Разработка и реализация учебно-методического обеспечения введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья презентация

Содержание

Федеральные государственные стандарты выдвигают три основных группы требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: Требования к структуре основной образовательной программы основного общего

Слайд 1Разработка и реализация учебно-методического обеспечения введения ФГОС для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья


Развитие универсальных учебных действий (УУД) у детей с ОВЗ.
Виды личностных и метапредметных результатов обучения.
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы детей с ОВЗ
ФГОС обучающихся с ОВЗ.
Система психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации Программы коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.
Основные требования к составлению коррекционно-развивающих программ.


Слайд 2Федеральные государственные стандарты выдвигают три основных группы требований, обязательных при реализации

основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования:

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 


Слайд 3Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов
 - личностных (способность к саморазвитию,

желание учиться и др.); 
- метапредметных (универсальные учебные действия (УУД); 
- предметных (система основных знаний). 
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях.

Слайд 9Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные виды нарушений в развитии познавательной и личностной сфер, и в связи с этим возникают трудности в формировании универсальных учебных действий и трудности в обучении.


Слайд 10Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы детей

с ОВЗ

общеучебных трудностей обучения
трудностей межличностных  отношений
трудности в обучении чтению, письму
трудности при усвоении русского языка
трудности в процессе овладения читательской деятельностью
трудности в изучении математики


Слайд 11Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
- Неумение включиться в учебную работу;


- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

Слайд 12Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности

шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

Слайд 13Общая характеристика трудностей межличностных  отношений
Характер взаимодействия ученика и учителя
– Непонимание,

неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;
– боязнь критики, негативной оценки;
– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми
Взаимодействие ученика и других учеников
Эгоцентричность, неумение общаться,
– повышенная тревожность,
– неумение строить совместную деятельность;
– заниженная (завышенная) самооценка;
– другие трудности…

Слайд 14Неоднородность состава обучающихся с ОВЗ определяет необходимость наличия дифференцированного стандарта, включающего

такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват обучающихся с ОВЗ (гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей)

В ФГОС для детей с ОВЗ каждый из вариантов характеризуется по следующим основным параметрам:
Требования к структуре и объему образовательной Программы;
Требования к условиям , которые должны быть созданы для получения образования каждого уровня
Требования к результатам освоения образовательных Программ применительно к каждому уровню образования и требованиям к итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования. 
Т.о. , прослеживается сходство двух стандартов(«общего» и «специального»)


Слайд 15Итоги обучения
Диапазон различий в развитии разных категорий обучающихся с ОВЗ и

каждой категории столь велик, что невозможно планировать единые итоговые достижения всех обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования. Поэтому требования к результатам освоения ОП и итоговым достижениям могут быть как сопоставимыми, так и не сопоставимыми с итоговыми достижениями их сверстников, не имеющих ограничений в здоровье.
Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается набор вариантов стандарта.
Их 4 варианта.

Слайд 161 вариант
Данный вариант является ЦЕНЗОВЫМ.
Обучающийся с ОВЗ получает образование

, сопоставимое на всех уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и они. При этом среда и рабочее место ребенка с ОВЗ должны быть специально организованы в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Слайд 172 вариант
Данный вариант также является ЦЕНЗОВЫМ. Он адресован детям с ОВЗ,

обучающимся в специальных (адаптивных) школах и классах. Эти учащиеся получают образование , сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки. Школьники находятся в среде сверстников с аналогичными нарушениями и сходными особыми образовательными потребностями.

Слайд 183 вариант
НЕЦЕНЗОВЫЙ. Рекомендуется детям с УО, которая может выступать в качестве

единственного первичного нарушения, а также в сочетании с другими патологиями развития. Данный вариант рекомендован некоторым детям с ЗПР церебрально-органического происхождения. Осваивая этот вариант СФГОС, ребенок находится с среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося.

Слайд 194 вариант
НЕЦЕНЗОВЫЙ(это индивидуальный уровень)
Рекомендован детям которые раньше попадали в

категорию «необучаемых». Как правило это дети с умеренной, тяжелой, глубокой УО, которая может сочетаться с другими нарушениями(слуха, зрения, ОДА, РАС). Содержание образования при четвертом варианте разрабатывается исключительно с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка.

Слайд 20Общая картина предлагаемых вариантов СФГОС представлена в таблице


Слайд 21Каждый вариант СФГОС
предусматривает реализацию в образовательном процессе двух компонентов:
Академический

компонент (накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем )
Компонент жизненной компетенции (овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни)


Слайд 22
Задача формирования жизненной компетенции и основные направления коррекционной работы актуальны для

всех вариантов стандарта, при этом значение работы по формированию жизненной компетенции возрастает от первого варианта к четвертому.

