Слайд 1СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Корягина И.И., к.пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, помощник
ректора по качеству
Слайд 2ПЛАН
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 3Определение
Семья - часть целого общественного организма, социальный воспитательный коллектив (с точки
зрения социологии)
Отличия семьи от других социальных коллективов
(производственных, профессиональных и др.):
Семья не подвергается прямой перестройке;
ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЕН, БОЛЕЕ СЛОЖЕН.
Слайд 4СЕМЬЯ - ЭТО
трудовой коллектив,
моральная опора,
высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
пространство для
отдыха,
школа доброты,
многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.
Слайд 5Основные требования, предъявляемые обществом к семье
Создание условий для всестороннего развития личности
Эмоциональная
поддержка престарелых родителей
Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.
Слайд 6
СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?
Для многих женщин вопрос не
в том, иметь или не иметь семью или карьеру.
Главный вопрос для них – как эти два важнейших компонента нашей жизни заставить оптимально сочетаться между собой.
Слайд 7РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ –
НАЧАЛО НАЧАЛ…..
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ЭТО НАЧАЛО?
ЕСТЬ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ..?
ДЕТИ ИЛИ КАРЬЕРА?
МАМА ИЛИ ГУВЕРНАНТКА?
Слайд 8Идеальные родители
1. Понимающие
2. Уважающие детское мнение
3. Объективные в оценке детских поступков
4.
Разумно требовательные
5. Справедливые
6. Любящие детей
7. Умеющие прощать
Слайд 9Родительские истины
1. Дорожите любовью своего ребёнка
2. Не унижайте своего ребёнка
3. Не
угрожайте своему ребёнку
4. Не налагайте запретов
5. Не опекайте своего ребёнка там, где не нужно
6. Не идите на поводу у своего ребёнка
7. Не читайте своему ребёнку нотаций
8. Будьте всегда последовательны в своих требованиях
9. Не лишайте своего ребёнка быть ребёнком
Слайд 10Семья это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми
Слайд 11В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности-
интеллектуальную,
познавательную, трудовую,
общественную,
игровую,
творческую
и другие.
Слайд 12И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным,
сильным, смелым, храбрым,
ответственным, творческим.
Слайд 13Семейная культура – это:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей
принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь;
- почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Слайд 14Факторы, влияющие на семью
- наследственность;
- биологическое здоровье детей и родителей;
- материально
– экономическое положение;
- социальное положение;
- уклад жизни;
- количество детей;
- жилье;
- география места жительства;
- взаимоотношения в семье и др.
Слайд 15ФУНКЦИИ СЕМЬИ
(ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ)
Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо
соответствующее число детей в рамках определенного государства.
Воспитательная — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство.
Производственно-хозяйственная.
(Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 — 45 млн. человек)
Организация досуга (семейное общение).
Слайд 16Функции семьи
по отношению к человеку
СУПРУЖЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА.
Слайд 17Особенности развития современной семьи
Специфика социального уклада в городской и сельской семье.
Существует
прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети.
Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми.
Слайд 18продолжение
Идет процесс разукрупнения семьи, выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи
без дедушек и бабушек).
Уменьшение численности семьи.
Слайд 19
ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
а) Гуманность и милосердие к ребёнку;
б) Равноправное участие детей
в жизнедеятельности семьи;
в) Открытость и доверительность отношений;
г) Оказание посильной помощи и др.
Слайд 212. Содержание семейного воспитания
Физическое воспитание.
Интеллектуальное развитие детей.
Формирование самосознания ребенка, ценностного отношения
к собственной жизни, профессиональной ориентации.
Нравственное и гражданское воспитание.
Слайд 22продолжение
Экономическое воспитание.
Экологическое воспитание.
Трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Религиозное воспитание.
Слайд 24Воспитание семьянина
- целенаправленное регулирование освоения личностью роли семьянина
Конечная цель:
формирование
готовности
личности к семейной жизни
Слайд 26
Модель личности
человека-семьянина
— как система его личностных и социально-психологических характеристик
объединяет:
Слайд 273. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания
Макроуровень (уровень общественных влияний)
Мезоуровень (уровень влияния
родительской семьи)
Микроуровень (уровень собственной семьи)
Индивидуальный уровень (уровень конкретной личности)
Слайд 28Фактор 1. Стили воспитания и типы детско-родительских отношений
Стиль семейного воспитания
– это система приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей и детей
Слайд 29Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о
порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям
Слайд 30Стили семейного воспитания
Гипопротекция (недостаток опеки и контроля);
Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание
и забота к ребенку, полный контроль его поведения);
Потворствующая гиперпротекция (потакание желаниям ребенка, чрезмерное обожание и покровительство);
Эмоциональное отвержение (непринятие ребенка);
Повышенная моральная ответственность (от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту).
(Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)
Слайд 31ПРОДОЛЖЕНИЕ
Благоприятные:
сотрудничество – ребенок полноправный субъект семейных отношений эмоциональное принятие – безусловная
любовь к ребенку.
Неблагоприятные:
изоляция - совместные решения в семье не принимаются, ребенок изолируется и не хочет изоляция - совместные решения в семье не принимаются, ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями;
Слайд 32ПРОДОЛЖЕНИЕ
соперничество - противостояние в общении с ребенком, критика, что является следствием
реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности; псевдосотрудничество – эгоцентризм родителей, преобладанием игровой мотивации в воспитании
(Е. Т. Соколова )
Слайд 33Экстравертированная мама - активная, непосредственная, много времени уделяет воспитанию ребенка, требовательна.
Спонтанная мама - склонна к самоутверждению и лидированию, уделяет ребенку много времени, возможно игнорирование потребностей ребенка.
Агрессивная мама - уделяет ребенку мало внимания, может игнорировать удовлетворение его потребностей, а также предъявлять к нему повышенное число запретов, санкций, склонна к эмоциональному отвержению ребенка.
Фактор 2. Личностные особенности родителей и их представленность в детско-родительских отношениях
Слайд 34ПРОДОЛЖЕНИЕ
Ригидная мама - предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей,
уделяет их воспитанию достаточно много времени. Интровертированная мама - предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций, наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция.
Сензитивная мама - уделяет ребенку много внимания, с готовностью выполняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов, наблюдается эмоциональная близость с ребенком.
Слайд 35ПРОДОЛЖЕНИЕ
Тревожная мама - уделяет ребенку много внимания, часто уступает ему, предъявляет
мало требований и запретов, тревожится за ребенка, что его инфантилизирует.
Лабильная мама - склонная к компромиссам, достаточно уделяет времени воспитанию, удовлетворению потребностей детей. Предъявляет много требований, но мало санкций, принимает ребенка
(А. Г. Лидерс и Е. Н. Спирева)