Слайд 1
СЕКСУАЛИЗИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
Формирование правильного отношения
Знакомство со способами коррекции
Слайд 2Цель:
■ Познакомиться с понятием, проявлениями, причинами, особенностями сексуализированного поведения детей
■
Сформировать правильное отношение к проблеме
■ Узнать о способах оказания помощи ребенку с сексуализированным поведением
Слайд 3
Сексуальное поведение является частью развития ребенка, и все дети
демонстрируют в процессе своего развития те или иные проявления сексуально окрашенного поведения.
Психосексуальное развитие ребенка начинается с рождения и проходит в несколько этапов.
Между сексуальным и сексуализированным поведением ребенка есть разница
Слайд 4Этапы психосексуального развития детей
Сосание и жевание – главные удовольствия
малыша от рождения до первого года жизни.
Будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от телесного контакта между матерью и ребенком
От рождения до года
Слайд 5Дошкольный возраст
Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес, благодаря
чему происходит:
● изучение своего тела
● отождествление себя с представителями своего пола
К концу периода ребенок знает, к какому полу он относится, а также все признаки половой принадлежности — внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов.
Слайд 6Младший школьный возраст
Происходит выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения.
Дети изучают полоролевое поведение в играх.
По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности, возможны сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье.
Слайд 7Подростковый возраст
Пубертатный период — самый бурный в сексуальном развитии
организма, во время которого происходит половое созревание и формирование либидо.
Сексуальные интересы направлены на противоположный пол.
Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения
Слайд 8Сексуализированное поведение
Сексуализированное поведение – это несоответствующее детскому возрасту (опережающее возраст, свойственное
подросткам или взрослым) сексуальное поведение.
Проявления:
● более высокая частота сексуально окрашенных форм поведения;
● более широкий спектр действий сексуального характера:
-интерес к фильмам эротического и порнографического характера;
-мастурбация с использованием предметов, продолжение мастурбации в присутствии других, отсутствие барьеров при мастурбировании;
-стимуляция своих половых органов путем трения о мебель;
-прикосновение к интимным частям тела взрослых;
-имитация полового акта с помощью кукол или мягких игрушек;
-имитация звуков, характерных для полового сношения (стоны, вздохи, тяжелое дыхание);
-предложения детям или взрослым вступить с ними в сексуальные отношения;
-попытки свершить с другим ребенком половой акт;
● имитация сексуального поведения взрослых;
● агрессивный характер сексуального поведения.
Слайд 9Три степени тяжести сексуализированного поведения:
Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных
отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).
Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя – демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т.д.
Третья степень: дети вовлекают в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут возникать агрессивные проявления.
Слайд 10Причины сексуализированного поведения
дефицит любви и ласки, одиночество;
чувство тревоги и беззащитности;
последствие сексуального
злоупотребления ребенком в прошлом: ребенка поощряли за сексуальное поведение, не соответствующее возрастным нормам развития; взрослые проявляли к ребенку тепло, внимание, симпатию в обмен на секс; взрослые передавали ребенку неправильные представления о морали и сексуальном поведении; ребенок являлся свидетелем действий сексуального характера;
психические расстройства, сопровождающиеся расторможенностью сексуального влечения (например, умственная отсталость и т.п., которые сопровождаются другими, ярко выраженными симптомами).
Слайд 11Если ребенок ведет себя «плохо», это значит, что он пытается сообщить
взрослому что-то важное или просит о помощи.
Сексуализированное поведение
это всегда результат пережитой
ребенком травмы.
Для ребенка такое поведение
обусловлено депривационным
периодом его развития, и
рассматривать его надо, как
необходимое для самосохранения.
Слайд 12Чувства родителей
шок;
страх (что не справятся, что приемный ребенок может «научить плохому»
кровных);
бессилие;
смущение;
злость;
стыд перед другими людьми;
неприязнь, отвержение по отношению к ребенку.
«Этот ребенок порочен, его уже не исправишь!»
Слайд 13Чувства ребенка
чувство одиночества и тревоги;
чувство вины за то, что с ним
произошло в прошлом (особенно если был опыт сексуального злоупотребления), и за неспособность «правильно» себя вести в настоящем;
смотрит на себя как на «подпорченный товар» (особенно если был опыт сексуального злоупотребления);
чувство страха;
чувство низкой самооценки;
растерянность, непонимание;
стыд;
злость, обида.
« Я не виновник, а жертва!»
Слайд 14Изменение отношения к проблеме
Описание действий: не оценивать поведение ребенка, а описывать
его
Запускающие механизмы: описать обстоятельства поведения ребенка (когда, как часто, рядом с кем и в присутствии кого, где)
Дает представление о причинах
Цель: определение желаемого поведения ребенка
Слайд 15Неэффективные методы воздействия
гнев и суровые наказания;
лекции, наставления или длинные
тирады;
подкуп;
угрозы;
давление на жалость, жалобы;
спор;
крик;
унижение и желание пристыдить;
«тайм-аут»
Слайд 16
Сексуализированное
поведение ребенка
Поведение, направленное
на получение
разрядки
Поведение, направленное
на привлечение внимания
Слайд 17Коррекция
Определить
запускающие механизмы
причины и направленность
поведения
Спокойно обозначить
ребенку свою
позицию
Предложить
альтернативу,
повторять новый опыт
Необходимо:
обеспечивать
защиту ребенку и модулировать его тревогу
оказывать превентивное внимание
уметь говорить с членами своей семьи и окружающими о поведении ребенка
Слайд 18Если ребенок пережил опыт сексуального насилия
♦ обращение к специалисту обязательно
♦ договариваться
о проявлениях любви
♦ дать выговориться, если у ребенка есть потребность
♦ обеспечить чувство защищенности
Слайд 19Для успешного изменения поведения ребенка необходимо:
Быстро реагировать;
Разъяснять свои ожидания;
Предлагать простые варианты
поведения, давать выбор;
Показывать возможные последствия поведения ребенка;
Давать возможность исправиться и «сделать заново»;
Возможность постоянного повторения нового опыта (практика);
Стараться находиться всегда рядом с ребенком, быть доступным;
Поощрять за успех, видеть успехи в малом;
Не ждать быстрых результатов.
Слайд 20Залог успеха принимающих родителей
♥ Понимание потребностей своего ребенка
♥ Стремление к усовершенствованию
своих знаний и навыков
♥ Сотрудничество с сопровождающими специалистами
У Вас все получится!