Слайд 23Работа по формированию жизненной компетенции
В 1варианте - составляет содержание коррекционной программы,

которая дополняет ООП, заданную ФГОС.
Во 2 и 3 вариантах – это компонент каждой дисциплины во всех видах специальных (адаптивных) образовательных учреждений
В 4 варианте – составляет основное содержание специального образования, и разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной программы.

Слайд 24Применительно ко всем четырем вариантам стандарта
устанавливаются единые направления коррекционной

работы в сфере формирования жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ и базовые требования к результатам обучения, которые конкретизируются применительно к каждой категории детей и к каждому варианту стандарта.

Слайд 25Система психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации Программы коррекционной работы с ребенком

с ОВЗ

Цель коррекционной программы:
Оказание помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, в их социальной адаптации.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.


Слайд 26Задачи программы:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными

возможностями здоровья.
2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы общего образования и их интеграции в образовательном учреждении
4. Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ОВЗ.

Слайд 27Задачи программы:
5. Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для

детей с выраженным нарушением физического и психического развития.
6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.
7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ.
8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Слайд 28Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:
нейропсихологического, выявляющего причины,

лежащие в основе школьных трудностей;
комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.

Слайд 29Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
• Достоверности:
профессиональный

анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся, психологической и педагогической диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.
• Гуманистической направленности:
опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
• Педагогической целесообразности:
создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива.

Слайд 30Содержательные и организационные подходы в реализации Коррекционной программы:
Реализация основных принципов образования

детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося — ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

Слайд 31Содержательные и организационные подходы в реализации Коррекционной программы:
индивидуальная психолого-педагогическая карта развития

ребенка с ОВЗ;
портфолио учащегося — ребенка с ОВЗ;
компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

Слайд 32тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
адаптивная образовательная среда —

доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
адаптивная образовательная среда — оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
адаптивная образовательная среда — коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса

Слайд 33Коррекционная программа отражает
Основные направления психолого–педагогического сопровождения (диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительская работа)
Механизмом

реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.

Слайд 34Разработка коррекционно-развивающих программ
Существуют следующие типы коррекционных программ:
стандартизированные
в

них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям;
свободные (ориентированные на текущий момент)
в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.


Слайд 35Структура программы
Содержание:
1.Актуальность программы.
2.Цель и задачи программы.
3.Основные направления программы.
4.Основные этапы и мероприятия

по реализации программы.
5.Нормативные основы разработки Программы.
6.Литература.

Слайд 36Основные требования к составлению психокоррекционной программы:
Четкое формулирование целей коррекционной работы.
Определение круга

задач, конкретизирующих данные цели.
Определение стратегии и тактики работы.
Отбор конкретных методик и техник.
Подготовка необходимых материалов и оборудования.
Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
Определение продолжительности проведения коррекционной программы.
Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

Слайд 37
Определение длительности каждой встречи или коррекционного занятия (от 10-15 минут в

начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе).
Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.
Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
Определение формы контроля реализации программы.
Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
Оценка эффективности реализованной программы.


Слайд 38
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т.

д.) заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Слайд 399 составляющих коррекционно-развивающей программы:
Общая характеристика программы.
Методологические и теоретические основы.
Цели и задачи,

ожидаемые результаты.
План и содержание занятий.
Характеристика используемого оборудования.
Организация, формы и методы работы.
Основные этапы работы.
Оценка эффективности программы.
Описание конкретного примера работы с использованием программы.


Слайд 40Общая характеристика программы
включает следующие аспекты:
актуальность программы и ее обоснование;
описание общего ресурса

ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности;
назначение программы;
характеристика контингента (для кого предназначена программа);
описание используемого оборудования;
требования к специалистам, принимающим участие в работе.


Слайд 41Методологические и теоретические основы программы
Методологические основы программы позволяют раскрыть

сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие мероприятия и интерпретировать полученные результаты.

Слайд 42Цели и задачи программы
Цели программы должны быть предельно конкретно сформулированы, давать

четкие представления об основном способе достижения предполагаемых результатов.
Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;
- профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития

Слайд 43План занятий
может быть представлен в двух вариантах:
таблица;
последовательное описание процедуры

занятий.
Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение.

Слайд 44Формы и методы:
При описании работы необходимо указать форму, в которой она

проводится:
индивидуальная;
групповая;
смешанная.
Методы, используемые при реализации программы, также включаются в ее описание.
Коррекционные занятия наиболее эффективны, если проводятся не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до 1-1,5 часа)

Слайд 45Основные этапы работы по программе
Описание работы включает характеристику ее основных этапов

и указание требований к организации каждого из них.
К числу основных этапов относятся следующие:
• подготовительный; • первичная диагностика; • коррекция типового плана и содержания работы; • реализация коррекционно-развивающих мероприятий; • заключительная диагностика; • оформление результатов работы.

Слайд 46Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения

постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития.
Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно.
Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Слайд 47Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет

о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:
• субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире; • объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; • устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика