Слайд 1Религия как предпосылка возникновения философии
Кафедра Психологии
Преподаватель
Шендерецка А.П.
к.ф.н., доцент
Лекция 2
Слайд 2План лекции
Влияние ранних форм религии на развитие мышления.
Познавательные функции магических
форм религии.
Национальные религии и философия.
Мировые религии и философия.
Слайд 3Признаки религии:
Религия - это особый способ миропонимания, основанный на глубокой вере
в сверхъестественное.
наличие веры в сверхъестественные силы;
наличие объекта поклонения (наличие культа) в виде бога, предметов, природы, духов и т.д.;
наличие ритуалов, сопровождающих поклонение культу.
Слайд 4Тотеизм
Тотемизм - религия, в основе которой лежит глубокая вера в кровное
родство человека и живой природы.
Слайд 5Влияние тотемизма на социальную жизнь
формирование коллективизма;
осознание единства природы и человека;
формирование зооморфных
и фитоморфных представлений;
формирование дихотомического мышления;
формирование исторического сознания.
Слайд 6Дефиниции
Зооморфизм - наделение живых природных существ человеческими чертами и свойствами.
Фитоморфизм
- наделение растений человеческими чертами и свойствами.
Дихотомия - рассечение объекта на две части.
Магия - вера в непосредственное воздействие человека сверхъестественным путем на предметы, людей и т.п.
Слайд 7Анимизм
Анимизм – религия, основанная на вере в духов, управляющих
людьми, животными, явлениями окружающего мира.
Слайд 8Свойства анимистических религий
антропоморфизм.
Антропоморфизм - наделение предметов природы, а также духов и
богов человеческим обликом и свойствами.
зооморфизм
фитоморфизм
Слайд 9Влияние анимизма на развитие мышления
анимизм углубил человеческие представления о пространстве и
времени;
анимизм поднял единство человека с с природой на осмысленный уровень;
анимизм отделил душу от тела и вознес человеческое мышление на новый уровень;
через фантазию и воображение, проявления индивидуального подхода к жизни анимизм создал предпосылки для индивидуализма.
Слайд 10Познавательные функции магических форм религии
магия развивала мистические, обращенные к трансцендентной реальности
способов познания и преобразования мира;
магия развивала и обычные, применяемые в эмпирическом мире, способы познавательной и практической деятельности;
магия стимулировала поисковую активность и служила своеобразной «экспериментальной» базой для отработки новых хозяйственных и социальных технологий.
Слайд 11Национальные религии и философия
Национальная религия - религия одного народа. Ее
требования обращены к одному народу (Например, синтоизм, индуизм).
Создание национальных религий сопровождалось переходом от политеизма к монотеизму. Появляются жрецы - хранители религиозных, нравственных и часто научных знаний.
Появляются сложные конструкции, представлений о мире и человеке, далеко уходящие от практики. Религия абстрагируется от земной жизни, все больше и больше развивая представления о высших мирах.
В национальных религиях зарождается проблема соотношения целого и части, имеющая огромное значение в философии. Например, как сочетать интересы коллектива как целого и индивида как части, как решить проблему государственных и индивидуальных интересов и другое.
Слайд 12МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИЯ
Главнейшим признаком мировой религии является обращенность ее моральных
норм ко всем людям без исключения, вне зависимости от их расовой, классовой или половой принадлежности.
Мировые религии: буддизм, ислам, христианство.
Слайд 13Общие черты мировых религий
Мировые религии включают:
Вероучение (доктрина, в которой раскрывается смысл
и существо данного религиозного направления).
Теологию. Богословие - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистических доказательств на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Разъяснение путей познания Бога как важнейшей задачи богословия.
Слайд 14Сходство теологии и философии
Философия может выступать в форме теологии («философия сама
является теологией»). Наиболее ярко он представлен античной философией, в рамках которой многие философы создавали картину мира, где рационально обосновывалось абстрактное понятие Бога (Платон, Аристотель, Конфуций, философская система буддизма). Элементы веры в таких философских построениях практически отсутствуют.
Философия непосредственно отталкивается от догматов теологии («философствование в вере»). На их основе в христианстве, исламе, буддизме развивается философское знание, более широкое и более абстрактное, чем богословское.
Слайд 15Отличие теологии и религии
«Религиозно-нейтральное отношение к философии». Философия не строит своего
Бога, но и не отвергает Бога религий, передавая вопрос о его существовании на усмотрение теологии.
Открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая или богоборческая философия.
Слайд 16Философская и религиозная вера
Вера - незыблемая убежденность человека в чем-либо.
Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой - она приемлема и для людей религиозно индифферентных или несамоопределившихся в вопросах религии.
Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту.
Слайд 17Заключение
От примитивных религиозных верований и суждений человечество пришло к развитым формам
и высоким абстрактным понятиям, таким как бестелесный бог, высшие миры, абстрактное добро и зло и др. Таким образом, религия сначала была предпосылкой философии, а затем и формой, в которой философия развивалась.