Слайд 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Слайд 2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
профессиональная деятельность специалистов, взаимодействующих с ребенком в школьной
среде
осуществляется всеми субъектами
* Разработаны Методические рекомендации по ППС
Слайд 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
направлено на создание благоприятных социально-психологических условий
для успешного обучения и развития ребенка
КР может помочь ребенку максимально использовать предоставляемые возможности для обучения и развития, а также приспособить индивидуальные особенности к условиям школьной жизни
Слайд 4
СОПРОВОЖДЕНИЕ, то есть следование по определенным позициям
Слайд 5
ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития
в соответствующем возрасте)
ППС осуществляется всеми субъектами:
КР, учитель, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог (псих.служба/консилиум)
родители
Слайд 6
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (общие)
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь в
решении актуальных задач развития, обучения, социализации (трудности в учебе, профориентация, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями…);
– психологическое обеспечение образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Слайд 7
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- определение готовности к обучению
в школе;
- обеспечение адаптации к школе;
развитие познавательной и учебной мотивации;
развитие самостоятельности и самоорганизации;
развитие творческих способностей.
Слайд 8
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
сопровождение перехода в основную школу,
адаптация к новым условиям обучения;
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика девиантного и аддиктивного (зависимого) поведения.
Слайд 9
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
НА УРОВНЕ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
помощь в профориентации и профессиональном
самоопределении;
поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);
развитие временной перспективы, способности к целеполаганию;
профилактика девиантного и аддиктивного поведения.
Слайд 10
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
профилактика
диагностика
консультирование
коррекция
просвещение
экспертиза
Слайд 11НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Профилактика - предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии
детей, создание условий, максимально благоприятных для этого развития
Первичная (когда явных нарушений нет, 10 из 10) – например, в кризисном, адаптационном периоде (ФМЛ 11 класс)
Вторичная (нарушения случаются, «группа риска», 3 из 10) – девиантные школьники
Третичная (1 из 10) – нарушения систематические, наличие серьезных проблем
Групповая (уровень класса)
Индивидуальная (работа с отдельным учеником)
Слайд 12НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Диагностика (диагноз) - выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия
уровня развития ЗУН, личностных и межличностных особенностей возрастным нормам
Основная задача – получить информацию о развитии ребенка
Основные методы диагностики: наблюдение, опросы (беседа, анкетирование), тестирование, анализ продуктов деятельности
Диагностика воспитанности
Диагностические карты
Слайд 15НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Коррекционно-развивающее (исправление и развитие)
связь с диагностикой
программы коррекции (как правило,
составляются совместно с психологом)
структура коррекционной программы:
1. пояснительная записка;
2. учебно-тематический план;
3. план-конспект коррекционно-развивающих занятий.
индивидуальная
групповая
Слайд 16НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Консультирование
для воспитателей, учителей, администрации (учебные трудности детей, нежелание
учиться, конфликты, выявление способностей школьников…)
для учащихся (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, экзистенциальные проблемы
для родителей (нежелание учиться, лень, агрессивность, застенчивость, адаптация к школе, отношение к взрослым…)
индивидуальное и групповое
Слайд 17НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Просвещение - приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей
к психологическим знаниям
знакомство с закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
популяризация психологических знаний и потребности в них;
знакомство учащихся с основами психологии самопознания, самовоспитания.
Формы: лекции-беседы, семинары-практикумы, выставки, выступления на родительском собрании…
Приглашение других специалистов
Слайд 18НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Примеры психопросвещения школьников
Настроение моё и окружающих
Цикл занятий «Азбука общения»
Тайны
моего «Я»
Можно ли верить астрологам, экстрасенсам?
Я в конфликте. Как не ссориться с учителями и родителями?
Любить или не любить?
Учимся понимать себя
Кто Я? Какой Я?
Экзамен без стресса
Выбор профессии
Стресс и саморегуляция
Умей сказать «Нет!»
Слайд 19НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Примеры психопросвещения родителей
Трудности первоклассника
Ребенок левша
О лгунишках, лгунчиках и лгунах
Детские
тревоги и страхи
Школьная оценка и ожидания взрослых
Подростковый суицид
Чувство взрослости и формы его проявления подростками
Если подросток влюблен
Половые различия и половое созревание
Деньги как средство поощрения и наказания
Компьютер в жизни подростка
Мода и здоровье подростка
Экзамены без стресса
Слайд 20НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Примеры психопросвещения педагогов
Искусство управления детским коллективом
Создание ситуации успеха
Профилактика профессионального
выгорания педагога
Чувство взрослости ребенка и формы его проявления
Конфликты в классном коллективе
Методы изучения личности и коллектива
Как помочь старшеклассникам успешно сдать экзамены?
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора
Тайм-мененджмент учителя, или как лучше организовать свою работу
Техники психолого-педагогического общения
Слайд 21НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Экспертиза (оценивание) – новое направление
находится на стадии разработки и
обоснования
Экспертиза программ воспитания, планов воспитательной работы, учебных пособий, конкурсных выступлений