Слайд 1Сенсорно-познавательная деятельность детей раннего возраста
Слайд 2Ведущей тенденцией в сенсорно-познавательном развитии ребенка является стремление к самостоятельности, становление
его активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру
Познание происходит наилучшим образом тогда, когда ребенок чувствует себя компетентным (ему нужно знать, что то, что он делает, имеет значение; удовлетворяет какую-то потребность, любопытство, желание овладеть новым навыком).
Основой познания в младенческом и раннем возрасте является сенсорика – овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупыванием, рассматриванием, сравнением.
Слайд 3- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная
деятельность (ведущая деятельность) и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность
Слайд 5Психологической особенностью сенсорно-познавательной деятельности детей раннего возраста является следующий механизм:
ПРЕДМЕТ –
ЭМОЦИЯ – ДЕЙСТВИЕ-
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (интерес, любопытство, удивление, радость открытия)
Слайд 6Познавательная активность и интеллектуальное развитие проявляются в эмоциональной вовлеченности, настойчивости и
удовольствии.
Познавательная активность – важнейший показатель успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.
Слайд 7Сенсорно-познавательная деятельность реализуется во взаимосвязи с другими видами видах детской деятельности
Слайд 12Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны
Слайд 16На первом году:
Помощь в развитии зрительно-двигательной координации «глаз-рука».
Обучение выполнению простейших действий
с предметами с учетом формы и величины.
Расширение ориентировки в окружающем посредством речевого общения.
Задачи раскрытия потенциала сенсорно-познавательных возможностей ребенка:
Слайд 17На втором-третьем году:
Формирование систем сенсорных эталонов.
Разнообразие предметной деятельности ребенка (знакомство с
названием, свойствами и способами использования предметов).
Формирование систем перцептивных (обследовательских) действий и умений самостоятельно применять их в практической и познавательной деятельности.
Слайд 18Психолого-педагогические условия сенсорно-познавательной деятельности детей раннего возраста
Организация соответствующей среды развития
Организация общения
с ребенком
Развитие сенсорно-познавательных способностей детей
Слайд 19На 2-3 году:
Предметно-развивающие центры группы
Наличие дополнительных помещений (музыкальный, спортивный зал и
др.)
Игровое оборудование
Среда для ребенка является носителем информации
Слайд 20В группах детей раннего возраста от 1 до 2 лет
Пространственная
организация среды в группах детей от 1 до 3–х лет должна быть рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых переходов от опоры к опоре.
Предусматривается дидактический стол (может быть прямоугольным, овальным, крестообразным) – подход к нему должен быть со всех сторон.
Слайд 23Необходимо наличие невысоких овальных воротцев (можно поролоновых модулей типа «Альма»), туннелей,
больших коробок, в которые нужно проползать; небольших подушек и мягких модулей, через которые могут перелезать; сенсорные дорожки, горочка(доска шириной 40 см с одним концом, приподнятым на 5 – 10 см),чтобы ползать по ним.
Слайд 24желательно создавать для детей небольшие препятствия, которые они могут преодолевать: крупные
мягкие модули, ширмы и коробки, которые нужно огибать во время движения
Слайд 25Развитие сенсорно-познавательных способностей детей
Данное условие реализуется через:
организацию предметной деятельности как
ведущей в раннем возрасте (совместная деятельность ребенка со взрослым);
бытовую деятельность (прием пищи, умывание, переодевание, уборка игрушек и др.);
экспериментирование (наблюдения, знакомство со свойствами объектов живой и неживой природы);
развивающие видеоряды, чтение книг, показ иллюстраций, открыток, видеофильмов);
организацию развивающих игр-занятий, основанных на предметно-практических действиях ребенка.
Слайд 26В раннем возрасте ребенок овладевает:
- игровыми действиями
- орудийными действиями (предметы, которые
имеют в жизни человека строго определенную функцию и пользование которыми предполагает, в отличие от игрушек, совершенно определенный, жестко фиксированный способ действия)
- соотносящими действиями (действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов )
Слайд 27Для предметной деятельности необходимы:
Составные игрушки (пирамидки, вкладыши, коробки форм и т.д.)
Игрушки-каталки
для освоения связи собственного движения и движения предмета
Игрушки-тренажеры (всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками, молотки с колышками, гайки и т.д.)
Подручные материалы (разнофактурные ткани, бумага, материалы природного происхождения – минералы, плоды, глина)
Слайд 30Для игр на развитие восприятия и мышления
Игры с вкладышами (соотнесение предметов
по форме, величине, размеру и цвету).
Игры с кубиками (преобразование объектов, видение результатов своих действий).
Игры с пирамидкой (формирование практических навыков, умения сравнивать, классифицировать, выстраивать элементы в порядке убывания и возрастания).
Игры с матрешкой (выделение разных признаков предмета, сравнение их по высоте, ширине, цвету, объему).
Слайд 32Для игр на развитие орудийных действий
Каталки и тележки (управление движением предмета,
меняя его скорость и направление; координация своих и движений предмета).
Сачки, удочки, черпачки (овладение действиями зачерпывания, захватывания, цепляния игрушки).
Молоточки, палочки колышки (обучение забивать, делать отверстия, проталкивать в них предметы, расплющивать).
Лопатки и совочки (обучение насыпать, высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы).
Кнопки, застежки, замочки (развитие координации движений глаз и руки, точности движений и результативности действий).
Ленты, нитки, веревочки (овладение действиями наматывания, разматывания, плетения, нанизывания и др.)
Слайд 34Игрушки для экспериментирования:
Динамические игрушки (кувыркунчики, волчки, юлы, клюющие курочки и т.п.)
Звучащие
игрушки (свистульки, барабанчики, ксилофоны, трещотки и т.п.)
Наборы для песка и воды (стаканчики, совочки, мельница или специальные центры для игр с песком и водой)
Игрушки с сюрпризом (какое-либо действие вызывает яркий воспринимаемый эффект)
Слайд 36Игры, направленные на развитие познавательной активности (экспериментирование)
Игры с сыпучими и пластическими
материалами (познание свойств материалов); предъявление «загадочных» материалов (муз. шкатулки, калейдоскоп, детский бинокль, лупа , зеркало, магниты, фонарик и др.).
Игры с водой, красками, песком, бумагой (представления о форме, величине, объеме, изменениях вещества).
Игры с музыкальными игрушками (колокольчики, бубны, металлофоны, дудочки, трещотки, пианино и др.) формируют интерес к миру звуков, развивают способность дифференцировать звуки, мелкую моторику и артикуляционный аппарат.
Слайд 37Игры на развитие целенаправленности в предметной деятельности
Требуют определенного представления о том,
что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
Плоскостное конструирование (создание изображений с помощью различных геометрических фигур).
Составные картинки (собирание картинки по образцу; подбор деталей по цвету, рисунку, прикладывание их друг к другу).
Мозаика.
Слайд 38Психологические предпосылки обучения детей раннего возраста
(А.М.Фонарев, Н.М.Щелованов)
Ориентировочный рефлекс «что такое» (И.П.Павлов)
при появлении нового
Высокая подражательность детей
Высокая восприимчивость новых и эмоциональных событий
Гибкость нервной системы (сосредоточение на новом)
Совершенствование всех анализаторов у детей
Слайд 39Особенности организации развивающих игр-занятий с детьми раннего возраста
Перед детьми не ставится
цель занятия
Занятие строится на непроизвольном внимании
Задачи занятий меняются и усложняются постепенно
Слайд 404. Форма проведения занятий может быть индивидуальной, подгрупповой и групповой
На 1-м
году – все занятия проводятся индивидуально
1 г. – 1 г.6 мес. - 4-5 детей
1 г. 6 мес. – 2 г. – 5-7 детей
2 г. – 2 г. 6 мес. – до 8 детей (подгруппа)
Количество детей на занятии зависит от:
вида занятия;
характера двигательной активности детей на занятии;
уровня развития детей
Слайд 415. Большая повторяемость занятий от 4 до 7 раз)
6. Разнообразие методов
и приемов, используемых педагогом на занятии
7. Задействование как можно большего количества анализаторов детей на занятии
8. Воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, практическую сферы детей
Слайд 429. Длительность развивающих занятий с детьми раннего возраста
Зависит от
возраста, характера подвижности и наличия интереса у детей на занятии
Индивидуальные – 3-5 мин.
1 г. – 1 г. 6 мес. – 5-6 ми.
1 г. 6 мес. – 2 г. – 8 мин.
2 г. – 2 г. 6 мес. – 10-12мин.
К 3-м годам – до 15 мин.
Слайд 43Принципы проведения развивающих игр-занятий с детьми раннего возраста
Наглядности
Доступности
Последовательности
Цикличности
Эмоциональной возбудимости
Слайд 44Результатом и показателями познавательного развития ребенка являются следующие базисные характеристики:
Любознательность
Стремление к исследованию
Сосредоточенность на действиях с предметами
Инициативность и настойчивость
Открытость социальному и предметному миру
Компетентность (интерес к другому человеку, доверие, стремление к взаимодействию со взрослыми и сверстниками)
Эмоциональность
Инициативность (обращение к взрослому, экспериментирование с предметами)
Самостоятельность