Пути предупреждения школьной дезадаптации, как социально-педагогической проблемы презентация

Содержание

Дезадаптация – это относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Слайд 1Пути предупреждения школьной дезадаптации как социально-педагогической проблемы.


Слайд 2Дезадаптация
– это относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных

раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Слайд 3Подходы к пониманию ШД
образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в

форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.(Р. В. Овчарова)
состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий.(М. А. Галагузова)
выражается в отказе ребенка от посещения школы, вызванного трудностями усвоения материала школьной программы или конфликтами со сверстниками или учителями.(В. С. Мухина)
это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности. (Н. В. Вострокнутов)

Слайд 4школьная дезадаптация
социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения,

которое связано с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды, эмоционально значимого ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому возрасту.
Данное понятие характеризуется как оценочное. Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде “свое место”, не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал

Слайд 5 Уровни школьной дезадаптации и их характеристика
Педагогический:
Проблемы в учении - Этапы:


Первичные трудности;
Пробелы в знаниях;
Отставание в предмете;
Неуспеваемость;
Отказ от учения.
Проблемы в освоении роли ученика – Этапы:
Напряженность в отношениях;
Смысловые барьеры;
Эпизодические конфликты;
Систематические конфликты;
Разрыв отношений.

Слайд 6 Психологический - Этапы:
Чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с

учебной деятельностью.
Учебная деятельность не рассматривается ребенком как значимая, возможно нарушение дисциплины, отвлечение на уроках как психозащитная реакция.
Закрепляется 2ой этап.
Формируются способы протеста против не престижного положения в социальной среде.
Разрыв социальных связей.

Физиологический: Может наблюдаться отрицательная динамика состояния здоровья школьников: рост числа психосоматических заболеваний.

Слайд 7признаки школьной дезадаптации:
Ранние:
появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих;
удлинение

времени, необходимого для приготовления домашних заданий;
появление потребности в помощи родителей или репетиторов;
утрата интереса к учебе; страх перед ситуациями, связанными с проверкой уровня знаний (контрольными, зачетами, экзаменами);
отказ отвечать у доски;
прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.
Тяжелые:
неуспеваемость;
второгодничество;
«школьную фобию»;
дисциплинарные нарушения с озорством, драками, срывом уроков;
грубые формы поведенческих расстройств с воровством, бродяжничеством, употреблением алкоголя и наркотических веществ, ранними сексуальными связями;
изоляцию среди одноклассников;
конфликты с ними, родителями и педагогами;
полную невозможность пребывания в стенах обычной школы.
Во всех случаях школьная дезадаптация не является внезапной, а нарастает постепенно – в течение 1-5 лет.

Слайд 8Факторы ШД:
Биологические:создают повышенную предрасположенность к ШД
Органическое поражение ЦНС;
Патологически протекающий возрастной криз;
Задержки

психического развития;
Неполноценность речевых функций;
Нарушения предпосылок интеллекта.
Психологические:
Когнитивная и эмоционально-волевая незрелость ребенка;
Аномальные типы семейного воспитания;
Неадекватный стиль поведения учителя в классе;
Несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя.
Социальные:
Жестокость социальных стандартов поведения ученика в школе;
Чрезмерная перегруженность школьной программы по отношению к психофизиологическим возможностям ребенка;
Частая смена школ;
Гипертрофированная оценочная позиция школы по отношению к ученику и др.

Слайд 9Таким образом,
школьная дезадаптация чаще всего возникает, когда социально-психологические условия обучения

и воспитания оказываются неадекватными психофизиологическим возможностям ребенка.

Слайд 10Причины ШД:
Младший школьный возраст
Минимальные мозговые дисфункции (ММД)
неврозы и невротические реакции


гипердинамический синдром
психомоторная заторможенность
Леворукость
одаренность

Подростковый возраст
необходимость осваивать «новую школьную территорию»;
увеличение количества учебных дисциплин;
отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю;
смена классного руководителя;
необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу;
неуспешность во взаимодействии с учителями и (или) одноклассниками;
хроническая или эпизодическая учебная неуспешность;
резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи.


Слайд 11Основные направления профилактики школьной дезадаптации
Ранняя диагностика детей группы риска:
Дети, воспитывающиеся в

семьях с разными уровнями социальной дезадаптации;
Дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями;
Гиперактивные дети (очень подвижные);
Дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей
Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами
Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков, в том числе с семьей
Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб
Патронаж дезадаптированных несовершеннолетних
Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения


Слайд 12Пути преодоления ШД
Технология взаимодействия социального педагога с дезадаптированным подростком включает в

себя шесть стадий:
1)Расположение к общению.
2)Поиск общего интереса.
3)Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4)Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5)Стремление к положительным установкам в поведении партнеров.
6)Установление оптимальных отношений.

Слайд 13Роль социального педагога в профилактике ШД


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика