Психология развития презентация

Содержание

Слайд 1Психология развития
Григоренко Н.Н., канд. филос. наук, зав кафедрой педагогики и психологии

КемГИК

Слайд 2ВОПРОСЫ:
1. Введение в психологию развития (ключевые понятия, категории, термины)
Пренатальное и

перинатальное развитие
А) новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период.
Б) младенчество как период стабильного развития (от 2 месяцев до 1 года).
В) психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года.
2. Общая характеристика развития в раннем возрасте
А) особенности общения
Б) предпосылки формирования личности
В) кризис трех лет

3. Развитие в дошкольном возрасте
А) активность дошкольника
Б) направленность дошкольника
В) формирование самостоятельности в дошкольном возрасте



Слайд 34. Психология развития подростка
А) социальная ситуация развития
Б) ведущая деятельность в

подростковом возрасте
В) специфические особенности психики и поведения подростков
Г) особенности общения со взрослыми
Д) психологические новообразования подросткового возраста
Е) развитие личности и кризис перехода к юности

3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте
А) юность как психологический возраст
Б) социальная ситуация развития
В) ведущая деятельность в юношеском возрасте




Слайд 4 Пренатальное и перинатальное развитие


Слайд 62. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
Новорожденность
с физиологической точки зрения

— это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма

Слайд 7Характерные особенности периода новорожденности:
малое различение сна и бодрствования
преобладание торможения

над возбуждением
спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная)

Слайд 8Врожденные предпосылках общения:
Способности избирательных контактов ребенка с человеком:
предпочтение

с первых минут жизни живых человеческих лиц;
способность выделять человеческий голос среди других звуков;
выделение голоса матери из прочих голосов;
достаточно сложные лингвистические задатки
Врожденные схемы взаимодействия

Слайд 9Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека


Слайд 10Важнейшее психологическое новообразование кризисного периода новорожденности -
возникновение ответной реакции ребенка

— улыбки на обращение матери (близкого взрослого)


Начало собственной ≪индивидуальной психической жизни новорожденного≫



Слайд 11Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому


Слайд 12Младенчество как период стабильного развития (от 2 месяцев до 1 года)
Ведущая

деятельность –

непосредственно - эмоциональное общение
или
ситуативно-личностное общение

Слайд 13Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет
Обмен выражениями внимания,

радости, интереса и удовольствия
посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов

Слайд 14Совместная деятельность взрослого и ребенка

состоит в том, что взрослый руководит

действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого

Слайд 15«Отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением»

(Л.

С. Выготский)

Слайд 16Развитие ориентировки в окружающем мире
Ориентировка ребенка носит нерасчленный характер - в

ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие, мышление, память и т.д.


Слайд 19К концу младенчества


Слайд 20Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Самые главные приобретения —


ходьба




ходьба

первые слова


Слайд 21К числу важнейших новообразований младенчества
относится появление так называемых мотивирующих представлений
(Л.И.

Божович)

Слайд 22Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года
Л. С. Выготский считал появление

особых аффективных состояний — гипобилических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва

Слайд 23Психологические особенности раннего возраста


Слайд 25ГРАНИЦЫ ВОЗРАСТА
1 – 3 года


Слайд 26Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей


Слайд 27Простейшая форма идентификации - подражательность
На фоне идентификации у ребенка появляются


чувство

доверия к людям
(чувство базового доверия, Э. Эриксон)



готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры




Слайд 28Основные достижения раннего детства


Слайд 29Эти достижения проявляются:
в телесной активности
в координированность движений и действий
при

прямохождении
в развитии соотносящих и орудийных действий
в бурном развитии речи
в развитии способности к замещению
символическим действиям и использованию знаков
в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления
в развитии воображения и памяти
в чувствовании себя источником воображения и воли
в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности


Слайд 30В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

происходят развитие и становление
потребности в положительных эмоциях и

потребности быть признанным


Слайд 31ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение

форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью

Слайд 32Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними


побуждает ребенка постоянно обращаться к взрослым

Слайд 33Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и

начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками

Слайд 34Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания

взрослых

Слайд 35Ребенок все-таки не может переносить сильных испытаний временем, ожидания внимания со

стороны значимого взрослого,
не может пережить некорректного к себе отношения

Слайд 36ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ


Слайд 37Особенности поведения
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что

он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний

Слайд 38Поведение ребенка раннего возраста зависит от внешних обстоятельств


Слайд 39Притязание на признание


Слайд 40Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям:


Слайд 41самопознание


Слайд 42Возникновение стремления к самостоятельности
У ребенка появляется стремление к волеизъявлению:

он

стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых

Слайд 43Кризис ТРЕХ ЛЕТ
возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка

и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми

Слайд 44Именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей,
учат

не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих

Слайд 45Новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности

и др.)
готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью

Слайд 46Психология дошкольника
Быть активным — значит находиться в состоянии действования
(А. А. Люблинская

«Активность и направленность дошкольника»)

Слайд 47В активности ребенка-дошкольника происходят заметные изменения


Слайд 48Возникает новый тип активности — умственная деятельность


Слайд 49С середины дошкольного возраста мыслительная деятельность уже освобождается от обязательной опоры

на физическое действие

Слайд 52Познавательная активность


Слайд 53Активность ребенка все чаще побуждается его интересами и потребностями


Слайд 54Растет желание детей заниматься умственной деятельностью

Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой»

У

него формируется вопросительное отношение к окружающему миру


Слайд 55Формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность


Слайд 56Активность общения


Слайд 58Взаимоотношения дошкольника со сверстниками
Уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами

Появляется

желание играть с другими детьми, а старший дошкольник вообще не может играть один

Слайд 60Переход к обобщенному восприятию правил


Слайд 61Мотивы поведения
Разрозненные мотивы превращаются в некоторую систему мотивов
Более отчетливо начинает выступать

различная побудительная сила разных мотивов
Огромное значение имеют результаты, которых он достигает
Формируется важнейшее качество побуждений— соподчинение мотивов

Слайд 62Формирование самостоятельности
Признаки самостоятельности ребенка
1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со

стихийным его поведением...
2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия
3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени

Слайд 64Одна из своеобразных форм детской активности — шалости


Слайд 65В дошкольном периоде детства происходят существенные изменения
Перестраивается направленность ребенка
В формировании общественных

мотивов поведения значительная роль принадлежит образцам
На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности — самостоятельность

Слайд 66МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Границы возраста 6(7) – 10 (11) Ведущая деятельность младшего школьника

-учение

Слайд 68Для первого этапа школьной жизни характерно:


Слайд 70Основные виды трудностей на начальном этапе обучения


Слайд 71Психологические новообразования




Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере

формирования учебной деятельности



Слайд 72Управление своим поведением на основе задаваемых ОБРАЗЦОВ способствует развитию у детей

произвольности как особого качества психических процессов

Слайд 73Произвольность проявляется:


Слайд 75Одно из важных требований учебной деятельности состоит в том, что дети

должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий

Это умение лежит в основе рефлексии



Слайд 76Рефлексия как важное качество
позволяет разумно и объективно анализировать свои суждения

и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности

Слайд 77Основные новообразования ребенка младшего школьного возраста
Произвольность
Внутренний план действия
Рефлексия


Слайд 78Развитие личности младших школьников
Усвоение моральных норм и правил поведения
Взаимоотношения младших школьников

между собой и с учителем
Эмоции младших школьников и их развитие

Слайд 79ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (общая характеристика) Социальная ситуация развития


Слайд 80Основные психологические потребности подростка


Слайд 81Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста
≪Чувство взрослости

есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность≫
(Д.Б. Эльконин)

Слайд 82Границы и содержание подростничества тесно связаны:


с уровнем социально-экономического развития общества
с особенностями

исторического времени
с общественной позицией подростков в мире взрослых
с конкретными обстоятельствами жизни данного подростка




Слайд 83
2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте


ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Главная потребность подросткового периода

— НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ, БЫТЬ ≪ЗНАЧИМЫМ≫



Слайд 84Динамика мотивов общения со сверстниками


Слайд 85Интимно-личное общение со сверстниками


Слайд 86Просоциальная деятельность может быть представлена
как учебно-познавательная
как производственно-трудовая
как организационно-общественная, художественная или

спортивная

Главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности

Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным

Слайд 873. Специфические особенности психики и поведения подростков
Склонность к поведенческим реакциям:
1. Реакция

отказа
2. Реакция оппозиции, протеста
3. Реакция имитации
4. Реакция компенсации
5. Реакция гиперкомпенсации

Слайд 88Характерное поведение в подростковый период
Реакция эмансипации
Реакция ≪отрицательной имитации≫
Реакция группирования
Реакция увлечения (хобби-реакция)
Реакции,

обусловленные формирующимся сексуальным влечением

Слайд 89Конструктивные и неконструктивные стратегии поведения подростков


Слайд 91 Особенности общения подростка со взрослыми


Слайд 94Познавательное развитие в подростковом возрасте


Слайд 96Но: Достижения многих школьников весьма далеки от теоретически возможных
Реальные семиклассники имеют невысокий

уровень общего психического развития



Слайд 97Развитие личности и кризис перехода к юности Интересы и ценностные ориентации


Слайд 98Проблема интересов – ≪ключ ко всей проблеме психологического развития подростка≫
≪эгоцентрическая

доминанта≫
≪доминанта дали≫
≪доминанта усилия≫
≪доминанта романтики≫
Л. С. Выготский

Слайд 99Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее

структуры и содержания


Для подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания



Слайд 100≪Аффект неадекватности≫
(эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу)

связан с противоречием

между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний

Слайд 101Самосознание
Несколько видов взрослости:
1. — подражание внешним признакам взрослости
2. — стремление

подростков - мальчиков соответствовать представлению о ≪настоящем мужчине≫
3. — социальная взрослость
4. — интеллектуальная взрослость

Слайд 102Половая идентификация подростков



Интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой

принадлежности



Слайд 103Типичная возрастная особенность подростков

склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные

или вымышленные телесные недостатки



Слайд 104Я-концепция
как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста



Слайд 106Необходимо:
учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя ≪изнутри≫ и

понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности

Слайд 107Происходит постепенный переход
от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке.

Возникает стремление

к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных



Слайд 108Способность к постановке перспективных задач


Слайд 109Кризис перехода к юности (15— 18 лет)
связан с проблемой становления

человека как субъекта собственного развития




Слайд 110 Юность как психологический возраст


Слайд 111Хронологические границы юношества


Слайд 112Термин ≪взрослость≫ многозначен
Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение

культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда


Слайд 113Возрастные задачи в период взросления: (Р. Хавигхерст)
Принятие собственной внешности, осознание

особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать
Усвоение мужской или женской роли
Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов
Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых


Слайд 114Подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии
Подготовка к

браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей
Формирование социально ответственного поведения, гражданской активности
Построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения

Слайд 115В российской психологии юность


Слайд 116Социальная ситуация развития в юношестве
Жизнедеятельность в юности усложняется:
расширяется диапазон социальных ролей

и интересов,

появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности

Слайд 117 НО: сохраняется определенная степень зависимости


Слайд 118В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением
Обращенность

в будущее, построение жизненных планов и перспектив — ≪аффективный центр≫ жизни юноши



Слайд 119Социальная ситуация развития в ранней юности -


Слайд 120Переход от ранней юности к поздней


Слайд 121Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Учебно-профессиональная деятельность / профессиональное самоопределение



Слайд 123Психологическая готовность к самоопределению


Слайд 124Содержание психологической готовности к самоопределению
— сформированность на высоком уровне психологических структур

развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности
— становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним


Слайд 125Выбор профессии проходит ряд стадий:
Стадия фантастического выбора
(до 11 лет)
Стадия

пробного выбора
(до 16—19 лет)
Стадия реалистического выбора
(после 19 лет)

Слайд 126Центр профессионального самоопределения


ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания
(развитая рефлексия, самопознание) и

потребность в профессиональной компетентности



Слайд 127Основа профессионального самоопределения юноши:
— осознание ценности общественно полезного труда,
— общая ориентировка

в социально-экономической ситуации в стране,
— осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,
— общая ориентировка в мире профессионального труда,
— выделение дальней профессиональной цели (мечты),
— согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),
— знание о выбираемых целях,
— знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.


Слайд 128







СПАСИБО
за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика