Слайд 2
Предтечей психологии религии можно считать немецкого философа Людвига Фейербаха, который в
своей работе «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» впервые в философии открыто заговорил о психологических механизмах религиозной веры, показал ряд компенсаторных моментов в психологии веры, описал механизм психологической объективации в религии человеческих желаний, потребностей и т.д.
Слайд 3С ученых Вильгельма Вундта и Ульями Джеймса начинается развитие взглядов психологов
на религию и религиозность личности
Слайд 4Эволюция взглядов в психологии религии
Первоначально существовало представление, что предмет психологии религии
– субъективный опыт верующего: его эмоции, восприятия, волевые акты, переживания и т.д. (Вундт, Джеймс и другие).
Затем это представление было подвергнуто критики как со стороны конфессиональных психологов, так и со стороны психологов бихевиористов, которые в принципе отрицали возможность и нужность исследовать субъективные состояния религиозных индивидов, а утверждали необходимость исследовать поведение субъекта в области религии.
Ученые обратили внимание, на то что граница между «внутренней и «внешней» сторонами религии прочерчена не так четко как представлялось сторонникам Джеймса или бихевиористам.
Слайд 5Открытие интерсубъективности
В результате споров ученые пришли к выводу, что существуют
религиозные явления, которые носят интерсубъективный характер и тем самым образуют большую пограничную область между «внутренним» и «внешним».
Таким образом, развитие психологии религии на протяжении первого века ее существования как науки, т.е. XX веке, привело к отказу сводить ее объект только к тому, что «является субъекту» в качестве его собственного переживания, и расширить круг интересов психолога настолько, что бы включить в него весь спектр явлений религиозной жизни.
Слайд 6Объект и предмет
Объект психологии религии является религия как психический феномен.
Сегодня
предмет психологии религии составляют психологические аспекты и закономерности ВСЕХ религиозных явлений
Или иначе, предметом психологии религии являются ЛЮБЫЕ стороны религиозной жизни, которые могут представлять интерес для психолога.
Слайд 7
Взгляды на религию со стороны психологии в большинстве своем не разделяли
ни верующие ни конфессиональные психологи. Представители религиозный традиций связывали свою веру не с опытом, которому не доверяли , а божественным откровением. Так возникает деление на неконфессиональную, и конфессиональную психологию религии.
Во главе конфессиональной психологии религии стоит не опыт, а общая природа души как homo religious.
Т.е. в конфессиональном подходе психология религии часть, инструмент религиозной антропологии.
Слайд 8Ссылаясь на количество верующих, общество принуждают принять идею конфессионального подхода к
Слайд 9Место в системе научного знания
Психология религии является междисциплинарной отраслью научного знания,
сформированной на стыке теологии, философии, этнографии, социологии, психологии.
Психология религии выступает в равной степени и как один из разделов религиоведения и как часть психологии.
Ученые спорят- относить ли психологию религии к психологии индивидуальной или социальной?
Большинство ученых склоняются к тому, что опыт показывает, что, во –первых, большинство концепций психологии религии, обязано своим возникновением психологии индивидуальной: бихевиоризм, психоанализ, глубинная психология, экзистенциальная психология и т.д.; во-вторых, социальная психология крайне редко интересуется феноменами религиозной жизни.
Слайд 10Методы психологии религии
Методы в теоретической части заимствуются из какой-либо общей
психологической теории. Например, персональная психология и теория личности, психоанализ и теория бессознательного, бихевиоризм и теория поведения и т.д.
Методы в эмпирическом исследовании соответствуют общей традиции рационального знания о человеке: интроспекция, наблюдение, эксперимент, изучение личных документов, изучение клинических случаев,, анкетирование, интервью, опросы.
Слайд 11Недостатки методов
У всех научных методов при подходе к такому объекту как
религия есть свои преимущества и недостатки, однако это не означает невозможность научного, рационального изучения религии, как то хотят показать конфессионально ангажированные исследователи.