Слайд 1СКОРО В ШКОЛУ.
Психолого-педагогическая подготовка современного дошкольника к школе
Педагог-психолог Малышева Наталья
Михайловна
ГОО «Кузбасский РЦППМС» отделение ранней помощи «Семья»
Новокузнецк, 24.01.2017
Слайд 2
Проблема готовности детей к обучению к школе в первую очередь жизненная
и острая задача, ещё не получившая своего окончательного решения.
А от её решения зависит многое, в конечном счете судьба наших детей, их настоящее и будущее.
Слайд 3
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом
ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психического развития.
Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы её составления, знать точки отсчета, размерность и т.д.
Слайд 4Психолого-педагогическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка
для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
В игре;
В творчестве;
В труде;
В общении со взрослыми и сверстниками;
В процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счёта, чтения).
Слайд 5
Цель подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей.
Функции:
Компенсирующая;
Адаптивная;
Развивающая.
Создание ситуации успеха
– одно из условий гуманизации процесса подготовки в школе
Слайд 6Психолого-педагогическая
готовность к школе
Слайд 7Составляющие готовности дошкольника к школе
( комплекс качеств):
Мотивационная готовность – положительное отношение
к школе и желание учиться;
Умственная или познавательная готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
Волевая готовность – достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
Коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
Е.О. Смирнова
Слайд 8Школьная зрелость – готовность к обучению
Физическая
Интеллектуальная
Мотивационная
Эмоционально-волевая
Социальная
Коммуникативная
Слайд 9Физическая готовность
Общая характеристика:
Общее состояние здоровья – нормальный вес, рост, мышечный тонус,
кожный покров, состояние зрения, слуха, моторики (крупной и мелкой).
Состояние нервной системы ребенка – степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
Степень работоспособности и зрительно-двигательной координации.
Слайд 10Способы развития физической готовности:
Слайд 11Интеллектуальная готовность
Уровень развития познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, т.е. умение
думать, анализировать, делать выводы.
Дифференцированное восприятие –способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти;
Словарный запас, общий кругозор- развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
Аналитическое мышление – вычленение главных признаков, связей между явлениями, обобщение, классификация;
Ориентировка в пространстве, времени, тетради;
Умение воспроизводить образец.
Слайд 12Способы развития интеллектуальной готовности:
Слайд 13
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым
можно научить.
Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Учите ребенка самостоятельно искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Слайд 14Мотивационная готовность
Познавательный интерес и учебный мотив;
Желание учиться, любознательность;
Интерес к знаниям, процессу
их получения за счет дополнительных усилий;
Формирование нового уровня потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.
Сформированность положительного отношения:
к школе,
учителю,
учебной деятельности,
к самому себе
Слайд 15Способы развития мотивационной готовности:
Слайд 16Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе?
Желательно рассказывать
ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках.
Устроить малышу экскурсию по бедующей школе, показав ему, где он будет учиться.
Организовывать семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
Никогда не запугивайте детей школой!
Слайд 17Эмоционально-волевая готовность
Способность делать не только то, что хочу, но и то,
что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно;
Умение сосредоточиться, управление эмоциями;
Адекватная самооценка и положительный образ себя, бодрое настроение;
Достаточно сформированная произвольность психических процессов;
Проявление самостоятельности;
Умение выделять учебную задачу, намечать план действий, прилагать усилия к её выполнению;
Восприимчивость, отзывчивость, способность к сопереживанию;
Формирование волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, выдержки, исполнительности, дисциплинированности, организованности и самостоятельности.
Слайд 18Способы развития эмоционально-волевой готовности:
Слайд 19Формированию эмоц.-волевых качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего
хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу.
Помогите ему!
Слайд 20Коммуникативная готовность
Потребность в общении с другими детьми, овладение достаточно гибкими способами
взаимодействия – уметь играть и общаться с другими ребятами, взаимодействовать с учителем;
Умение уступать, защищаться, сотрудничать – уметь уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других;
Общественная направленность личности, формирование детского коллектива –быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
Нравственные качества ребенка – доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями;
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Умеет ли общаться с другими.
Слайд 21Способы развития коммуникативной готовности:
Слайд 22Социальная готовность
Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых;
Развитие внутренней позиции
школьника
Значимость авторитета учителя;
Понимание ролевого поведения, позиции ученика;
Возникновение относительно устойчивых форм поведения, произвольное управление поведением.
Слайд 23Способы развития социальной готовности:
Слайд 24
У малыша на момент поступления в школу должен быть достаточно разнообразный
опыт общения с незнакомыми людьми.
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Слайд 25ФГОС ДО и Школы
Вступивший в силу с 01.01.2014 ФГОС
дошкольного образования отражает преемственность ДО и Школы:
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и др. особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией.
Одни требования к результатам освоения основной образовательной программы как ДОУ так и Школы.
Развитие ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт нормативно обеспечивает государственные
гарантии равенства возможностей для каждого
ребенка в получении дошкольного образования.
Учтены потребности, особенности и возможности
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 26Характеристика изменений в поведении и жизнедеятельности
Ребенок дошкольного возраста:
Основные виды деятельности –
игра, трудовые действия(эпизодические и не длительные по времени, чаще по желанию детей).
Условия жизни, режим дня – около 10 часов под присмотром воспитателя, остальное время под присмотром взрослых. Выполнение отдельных поручений, заданий.
Первоклассник:
Основные виды деятельности – учебная деятельность, учебный труд (ежедневный, требующий усилий, оцениваемый учителем, обязательный для выполнения).
Условия жизни, режим дня - большая самостоятельность в поведении, отсутствие дневного сна в режиме дня, большая свобода в выборе видов деятельности. Выполнение определенных обязанностей школьника: не опаздывать на уроки, готовить домашние задания.
Слайд 27Характеристика изменений в поведении и жизнедеятельности
Ребенок дошкольного возраста:
Характер общения взрослых с
детьми – ограничивают детскую самостоятельность, направляют.
Характер взаимоотношений между детьми – взаимоотношения ситуативные. Отсутствует прочность дружеских взаимоотношений.
Первоклассник:
Характер общения взрослых с детьми– большая опора на детскую самостоятельность, высокая требовательность к детям.
Характер взаимоотношений между детьми– начинают появляться прочные дружеские взаимоотношения.
Слайд 28
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь.
Но
даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Слайд 29
Пока ребенок мал, помогите твердо встать ему на ноги, когда подрастет
– дайте ему взлететь!
Слайд 30
Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который
надо зажечь!