Ритуалы и обряды в психотерапии презентация

Содержание

Роль ритуала в обыденной жизни человека Ритуал создает упорядоченность пространства и времени Ритуал создает рамки, в которых может быть размещена энергия человека Ритуал помогает организовать мотивацию Ритуал помогает, за счет

Слайд 1Ритуалы и обряды в психотерапии
Елена Петрова
21 декабря 2016, прочитано на заседании

секции ГПТ:
«Интегративный гештальт-подход»
Санкт-Петербург

Слайд 2Роль ритуала в обыденной жизни человека
Ритуал создает упорядоченность пространства и

времени
Ритуал создает рамки, в которых может быть размещена энергия человека
Ритуал помогает организовать мотивацию
Ритуал помогает, за счет рамок, избежать тревоги
Ритуал создает привычки, среди привычек есть полезные либо для социальной, либо для физической жизни человека


Слайд 3Из детства во взрослость
Переход это значит: старое осталось позади, новое наступает
Пусть

«старое» будет «детство», а «новое» будет «взрослость»
Важно что из «детства» смотрю во «взрослость» и проецирую на этот объект свои ожидания, активные в детстве. То есть я как ребенок вижу снаружи поведение другого человека (взрослого) и приписываю ему из своего детского опыта свои смыслы и даю им символические
Эти символы и образы должны «сработать» во время перехода. Потому что мы знаем, что «взрослость» это не совсем то, чем то виделось из «детства»


Слайд 4В промежуточном (переходном) состоянии ОН пройдет через символическое разрушение и затем

возрождение в новой форме

Слайд 5Символы места-времени в процессе перехода
Человек имеет опыт входа, пребывания и

выхода в новый мир.
В промежутке между «входом» и «выходом» мы обнаруживаем особенное пространство-время
Символически этот эпизод не принадлежит «обыкновенному» миру. В этом интервале пространства-времени человек находится в измененном пространстве.
Символически этот опыт часто уподобляют позиции младенца в утробе матери, этот символ имеет разнообразные ассоциации, которые относятся к архетипу «материнской фигуры»


Слайд 6Символы «утробы» как архетипа


Слайд 7Аналоги и культурные параллели
Иона побывал в чреве Кита
Красная Шапочка была

проглочена Волком
Крокодил из сказки Корнея Чуковского проглотил Солнце
(????)



Слайд 8Что происходит во время пребывания «в утробе»
Во время пребывания «в утробе»

человек проходит символическую «смерть и возрождения»
Получает «доступ» к символическим и чувственным ресурсам плодотворного хаоса
Разрушает или как минимум «размягчает» старые формы опыта


Слайд 9Куда ЧЕЛОВЕК выйдет и кто ЕГО встретит
После общения с разного

рода силами в особом пространстве, посвящаемый готовится к выходу в свет
ЕГО встречают те же люди, которых он знал до того, но теперь они предстают перед ним в их истинном «взрослом» облике
Из «детской» позиции он видел тех же людей, но совсем другим способом.
Он был «ребенок среди взрослых», а теперь ОН в отношениях с НИМИ взрослый и взрослый


Слайд 10ОН вышел из тьмы, а люди приветствовали его, давали ему новое

имя, новую одежду, новую пищу, новые атрибуты власти и новые инструменты для деятельности

Слайд 11А что будет после инициации?
После инициации в человеке пробуждаются и формируются

новые структуры, доступ к новым ресурсам и новые возможности
Он становится равным среди равных
Например, он был абитуриентом, а стал студентом

Слайд 12А как ОН будет жить после инициации?
В его новой жизни, которая

далее будет поддерживаться правилами, обычаями и ритуалами, ресурсами мира материального и мира сакрального, у человека будет много силы, полученной им от его мамы в человеческом теле, и много силы, полученной от «особого опыта» в контакте с сакральным пространством во время «инициации».
Связь человека с сакральным миром после «инициации» постоянна и поддерживается циклическими практиками (ритуалами) и соблюдением обычая во время важных жизненных эпизодов.

Слайд 13А бывают ли персональные «переходы»?
Некоторые ситуации инициации не включают в

себя сопровождающих персонажей, и организованы как сугубо индивидуальное действие.
«ПУТЬ ГЕРОЯ» это движение по пути кризисов, от старого мира к новому миру, с опорой на сакральные ресурсы и собственную волю
Зададим себе вопрос: КТО создает условия для инициации ГЕРОЯ и КТО встречает его после прохождения цикла?
Вспомним печальную судьбу ЦАРЯ из сказки «Конек-Горбунок», после того, как он обеспечил условия для инициации ИВАНА




Слайд 14«Правила жизни» мифологического мира
Пространство мифологического мира совмещено с реальным пространством, но

оно «наложено» на бытовое пространство

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Время мифологического мира отличается от бытового времени. Сакральное время закольцовано и идентично бессмертному (вечному) времени

Слайд 15Особое (Сакральное) время и миф
В особом пространстве мифа ситуация повторяется
Этот мир

динамичен по сюжету действия, но статичен и неподвижен по форме движения во времени
В сказке каждый раз снова и снова Мужчина и Женщина изготавливают КОЛОБОК, а в финале ЛИСА проглатывает его
ОСИРИС раз за разом переживает предательство и смерть , и его сестра ИЗИДА снова и снова помогает ему возродиться
Каждый год в ночь на 1 января Дед Мороз привозит на оленях детям подарки, не так важно, где он проводит оставшееся время

Слайд 16Схема организации сакрального времени


Слайд 17Верх и низ мифологического пространства

МИР МИФА: В верхнем мире ОНО раз

за разом проживает свой цикл и снова становится тем, что ОНО есть
МИР ЧЕЛОВЕКА: в нашем мире люди рождаются, растут, проходят ряд кризисов и завершают свой путь
В некоторых мифологических системах после физической смерти важная часть человека ( ДУХ) преремещается в области, которыми руководят парвила и законы САКРАЛЬНОГО времени

Слайд 18Сакральный мир и ритуал
Во время исполнения ритуала и во время праздников

«ворота миров» приоткрываются, границы бытийного и сакрального пространства-времени становятся проницаемыми
Время бытовое (бытийное) и время сакральное согласовываются

Слайд 19 Совмещение сакрального и бытийного миров в момент ритуала или праздника


Слайд 20 Делаем эксперимент!
Эксперимент: «Встреча со своим

страхом»

Представьте себя на опушке леса
Кто или что выйдет к вам из леса
( а еще интереснее – кто или что НЕ ВЫЙДЕТ из леса , а останется ТАМ В ЛЕСУ )
Познакомьтесь с тем, что ПРИДЕТ из леса
Может быть, мы сможем понять этот символ как ПРОЕКЦИЮ?



Слайд 21Ресурсы и их получение
Человек берет от мира ресурсы и использует их

в своем опыте жизни, символы помогают организации композиции

Мир хаоса и мир логоса ( хаос и космос)

Мир универсалий и мир предметный

Слайд 22Хаос и его ресурсы


Слайд 23В мире, кроме «универсальных ресурсов», есть еще и практические предметные ресурсы
Вода,

земля, воздух и огонь
Животные , минералы, растения
Космос, солнце, луна и звезды…

Наука и знание
Любовь
Поддержка группы

Слайд 24 мир и его ресурсы


Слайд 25Функция праздников в жизни человека и группы
Праздники нужны, чтобы организовать переход

от одного состояния или статуса к другому состоянию или статусу
Праздники нужны для человека и/или для группы
Праздники разного типа это время приобретения ресурсов и время прощания с недоступными более ресурсами
Время радости и время печали
Время соблюдения правил и время нарушения правил
Время изменения и перестройки структуры опыта

Слайд 26Праздник может быть ночью или может быть днем


Слайд 27Что такое «календарные» праздник?
Праздник это событие, которое соединяет мир материальный и

мир символический,, мир стабильный и мир изменений.
Календарные (повторяющиеся) праздники нужны для того, чтобы дать возможность миру воспроизвести новый цикл активности. Старое остается позади, новое приходит. Свежие мысли и свежие чувства на непрерывно развевающейся материальной базе
День рождения, праздник урожая, «день психолога», Рождество, Новый Год, день свадьбы,

Слайд 28Праздники «перехода»
Праздник это событие, которое соединяет мир материальный и мир символический,

мир стабильности и мир изменений.
Уникальные праздники ( обряды, ритуалы) обслуживают необходимость при переходе (инициация?) человека или группы из статуса в статус. Свадьба, рождение ребёнка, назначении на должность, увольнение, смерть, новая квартира, ремонт…
В ходе праздника перемены должны затронуть все 5 уровней функционирования мира : физический, психический, личностный, социально-групповой, культурный


Слайд 29Хоровод не помешает любому празднику


Слайд 30Праздник: выпить, потанцевать и обязательно вкусно покушать!
Принести в жертву подходящее животное

и зажарить мясо, а потом съесть его
Собрать плоды земли и приготовить их в изобилии
Собрать гостей в особенном месте или украсить привычное место
Выпить особого напитка
Устроить игры, танцы и забавы
Пригласить шутов, которые все перевертывают «вверх ногами» и пригласить жрецов, которые подчеркивают связь мира сакрального и мира профанного…

Слайд 31Такого быка мы нарисовали, когда думали о ритуале


Слайд 32Почему именно быки?
В древности, как говорят антропологи, наша цивилизация началась с

того, что древние люди приручили быков и кочевали вместе с стадами быков по степям Северной Африки
Поэтому люди во время инициации соплеменники помещали своих претендентов на инициацию в шкуру быка. А потом претендент в этой шкуре проходил этапы опыта символической смерти, пребывания в утробе и снова опыт нового рождения.
По аналогии с рождением маленьких телят от коров
А голова (череп) коровы это символ богини Гекаты…
И дикие быки были прекрасными объектами для охоты в лесах Средневековой Европы

Слайд 33А кто и что помогает человеку во время инициации?
Некоторые авторы считают,

что сюжеты старых волшебных это фрагменты и воспоминания о существовавших из древности обрядов и инициации, и содержат «подсказки» для претендента
Персонажи детских сказок это герои персонажей инициации. Или эти персонажи воплощают часть атрибутов и сил, действующих в душе человека. И опредмеченных или персонализированных во время ритуала переживаний, духовных состояний и ресурсов человека
Персонажи и сюжеты сказок помогают в символической форме получить ресурсы в кризисные моменты обыденной жизни

Слайд 34Добрая фея на картинке – это просто иллюстрация для деток. Мы

то, как взрослые люди, знаем, как все устроено на самом деле!

Слайд 35А вот совсем настоящий тигр, его сила символизирует полученные во время

инициации ресурсы

Слайд 36Хорошего всем вечера!
Елена Петрова, психолог, гештальттерапевт
Ритуалы и праздники глазами психотерапевта
контакты +7

921 9086944, эл почта petrova.gestaltspb@gmail.com сайты www.gestalt.sp.ru и www.elenapetrova.ru
Интегративный Институт Гештальт Тренинга в СПБ
www.vk.com/iigt_spb и www.facebook.com/groups/iigt.spb


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика