Слайд 1Самооценивание деятельности заместителя директора по АХР
докт. ист. наук, проф. кафедры
управления образованием РИПО
Бочаров Сергей Викторович
Слайд 2Литература
Самооценка педагогических и руководящих работников в процессе аттестации. Научно-методические рекомендации по
проведению «нулевого» этапа аттестации 2-е изд., доп. и испр. / сост.: Е.В. Плотникова, М.Б. Неганова, Н.С. Грудина. - Екатеринбург: ИРРО, 2006.- 79 с.
Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования// Школьные технологии.- 2000. - №2.С.221- 229.
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл,1999.
Новикова Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов// Школьные технологии. 2002. №1. - С.161169.
Слайд 3Что такое КАЧЕСТВО ?
Качество как абсолютная оценка. В этом значении качество
является синонимом превосходства.
Качество как свойство предмета, объекта, явления. В этом значении оно определяется по какому-либо измеримому количественному параметру объекта или явления.
Качество как соответствие назначению. Дж.Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования.
Качество как соответствие стоимости. Здесь качество – это соотношение полезности и цены продукта.
Качество как соответствие стандартам. Качество определяется как целевые и допустимые значения тех или иных параметров.
Слайд 4Основные черты оценки:
единство подхода, методов, критериев для различных образовательных систем;
сопоставимость
оценок для образовательных систем разных типов и уровней;
понятность оценки, ясность и определенность ее критериев;
«технологичность» используемых методов оценки;
валидность оценки, адекватность ее результатов реальным процессам;
пригодность результатов оценки для всех пользователей – учителей, учащихся, родителей, органов управления образованием, общественности и т.д.
Слайд 5
Автоэвалюация в образовательном учреждении это систематический сбор, классификация и оценивание данных,
которые касаются документов, действий и лиц
Автоэвалюация проводится по определённым критериям, её основною целью является принятие решений на перспективу
Слайд 6
В зависимости от цели исследования самооценивание может быть отчётным
и профессионального развития
Слайд 7„Только запланированные человеком действия могут быть подвергнуты оцениванию”
Л. Корпорович
Например, нельзя провести оценивание поведения учащихся, однако можем провести оценивание программы противодействия агрессивного поведения в учебном заведении.
объектом оценивания могут быть все проведённые школой мероприятия
Слайд 8 Оценка целесообразности запланированного исследования
Что нового для принятия решения могут принести
результаты запланированного исследования?
Насколько результаты исследования будут достоверными?
Насколько результаты исследования являются необходимыми для принятия данного решения?
Какие были бы потери от неправильно принятого решения?
Соотношение расходов на исследование в сравнении с возможной прибылью.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМООЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Показатели эффективности деятельности заместителя директора по
административно-хозяйственной
Слайд 10
1. Соответствие деятельности учреждения требованиям законодательства:
1.1. Отсутствие предписаний надзорных органов
1.2. Отсутствие
объективных жалоб на деятельность учреждения
1.3. Своевременное оформление (обновление) документов, необходимых для ведения хозяйственное деятельности учреждения (договоров, контрактов, лицензий, уведомлений)
1.4 Создание качественных санитарно-гигиенических условий в помещении:
Питьевого режима;
Теплового режима;
Освещенности учебных кабинетов;
Отсутствие грызунов, вредных насекомых.
1.5. Своевременность составления проектно-сметной документации на проведение работ по текущему и капитальному ремонту(при необходимости своевременное прохождение Госэкспертизы
1.6. Организация работы по созданию эстетического вида учреждения
Слайд 11
2. Качество управления образовательным учреждением (1)
2.1. Доля доходов от платных услуг
(работ) в бюджете учреждения (ориентир 10%)
2.2. Улучшение материально-технической базы учреждения путём привлечения внебюджетных средств
2.3. Качество организационно-хозяйственного обеспечения образовательной деятельности учреждения
2.4 Участие в подготовке и организации мероприятий ОУ
2.5 Организация транспортных средств для участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня
2.6. Обеспечение сохранности имущества учреждения
Слайд 12
2. Качество управления образовательным учреждением (2)
2.7. Отсутствие замечаний по качеству и
срокам предоставления установленной отчётности учреждения
2.8. Реализация мероприятий по привлечению специалистов из других сфер экономики
2.9 Отсутствие просроченной кредиторской задолженности
2.10 Качественное выполнение общественных поручений
2.11 Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы
2.12 Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении
2.13 Обеспечение техники безопасности
Слайд 133. Информационная открытость учреждения
3.1. Наличие публичной отчётности учреждения
Слайд 144. Качество результатов деятельности учреждения
Доля потребителей, удовлетворённых качеством оказываемых учреждением услуг,
выполнением работ
Слайд 155. Организация делопроизводства и кадрового производства в учреждении
Слайд 16ЭТАПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
І. ПОДГОТОВКА
планирование мероприятий (план оценивания)
проект оценивания
ІІ. РЕАЛИЗАЦИЯ
сбор данных
ІІІ. ИТОГ
анализ данных
выводы, разработка рекомендаций
распространение результатов
Слайд 17Методы исследования
Анкетирование
Интервью
Наблюдение
Анализ документов
Слайд 18Анкетирование
Преимущества:
исследование проводится быстро и легко;
информация про общее количество (вопрос “сколько”);
возможность статистического анализа собранных данных;
анонимность.
Недостатки:
базируется на мнении респондентов (субъективна);
исключает нетипичные факты (обобщение данных);
не отвечает на вопрос “как” и “почему”;
отсутствует возможность внесения изменений во время проведения исследования;
опасность манипулирования или неправильной интерпретации
Слайд 19Как формулировать вопросы в анкете
Формулируйте короткие вопросы
Формулируйте вопросы чётко и понятно
– без сложных слов; не задавайте вопросы в негативной форме
Задавайте одномерные вопросы – одна проблема в одном вопросе
Используйте полный список возможных ответов
Не задавайте вопросы, которые вызывают обеспокоенность
Не задавайте вопросы, которые намекают на ответ
Слайд 20Виды вопросов в анкете
Открытые – не много
Частично открытые – безопасный выход
Закрытые
–если знаем все возможные варианты ответов
альтернативные – „да”, „нет” или „за”, „против”
дизъюнктивные – много ответов, выбрать один
конъюнктивные – много ответов, можно выбрать несколько
Фильтрующие –отсев заинтересованных лиц
Контрольные –проверяем искренность ответов –используем разные способы, но задаём вопрос про тоже самое
Проекционные – как вы думаете, что про это думают другие?
З упорядочением вариантов – по очереди
Слайд 21Структура анкеты
ВВЕДЕНИЕ
название
основная информация: кто проводит исследование, какая цель
исследования, приглашение к сотрудничеству, благодарность за сотрудничество, инструкция, как отвечать на вопросы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
вопросы: от общих к конкретным
логическая последовательность
логично построенный способ ответов на вопросы
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
данные респондента (возраст, пол, место работы, стаж, т.д.)
РОЗМЕР: небольшой, насколько это возможно
Слайд 22Интервью
Преимущества:
взгляд на действительность глазами конкретного человека;
возможность выявить дополнительные проблемы;
возможность исправления
ошибок во время исследования;
индивидуализация разговора
Недостатки:
процедура исследования и анализа данных забирает много времени и сил;
отсутствие анонимности;
большое влияние исследователя на исследование;
количественное обобщение сложно осуществить
Слайд 23Виды интервью
По плану (стандартизованное)
Свободное
(нестандартизованное)
Индивидуальное
Групповое
Слайд 24Фокусное исследование
Преимущества: охват широкого общественного контекста, открытие эмоционального аспекта, гибкость
исследования
Этапы реализации: определение проблемы исследования- планирование (участники, место) – анализ и интерпретация результатов - отчёт.
Участники: 8-12 человек; подбор лиц, которые не зависят друг от друг
Модератор фокусной группы: умение руководить дискуссией, создавать благоприятную атмосферу, активно слушать (парафразировать, ставить доп. Вопросы и т.д.), понимать и использовать невербальные сигналы.
Сценарий: список вопросов (от двух до двух десятков, на одной странице).
Использование проекционной техники: тест незаконченных предложений, тесты-рисунки, ассоциации.
Слайд 25Сценарий фокусного исследования
План вопросов
Ограниченное количество вопросов (адекватность по отношению к респондентам)
Основные
принципы построения вопросов:
- порядок, логичный с точки зрения
исследования
- от общих к конкретным
- от лёгких к сложным
- от нейтральных к проблемным
Слайд 26НАБЛЮДЕНИЕ
Преимущества:
Выявление контекстов;
Возможность внесения изменений в процедуру исследования
Недостатки:
опасность субъективизма;
большое влияние исследователя
на исследование;
процедура исследования и анализа данных отнимает много времени;
отсутствие возможности количественного обобщения результатов исследования
Слайд 27За чем наблюдаем?
Физическое окружение
Общественная среда
Поведение учасников
(в формальных ситуациях и в свободное
время)
Язык общения
Невербальная коммуникация
Слайд 28Варианты наблюдения
При участии
Явное
Явность целей исследования
Короткое время
Охватывает только фрагмент программы
Без участия
Скрытое
Скрытые цели
исследования
Продолжительное время, многократность
Охватывает всю программу
Слайд 29Наблюдение
Понять событие с перспективы участника и описать с точки зрения наблюдателя.
Не путать описание событий с описанием реакции на данные события.
Помнить про своё влияние на ситуацию; за вами также наблюдают.
Научится языку участников программы и передать его в отчёте.
Делать подробные, конкретные записи, описывать.
Подчёркивать графикой (курсив, кавычки, другой цвет) где наблюдение других людей, где описание, а где ваши личные мысли.
Слайд 30Анализ документов
Преимущество:
взгляд на действительность с перспективы запланированных целей
и “доказательств” их достижения.
Недостатки:
фрагментарность документов и отсутствие знаний про условия их создания;
трудности с поиском документов;
секретность некоторых документов.
Слайд 31виды документов, которые подлежат анализу
Письменные документы:
■ Отчёты и протоколы заседаний различных
школьных объединений
■ Мнения и свидетельства.
■ нормативно-правовые акты
■ Классные журналы.
■ Статьи из прессы про школу.
■ Архивы; научные тексты.
Цифровые документы:
■ Местная статистика, которая касается образования.
■ Школьная статистика.
Визуально-звуковые документы: рисунки и другая ручная работа, фотографии, аудио и видео записи.
Слайд 32вопросы, которые следует поставить анализируя документ
Был ли автор экспертом в сфере,
которой касается документ?
Был ли автор непосредственным свидетелем/участником описанных событий?
Какую цель преследовал автор документа, когда его создавал?
Решился ли автор документа осветить негативную информацию?
Давление обстоятельств - объективность, нп. боялся перейти дорогу директору школы?
Слайд 33Методы анализа данных
Статистические методы анализа данных
■ категории, пропорции, графики.
Качественные методы
анализа данных
■ селекция и упорядочение собранного материалу;
■ конструирование аналитических инструментов;
■ интерпретация данных;
■ выводы и презентация
Слайд 34Пример структуры отчёта
Введение
І. Описание сферы исследования Что это такое? Почему
мы хотели это исследовать ?
ІІ. Описание оценивания Какую информацию хотим получить? Какими методами мы воспользовались?
ІІІ. Описание данных и их сбор Какие мы получили данные в результате оценивания? Какие данные нам не удалось получить и почему? Когда и в каких условиях происходил сбор данных?
IV. Итог Наиважнейшие результаты исследования, на одной странице.
V. Выводы Презентация, нп. по критериям оценивания.
VI. Советы
VII. Дополнения
Слайд 35Отчёт – что необходимо продумать
Для кого пишем
Позиции:
Эстетическая –позитивный настрой, эмоциональный аспект;
научная
– убедить читателя в достоверности и высоком качестве отчёта;
моральная – рост сознательности;
Активизация –разработка рекомендаций относительно дальнейших действий.
Слайд 36Планирование самооценивания
Цель: Для чего это делаем?
Целевая
группа: главная целевая группа, другие группы?
Предмет: Что должно быть оценено?
Определение Что мы понимаем под качеством? Что будет
качества: свидетельствовать про успех?
Перспектива: На чём концентрируем своё внимание (вклад,
процесс, результат исследования объекта/
программы)?
Исполнители: Кто проектирует, кто проводит исследования?
Кто собирает данные? Кто их проанализирует?
Время: Когда и за какое количество времени будут проведены исследования?
Средства: Какие нам будут необходимы средства для проведения
исследования?
Методы: Каким образом будет проведено самооценивание?
Слайд 37Элементы пректа самооценивания
Цель: .................................. Предмет......................................
Слайд 38ПРИМЕР КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ:
эффективность
практичность
соответствие
полезность
существенность
продолжительность
организационное совершенство
актуальность
распространённость
Слайд 39
Предмет автоэвалюации: Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы
Цель: собрать данные, которые
позволят повысить уровень обеспечения сан.-гиг. норм