (для родителей и детей, 10 лет и

старше)
Терапевт вступает в диалог с определенным режимом ребенка и спрашивает (режим) что он думает, чувствует и делает.
(направляя пациента к пустому стулу)
Привет, dear (имя режима), я рад, что могу познакомиться с тобой.я много о тебе слышал, (имя ребенка) уже рассказал мне о тебе. Спасибо большое за это интервью!
Как давно ты знаком с (имя ребенка)? Когда ты первый раз появился? Какую ситуацию или событие: ты можешь вспомнить? Что именно ты сделал в тот момент? Почему ты пошел к (имя ребенка) а не к другому ребенку? Какая у тебя была работа тогда, а какая сейчас?
Что произошло после: ты посещал (имя ребенка) время от времени или даже регулярно? И что ты думаешь о (имя ребенка): Ты ему нравишься?
Что бы ты сказал или сделал, если (имя ребенка) попросит тебя отправиться в отпуска на время, чтобы он смог найти новые или другие способы решения определенной проблемы?
Спасибо большое.
Возвращаясь к исходному стулу: Обсуждение ответов режима, напр.. Все ли так, как заявил режим? Что ты думаешь об ответах?

Слайд 1363. документирование: опрос режима
2. Рефлексия
Ребенок/взрослый возвращается на свой исходный стул:
Мета-уровень:
Что ты

думаешь об этом?
Мнение режима верное? Какова „работа“ режима?
Что нам делать с этим режимом?
И так далее.

Слайд 137Поведенческие значения режимов


Слайд 138Диалог с 3 стульями
Режим умного и мудрого


Слайд 1391=Режим умного: Умный Феликс
2=режим ребенка: маленький Феликс (Уязвимый ребенок)
3=Режим родителя: пунитивный

Феликс

Диалог с 3 стульями: фокус на Критике/Карателе упражнение“водительские права“


Слайд 140Работа с Режимом Отстраненного Защитника


Слайд 141В чем состоит распространенная проблема?
защита


Слайд 142Отстраненный защитник

ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose


Слайд 143Защита: сколько мне ее нужно?


Слайд 144Защита: в каком количестве приемлема?


Слайд 145Зачита: насколько опасна моя жизнь?


Слайд 146Диалог с 2 стульями
(отстраненный защитник)
 



Слайд 147Диалог с 2 стульями
(отстраненный защитник)
 


Слайд 148Диалог с 2 стульями
(отстраненный защитник)
 
Внимание: использовать только с хорошо знакомыми клиентами,

особенно сопротивляющимися в терапии
(будьте осторожны с пациентами, переживших тревожность, обсессивно-компульсивное или or депрессивное расстройство)

Слайд 149Диалог с 2 стульями: в фокусе отстраненный защитник
1a = Терапевт Кристоф->

Режим: терапевтичный Кристоф
2 = ребенок Макс-> Режим : отстраненный защитник; отдалившийся Max

терапевт (1a): „добро пожаловать, Макс: здравствуй?“ и т.д; мало или вообще не отвечеет

терапевт (1a) думает: я так устал; я не могу вынести неуступчивость.

терапевт 1a меняет стул/режим, и он теперь 1b: „ я так устал; я не могу вынести твою неуступчивость, почему бы тебе не…!“

„терапевт“ 1b снова меняет стул/режим и пытается войти в контакт с ребенком „что ты думаешь о нем?“

1b = Терапевт Кристоф -> Режим: требовательный, критик

цель: войти в контакт с ребенком /подростком и поговорить о требовательном или критике в целом


Слайд 150




ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Внутренний дом(3 уровня)
Уровнь

режимов

Уровень схемы

Уровень опыта





Слайд 151
ISST Workshop (NYC 2012) by Dr. C Loose
Внутренний дом


Слайд 152Диагностика – Исследование схемы у детей 1
Опрос родителей, отчеты из школы

и предыдущих исследователей
Беседа с ребенком
Свободные рисунки(о своей семье, каким ты хочешь быть, твое любимое место, прекрасная мечта)
Рисунки с облачками с мыслями (ситуация-поведение-мысли)
Удивительные вопросы/ вопросы феи (3 бесплатных желания)

Слайд 153Проективные техники: выдуманный остров, завершение предложения, сочинение историй, TAT, тест на

семейные отношения, образные сцены с пустыми диалоговыми пузырями
Намеренное воссоздание конфликта в терапии или игре
Предлагаемые типичные детские мысли
Поведение в терапевтических отношениях
Скрининг схемы (в развитии)


Диагностика – Исследование схемы у детей 2


Слайд 154Интервью с ребенком, играющим родителя


Слайд 155



Режим: запускающий механизм? Мысли, чувства, поведение
Запускающий механизм:
мысли

режимы:
поведение


Слайд 156



запускающий механизм :
мысли:

режимы:
Новое поведение
решение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ©e Graaf: Schematherapie

mit Kindern und Jugendlichen : Modus-Gedanken neu , Beltz, 2013 -

Режим: запускающий механизм ? Мысли, чувства, поведение


Слайд 157Aus: Hoffmann, K. , von Lilienfeld-Toal, V., Metz, K. & Kordelle-Elfner,

K. (2010). STOPP – Kinder gehen gewaltfrei mit Konflikten um. Bergedorfer Unterrichtsideen (9. Aufl.). Horneburg: Persen. Da gibt’s viele andere mehr.

Слайд 158
Kreul, H., Ich und meine Gefühle, 1997, Büchlein mit colorierten Bildszenen

zu typischen Gefühlen.

Слайд 161Типичные детские мысли (как функция схемы)


Слайд 162Показания к ST?
Экзистенциальные потребности удовлетворяются дома?
Не жестокое воспитание?
и т.д.
Diagnostic




отношения!
ресурсы
Сильные стороны
достижения
Отношения :

проверка, жизнеспособны ли отношения до сих пор!

Как ты чувствуешь себя со мной?

Как ты чувствовал себя с подходами?

Как ты чувствуешь себя со мной

Как ты чувствовал себя с подходами?

Как ты чувствуешь себя со мной и т.д.

Схематерапия

Интервенция режима напр. диалоги со стульями, образы, внутренний дом и т.д.etc.

Перенесение в повседневную жизнь

Рисунок режима

Концептуализация случая


10th of June, 2017

Copyright Loose/Galimzyanova - for personal use only

Обзор схематерапии для детей и подростков


Слайд 163Схема-коучинг для родителей (только для родителей, не страдающих психическими заболеваниями)
Схема-коучинг
Типичная

констелляция режима
Генограмма схемы (семейное дерево)
Работа со стульями
Рисунки
Дидактические карточки для родителей
Цикл режима – карточка

Слайд 164 Элементы схема-коучинга (только для родителей, не страдающих психическими заболеваниями)
Индивидуальные

этапы схема-коучинга...
Исследование ландшафта схемы индивида в настоящем (исследование родителей относительно их собственного детства с использованием опросника YSQ, опрос партнера, и т.д.)
Определить какие режимы существуют и как они запускаются через поведение ребенка (“эмоциональные кнопки” родителей)
Вернуться в детство индивида для прояснения того, какие потребности не были удовлетворены в детстве родителя (напр. Работа со стульями, техники работы с воображением)
Рассотреть, какое детство было у родителей индивида (включая те, схемы, которые у них были или все еще есть)
Зарисовать ”схема-диаграмму “ (в 3 поколениях)

Слайд 165
Графическое представление схем и режимов



Запускающий механизм для родителя

Столкновение режимов детей и

их родителей

Слайд 166
Типичная констелляция режима
С мальчиком и мамой:
Я всегда такая печальная; никто

не может помочь мне

О боже, как я могу помочь ей?

столкновение потребностей


Слайд 167
Подходы терапевта для поддержки матери ребенка:
написать письмо ее собственной

матери (не отправляя)

Создание новых вариантов образов

диалог со стульями

„Ограниченная забота бабушек и дедушек “


Слайд 168
Подходы терапевта для поддержки матери ребенка:
возможные меры: помочь ей

найти своего терапевта

написать письмо ее собственной матери (не отправляя)

Создание новых вариантов образов

диалог со стульями


Слайд 169 схема-генограмма (семейное дерево)
Какой родительский стиль(стиль воспитания) был у вашего отца/матери? Как

вы чувствовали себя в семье, ретроспективно?

Каким Вы хотите быть отцом/матерью? Что мешает этому?








сообщение

чувства




Чего Вам не хватало?
Что Вам нравилось? Беспокоило ....

„пациент“

Сильные
стороны


Слайд 171

Родители устанавливают границы
Порочный круг в установлении границ
Döpfner, Schürmann & Lehmkuhl (2011)


Пример родительского режима(1)


Слайд 172

Родители устанавливают границы
Разрывание порочного круга
Döpfner, Schürmann & Lehmkuhl (2011)
Пример родительского

режима(2)

Ключевой вопрос:
В каком режиме находитесь вы?


Слайд 173

Родители устанавливают границы
Vicious Circle in установление границ
Loose, 2015, adopted by Döpfner,

Schürmann & Lehmkuhl (2011)

Пример отца(1)

Режим „Карателя“

Режим „Карателя“

Режим Критика

Режим избегания

Режим избегания


Слайд 174

Родители устанавливают границы
Режим руководства и заботы
или Здорового Взрослого
Режим руководства и заботы
или

Здорового Взрослого

Пример отца (2)

Loose, 2015, adopted by Döpfner, Schürmann & Lehmkuhl (2011)


Слайд 175Работа с родителями
Отец чувствует свой пунитивный родительский режим, спровоцированные «живой» куклой

терапевта, которая изображает его сопротивляющегося сына

Слайд 176Распознание указателей на режимы (напр. телесные ощущения, эмоция , когниция)
Исследовать преимущества

и недостатки режимов
Определить значимость дисфункциональных режимов в биографии (защитная функция, приобретение модели)
Наблюдать терапевтическую ситуацию и определить режимы (без распознания нет изменений)
Эмпатическая конфронтация дисфункциональных режимов
Идентифицировать режим отстраненного защитника
Попросить отстраненного защитника отступить, чтобы понять истинные чувства и удовлетворить потребности
Осторожнее с уязвимым ребенком в родителей, потому что этот режим на «месте» собственно терапии.
Побуждение к диалогу режимов в воображении пациента или ролевых играх с терапевтом.

Содержание : работа с режимами для родителей


Слайд 177„Two friends“ who work together: CBT and ST-CA
Фазы схема-терапии
Возможно начали ранее

с КБТ

Возможно начали ранее с приемов самопомощи


Слайд 178Обзор : схематерапия для детей


Слайд 179ISST New Website:
http://www.schematherapysociety.org/


Слайд 180www.schematherapysociety.org/Child-and-Adolescent-Certifcation
Официальная информация (напр. Сертификация в ST-CA):


Слайд 181www.schematherapy-for-children.de
Больше информации о ST-CA


Слайд 182Contact: contact@schematherapy-for-children.de
Homepage: www.schematherapy-for-children.de


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика