Слайд 1Тема 3.2: «Развитие эмоционального интеллекта и лидерства»
Слайд 2
Содержание
Структура интеллектуального потенциала лидерства
Особенности эмоционального потенциала
Слагаемые эмоционального интеллекта
Инструменты
эмоционального развития менеджера
Развитие эмоционального потенциала лидерства
Самоуправляемое обучение лидерству
Характеристика эффективного лидерства
Эффективные лидеры цифровой эпохи
Слайд 3Всякое лидерство, если это лидерство, эффективно. Неэффективное лидерство-это противоречие в определении.
Структура
интеллектуального потенциала лидерства
Слайд 4Ховард Гарднер- 7 вариантов интеллекта
Слайд 5Эмоциональный потенциал лидерства рассматривается с трех основных позиций или с позиций
трех действий начинающего лидера.
1. Понять свое Я, свои собственные эмоции или чувства.
2. Научиться управлять ими.
3. Научиться распознавать эмоции других и управлять ими.
Особенности эмоционального потенциала
Слайд 6Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») —
количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития).
EQ- коэффициент эмоционального развития продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
Слайд 7Слагаемые эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — это способность
человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение.
Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации. Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.
Слайд 8 Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные
категории, приведены в таблице. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.
Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями.
Слайд 9Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно
включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.
Владение собой — второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях. В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям); инициативность, расширяющая возможности человека; оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.
Слайд 10Социальное сознание — это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют
эмпатию — умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов. Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е. способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.
Менеджмент взаимоотношений — это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.
Слайд 11Инструменты эмоционального развития менеджера: невербальные коммуникации, умение слушать, эмоциональная
устойчивость
Эмоциональный потенциал формирует три навыка:
способность активно слушать;
способность понимать невербальную коммуникацию;
эмоциональная устойчивость.
Слайд 12Умение «активно слушать»- это слушание с полным вниманием и стремление полностью
осознать значение того, что говорит человек. Великая мудрость, заключенная в пословице «У нас два уха и один рот, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить», подтверждает необходимость развития навыков активного слушания.
Способность понимать невербальную коммуникацию является важным элементом эмоционального развития. Язык невербальной коммуникации (мимика, визуальный контакт, интонация и тембр голоса, позы и жесты, межличностное пространство) играет огромную роль в процессе общения. Развитая способность невербальной коммуникации позволит понять эмоциональное состояние другого человека и принять правильное решение. Турецкая пословица гласит: «Вместо того чтобы открывать свой рот, откройте свои глаза».
Эмоциональная устойчивость - способность управлять возникающими эмоциями при выполнении работы. Она во многом обусловлена условиями работы (стандартными), темпераментом менеджера, его профессионализмом и выполняемыми задачами.
1) человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины;
2) человек эмоционально устойчив, когда, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений.
Слайд 13Развитие эмоционального потенциала лидерства
Развитие эмоционального потенциала лидерства происходит по средствам использования
специализированного тренинга.
Слайд 14Развитие эмоционального потенциала лидерства
Цели тренинга или программы:
Поднять свою эффективность в карьерных
достижениях и построении личных взаимоотношений с людьми. Провести ревизию своих жизненных приоритетов и найти ответы на вопросы - к чему вы стремитесь, почему это для вас важно, что именно вы уже достигли, насколько довольны окружающим миром и собой в нем.
Отследить свои стратегии поведения и стратегии других людей, увидеть причинно-следственные связи между своими мыслями, суждениями и получаемыми результатами в жизни: на работе и в личных взаимоотношениях. В процессе личного развития и тренировки создать новые формы поведения, которые повысят качество вашей жизни.
Слайд 15Развитие эмоционального потенциала лидерства
Благодаря раскрытию внутреннего потенциала, поставить перед собой и
достигнуть в максимально короткие сроки действительно важные для вас цели, точно понимая, почему вы выбрали именно эти цели, и какое Будущее они для вас создают.
Управлять своими эмоциями и осознанно делать выбор своего настроения и поведения в различных жизненных ситуациях.
Программа развития эмоционального лидерства опирается на концепцию эмоционального интеллекта и проводится в формате тренинга, обладая, таким образом, всеми преимуществами групповой работы.
Слайд 16Самоуправляемое обучение лидерству
Самоуправляемое обучение - целенаправленное развитие или укрепление какого-то качества
той личности, которой вы являетесь или хотели бы быть.
Это требует, прежде всего, создания цельного образа вашего «идеального я», а так же точной картины вашего «реального я», иными словами, осознания того, кем вы являетесь на данный момент. Такое самоуправляемое обучение будет особенно эффективным и результаты его сохранятся надолго, если, работая над преображением своей личности, вы глубоко продумаете этот процесс и все его этапы.
Слайд 17Самоуправляемое обучение лидерству
Целенаправленное развитие отдельного желаемого качества может быть обеспеченно ориентированным
самоуправляемым обучением. Модель такого обучения была предложена Ричардом Бояцисом. Согласно этой модели процесс самоуправляемого обучения включает пять этапов:
Представление своего идеального Я: кем я хочу быть?
Осознание своей реальной сущности: кто я есть, в чем мои достоинства, чем я отличаюсь от своего идеального Я.
Моя программа развития.
Внедрение в практику новых способов поведения, новых навыков и работа над собой.
Установление надежных и доверительных отношений с теми, кто может сделать возможными все эти изменения и чей лидерский потенциал выше, чем у меня.
Слайд 18Эффективная характеристика лидерства
Первая характеристика эффективного лидерства очевидна. Это преобразующее или трансформационное
групповое лидерство. Кто не настроен на перемены, сложно оставаться эффективным лидером, а перемены в бизнесе стали единственным стабильным и неизбежным его фактором.
Еще одна характеристика бизнес-лидерства выражена в необходимости эмоциональной, физической и умственной выносливости. Она вызвана не просто избытком информации, а ее загрязнением.
Слайд 19Характеристика эффективного лидерства
Слайд 20Эффективные лидеры цифровой эпохи
Когда мы ведем речь о новой экономике, то
подразумеваем появление на свет нового поколения, живущего в окружении цифровой информации с ее глобализацией, открытостью и сверхбыстрой скоростью передачи; а также имеем в виду эпоху интернета, коренным образом изменившую методы и характер нашей деятельности. Так каков он, лидер нового времени?
Слайд 21Джеймс Ситрин и Томас Нефф, менеджеры по подбору руководящего персонала компании
Spencer Stuart, твердо убеждены в том, что со времен старой экономики мало что изменилось. Они утверждают, что «основополагающие характеристики, благоприятствующие лидированию в бизнесе, остались прежними со времен индустриальной эпохи». Однако при этом к ним следует присовокупить такие новые качества, которые будут соответствовать требованиям скорости, гибкости, готовности рисковать, непрерывного внимания к интересам клиентов и выхода на новые уровни коммуникации внутри организации.
Слайд 22Ситрин и Нефф выделили 6 расширенных характеристик лидера цифровой эпохи.