Слайд 1Психология межличностного общения
Организация изучения учебной дисциплины:
14 часов лекций и 20 часов
практических занятий.
Отчет студентов: по окончанию изучения учебной дисциплины — зачет (~17 н.)
Оценка:
Балльно-рейтинговая оценка складывается из:
посещения и активности на практических занятиях: выполнения домашних заданий (самостоятельной работы и докладов (2 темы докладов, 1 доклад ≤ 2 человека))
творческой работы – итогового индивидуального и группового проектов
Итоговый индивидуальный проект - «SWOT-анализ» собственных коммуникативных качеств личности по результатам прохождения психологических методик и рефлексии на занятиях: письменный отчет.
Итоговый групповой проект - анализ диалога из фильма\сериала (по ≤3 человека в группе): презентация
Слайд 2Основная литература
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию - СПб.: Речь,
2002.–256с.
Чалдини Р. Психология влияния/ [Пеp. с англ. Е. Волков].- 3-е междунаp. изд.- СПб. и дp.: Питер [Ком], 1999.- 270 с.: ил.- (Мастеpа психологии) Г. 2.985.959
Майерс Д. Социальная психология СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
Панкратов А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Издательство Института Психотерапии, 2000.
Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, И. Т., 1999.
Романов А.А., Ходырев А.А. Управление персоналом: Психология влияния. – М., 2000.
Психология господства и подчинения. Хрестоматия / Сост. А. Г. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998.
Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию// Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. (Журнал практического психолога. 1999, № 4. С. 35-52).
Сидоренко Е. В. Мотиваиионный тренинг. СПб.: Речь, 2000.
Сидоренко Е. В,. Хрящева Н. Ю. Межличностное общение. В кн.: Психология. Учебник (под ред. А. А. Крылова). Москва: Проспект, 1998. С. 336-355.
Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.
Слайд 31. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: ЧеРо, 1997, 2001.
- 344 с.
2. Зарайский Д. А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния.- Дубна: Феникс, 1997.- 263 с.- (Популяpная психология) П.2.973.111
3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
4. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. - М.: Пед. общество России,2000. - 544 с.
5. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001.
6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2000.-512 с.
7. Психология влияния/ [Сост. А. В. Морозов].- СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.- 506 с.- (Хрестоматия) Г. 3.033.452; 3.033.453; 3.021.641
8. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб.: Речь, 2004.-304 с. (серия "Психологический практикум")
Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции// Журнал практического психолога. 2000. № 1-2.-с.8-34.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.: Пер с англ./ Общ. ред. и предисл. В.П.Зинченко, Ю.М. Жукова. – Мн.: ООО «СЛК», 1995. – 704 с.
Почепцов Г. Г. Информационные войны.- М.: Рефл-бук; Ваклер, 2000.- 574 с.
Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- [М.]: Рефл-бук: Ваклер, 2000.- 349 с.
Почепцов Г. Г. Психологические войны.- М.: Рефл-бук; Ваклер, 2000.- 523 с.- (Образовательная библиотека) 3.005.931
Прайор К . Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. - М.: “Селена+”, 1995. - 416 с.
Шейнов В. П. Скрытое управление человеком. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848с.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.,1973.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.–Мн.: ТПЦ “Полифакт”, 1992. – 128 с.
Слайд 4Темы лекций и учебные вопросы по дисциплине
«Психология межличностного общения»:
Проблемное поле
дисциплины: основные понятия, вопросы и дилеммы ПМО.
Конфликты в МО, стили поведения в конфликте, конфликтные типы личности, «вредоносные типы поведения» и агрессия.
Личность как субъект общения: психолингвистические и социально-психологические аспекты межличностного общения.
Виды влияния и противостояния влиянию: цивилизованное, варварское и манипулятивное влияние.
Организация работы группы: барьеры внутри инновационных команд, командное творчество и навыки деловых коммуникаций.
Коммуникативные ресурсы личности: эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и др.
Межличностные коммуникации
в современной информационной
культуре: Интернет vs Человек
Успех? Счастье? Самоактуализация и свобода?
Слайд 5
Тема 1. Проблемное поле дисциплины:
основные понятия, вопросы и дилеммы ПМО
Субъект
общения: онтогенез, филогенез
Сущность общения
Психология общения: конфликты, агрессия, эмоции, влияние…
Процесс общения: барьеры и средства общения…
Слайд 6"БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ"
("Escape from Freedom", 1941)
ФРОММ (Fromm) Эрих (1900-1980) – немецко-американский философ,
психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма
пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании.
Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.
Люди стремяться обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества.
Слайд 7Субъект общения и потребность в общении
Потребность в установлении связей vs ощущение
изоляции и отчужденности (необходимость о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то).
Субъект общения: онтогенез, филогенез
Иерархия потребностей по А.Маслоу
Аналитическая психология К.Г. Юнг
Слайд 8Примеры архетипов, описанных Юнгом
Слайд 9Примеры метапатологий по Маслоу
Недоверие, цинизм, скептицизм
Ненависть, антипатия, отвращение, расчет
только на себя и для себя
Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность
Дезинтеграция, распад, разложение
Утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным
Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться
Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм
Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора
Перекладывание ответственности на других
Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни
Слайд 10Маслоу так же дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей
принятие (себя, других,
природы);
чувство сопричастности, единения с другими;
«центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе);
независимость;
естественность;
философское мировосприятие;
демократичность в общении;
более глубокие межличностные отношения;
продуктивность.
Слайд 11Примеры метапотребностей по Маслоу
Слайд 12Маслоу - понятие «комплекс Ионы»
отказ от попыток реализации в полноте своих
способностей.
Как библейский персонаж (Иона), который считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени.
При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты развития.
2. Потребность в преодолении vs деструктивность
позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.
Ассертивное поведение
Слайд 13Экзистенциальные потребности человека
3.Потребность в корнях, братстве - в чувстве стабильности и
прочности, сходным с ощущением безопасности vs отсутствие способности ощущать свою личностную цельность и свободу.
Оборотной стороной этой потребности является «инцест», трактуемый Фроммом как некритическая связанность индивида с общностью: семьей, родом, государством, церковью.
В современных обществах, по мысли, распространены такие формы «инцестуальной связи», как национализм и квазипатриотизм
4.Потребность в самотождественности (чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле
= "Я – это я"= индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни)
5. Потребность в системе взглядов и преданности для объяснения сложности мира.
= система убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.
Рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
Слайд 14Эрих Фромм:
http://royallib.com/author/fromm_erih.html
Слайд 15Быть или иметь?
Вот в чем вопрос...
Цыплят по осени считают»= «О деле
судят по результатам» ≠ «Цыплята вырастают к осени»
метафора «Золотая голова» = «Умная голова», но ≠ «Художник сделал статуэтку с позолоченной головой».
Быть- т. е. отказаться от своего эгоцентризма и вещизма, проявлять внутреннюю активность
Иметь - т. е. жить во имя собственных интересов, особенно материальных.
Слайд 16По Фромму, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух
основных вопросов
достижения своих личных целей - материальных, духовных, престижных и пр.
создания хороших взаимоотношений с другими людьми.
Слайд 17Социальные типы характера по Фромму
непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.
рецептивный
,
эксплуатирующий,
накапливающий и
рыночный типы характера.
Рецептивные типы убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих; доверчевы, сентиментальны, зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.
Могут быть оптимистичными и идеалистичными.
Слайд 18Социальные типы характера по Фромму
непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.
рецептивный
,
эксплуатирующий,
накапливающий и
рыночный типы характера.
Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью.
Неспособны к творчеству, поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению.
К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
.
Слайд 19Социальные типы характера по Фромму
непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.
рецептивный
,
эксплуатирующий,
накапливающий и
рыночный типы характера.
Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.
«Накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое: ригидные, подозрительные и упрямые.
Есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
Слайд 20Социальные типы характера по Фромму
непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.
рецептивный
, эксплуатирующий, накапливающий и
рыночный типы характера.
Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – "Я такой, каким вы хотите меня видеть"
Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный.
Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость.
продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.
Слайд 21продуктивный характер
конечная цель в развитии человека.
независимый, честный, спокойный, любящий, творческий
и совершающий социально-полезные поступки.
проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.
узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.
дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия).
забота, ответственность, уважение и знание.
продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению.
результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.
Слайд 22Десять невротических потребностей, описанных Хорни («базальная тревога»)
Слайд 23Невротическая личность
Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными
в жизни.
базальная тревога = ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира
стратегия оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире
Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех.
Любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?«
Способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций, потребности эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Слайд 24Ориентация на людей: уступчивый тип - характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Руководит
иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут"
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им.
Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности.
Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно.
Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип - придерживаются защитной установки: "Мне все равно".
Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке«
Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе.
В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни.
Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Слайд 25∑ «невротических личностей»
= «проблема души нашего времени»
…хотя данные типы представлены
еще
в трудах У. Шекспира
Слайд 26Эриксон: Восемь стадий психосоциального развития
Слайд 27Системная модель личности Бориса Герасимовича Ананьева (1907 – 1972)
Развитие человека в онтогенезе
= развитие индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
Индивид –
Высшая интеграция всех свойств индивида достигается в темпераменте и задатках. Форма развития индивида– онтогенетическая эволюция, которая идет по филогенетической программе, но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности.
Субъект общения, познания и деятельности –
Сознание как отражение объективной деятельности и деятельность как преобразование действительности. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, способности и талант.
Личность
Статус, роли, ценности и цели, социальные цели и ценностные ориентации
вторичные характеристики: мотивацию, поведение, структуру общественного поведения.
Форма развития личности – жизненный путь человека в обществе и его социальная биография.
Вершина интеграции свойств личности – характер– психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле
Слайд 28Ананьев выделял два аспекта индивидуальности
биологическая индивидуальность (индивидуально-типологические свойства)
индивидуальность, которая формируется в
ходе социального развития.
Слайд 30Шкала межличностных отношений
(по: Доценко Е. А., 1996. С. 102)
Слайд 31Объясните эксперимент
результат совместного эксперимента
С. Элдерсвелда и Р. Доджа в
штате Мичиган
информационное воздействие на три группы :
довольствовалась только сообщениями городских СМК о необходимости внесения изменений в городской закон;
помимо сообщений городских СМК также получала личные письма с просьбой проголосовать за изменение городского закона;
участники третьей группы, помимо того что они подвергались первым двум способам воздействия, имели также возможность беседовать с авторитетными для них лицами, которые были настроены на изменение городского закона
Итог:
при проведении городского референдума
в первой группе поддержали идею 19 % избирателей,
во второй – 45 %,
а в третьей –75 %
Слайд 32вопрос информационного взаимодействия и воздействия
Брайант Д, Томпсон С. Основы
воздействия СМИ.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с.
задача каждого современного человека, существующего в информационной среде (а не только специалиста в сфере PR), ─ повышении собственной медиаграмотности
Шери Теркл (профессор MIT) - «Reclaiming Conversation: The Power of Talk in a Digital Age»: студенты умеют смотреть в глаза собеседнику и при этом незаметно набирать сообщение в телефоне. 89% респондентов используют свои мобильные телефоны во время встречи с друзьями, а 82% из них считают, что именно из-за телефонов разговор не ладится. Правило трех: не притрагиваться к телефону во время беседы компании из 5-6 человек, пока как минимум 3 человека не включены в диалог.
Ялда Юлси коллеги в 2014 году провели в детском лагере исследование: уже после 5 дней без телефонов и планшетов ребята смогли лучше распознавать эмоции актеров в видеороликах, чем дети, которым была предоставлена возможность пользования различными девайсами
Слайд 33вопрос информационного взаимодействия и воздействия
вторая в рейтинге фобия для жителей
Санкт-Петербурга ─ это боязнь пропустить важный звонок на мобильнике (рингоксия): часто страдающим рингоксией кажется, что у них в сумке или в кармане вибрирует телефон, хотя это не так. Люди так боятся пропустить вызов, что постоянно носят телефон с собой: в 80 % случаев в этой фобии проявляется страх остаться одному, страх своей ненужности»
US National Library of Medicine National Institutes of Health была продемонстрирована неспособность современного поколения к одиночеству: людей попросили посидеть в кресле, остаться наедине со своими мыслями в течение 15 минут без книг и девайсов и при этом не уснуть. Большинство участников эксперимента предпочли подвергнуть себя мягкому электрошоку, только бы не оставаться наедине со своими мыслями.
Зохури - сравненение американских детей и проживавших в США детей из других стран: иностранные дети находят телепередачи более интересными, проводят больше времени за их просмотром, чаше идентифицируют себя с телевизионными персонажами и используют телевидение в образовательных целях, чем американские дети. В согласии с теорией культивирования, они также относились с большим доверием к социальной реальности, какой ее изображает телевидение. Создаваемый телевидением мир кажется им более реальным, при этом они меньше непосредственно соприкасаются с культурой и делают свои выводы на основании ее изображения (Chaffee, Nass&Yang, 1990)
Слайд 34
Тема 2. Конфликты в МО
Субъект общения: онтогенез, филогенез
Сущность общения
Психология общения:
конфликты, агрессия, эмоции, влияние…
Процесс общения: барьеры и средства общения…
Рабочие вопросы
Сущность конфликта (барьеры общения, средства, коммуникации и общение)
Стили поведения в конфликте
Конфликтные типы личности
«Вредоносные типы поведения»
Агрессия
Тот кто знает зачем жить, может вынести почти любое как
,- Ницше
«Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня – вопросом понимания, чем может стать человек при новой расстановке социальных сил»
,- Гарднер Мэрфи
Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен
«Теории личности и личностный рост»
Слайд 35ДОМАШНЕЕ задание
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики
Светлый
Темный
Печальный
Красивый
Веселый
Активный
Сложный
Слайд 36«механизмы уступчивости» и стереотипы
«Некоторые люди мыслят аналитически…им нравится все обдумывать, все
мысленно прорабатывать. Такие люди полагаются не только на неоспоримость сообщения, но и на свою ответную когнитивную реакцию. Для них важнее даже не то, насколько убедительны высказанные аргументы, а то, к каким размышлениям они приводят» (по Майерс Д., 2000. С. 195).
Чалдини относит к числу «пусковых механизмов» уступчивости:
принцип взаимного обмена,
правило последовательности,
принцип социального доказательства,
правило благорасположения,
принцип влияния авторитета и
принцип дефицита
автоматизм
Слайд 37Общение и коммуникация
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985).
Три составляющие:
коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).
Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем.
В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию
1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;
2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация)
3 значения термина «коммуникация»
Слайд 38Вербальная и невербальная коммуникация
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью
понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации – передача смысла (абстрактные понятия).
Невербальная коммуникация:
Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
Тактильная система ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
Цель передачи информации – изменение поведения
Слайд 39Согласно Полу Экману:
радость (довольство)
удивление
печаль (грусть)
гнев (злость)
отвращение
презрение
Страх
Список от Изарда:
Удовольствие - радость
Интерес - возбуждение
Удивление - испуг
Горе - страдание
Гнев - ярость
Страх - ужас
Отвращение - омерзение
Стыд – унижение
Количество базовых эмоций
эксперименты ДЖИЛЛ ГРИНБЕРГ
(Jill Greenberg)
Слайд 40СРАВНЕНИЕ ЭМОЦИЙ
Общение выступает как межличностное взаимодействие.
Выделяют следующие виды взаимодействия: групповая
интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация), конкуренция (соперничество), конфликт.
Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:
равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
равенство в психологической взаимоподдержке.
Кодирование информации – особенности процесса восприятия. Кодификация – это процесс перевода информации в ту или иную систему кодов, условных знаков. Соответственно, обратный процесс носит название процесса декодификации.
Слайд 41
A - черный, белый - Е, И - красный, У -
зеленый,
О - синий… Гласные, рождений ваших даты
Еще открою я… А - черный и мохнатый
Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.
Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты
Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;
И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный
Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.
У - цикл, морской прибой с его зеленым соком,
Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком
Алхимией запечатлен в тиши ночей.
О - первозданный Горн, пронзительный и странный.
Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,
- Омега, синий луч и свет Ее Очей.
сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные»
Верлен: «Я-то знал Рембо и понимаю, что ему было в высшей степени все равно, красного или зеленого цвета А. Он его видел таким, и только в этом все дело»
Бодлер («Салоне 1846 года», а затем в сонете "Цветов Зла" – «Соответствия» - об аналогии, связывающей цвета, звуки и запахи.
Слайд 42Обобщая исследования отечественных авторов (А.Н. Лебедев-Любимов, В.М. Харитонов), можно привести данные
о связи гласных букв русского языка и цветовой окраски при их восприятии
«А» ─ красный цвет;
«Я» ─ ярко-красный;
«О» ─ в светло-жёлтый цвет \ белый
«И» ─ в светло-синий цвет;
«Е» ─ в светло-зелёный цвет;
«У» ─ в сине-зелёный цвет;
«Ы» ─ тёмно-коричневый или чёрный цвета;
«Ю» ─ сиреневый;
Ы» ─ темно-коричневый;
«Э» ─ зеленоватый
СООТВЕТСТВИЯ
Природа - строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат –
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз
Слайд 43
ИНФОРМАЦИЯ ≠ СООБЩЕНИЕ
Чем, как не стремлением постичь «Новое», можно объяснить саму
массовую коммуникацию?! - В.М. Березин Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия
Информация – это некая совокупность сообщений о свойствах, признаках, особенностях некоего объекта или предмета, которая выступает в виде знаков, выражающих значения и смысла в вербальной и невербальной формах.
Информация организует любую деятельность
особо популярна модель американского психолога Г. Лассуэла (разработана в 1948-м году, а сам автор в 1970-х годах сам автор перешёл на другую модель коммуникации!).
При этом, Г. Лассуэл определяет три возможные позиции коммуникатора при воздействии на аудиторию:
открытая позиция ─ коммуникатор заявляет себя сторонником какой-то позиции, политической или рекламной, и приводит аргументы в её поддержку;
отстранённая позиция ─ коммуникатор держится подчёркнуто нейтрально при сопоставлении партии, кандидата, товара, предлагая аудитории разные точки зрения (подобная внешне нейтральная позиция часто оказывается гораздо эффективней, чем открытая позиция);
закрытая позиция ─ коммуникатор не просто умалчивает о своей позиции при выборе товара, политика, партии, но и прибегает к специальным приёмам маскировки.
Слайд 44три возможные позиции коммуникатора
Открытая позиция - коммуникатор заявляет себя сторонником
какой-то позиции, политической или рекламной, и приводит аргументы в её поддержку.
Отстранённая позиция коммуникатор держится подчёркнуто нейтрально при сопоставлении партии, кандидата, товара, предлагая аудитории разные точки зрения.
кусочек политической рекламы, замаскированный под информационный сюжет
Закрытая позиция - не просто умалчивают о своей позиции при выборе товара, политика, партии, но и прибегают к специальным приёмам маскировки
* product placement
Слайд 46Информация в массовых коммуникациях
Сообщение, чтобы стать информацией, должно отвечать ряду условий:
1.
Сообщение должно содержать в себе некоторые элементы новизны.
2. Сообщение должно обладать субъективной и/или объективной ценностью (преходящая ценность).
3. Сообщение должно обладать некоторой долей объективной и/или субъективной избыточности:
Объективная – повторы, ненужное уточнение (100% натуральный продукт. Без искусственных красителей и консервантов; LG Электроникс» - «Life`s Good»).
Субъективная избыточность связана с разницей в опыте у реципиентов (PR, или связи с общественностью; аспирин = «ацетил-салициловая кислота; сладкий сахар; бодрящий кофе).
Правило 5 W: По канонам американской журналистики считается, что информацией будет лишь то сообщение, которое отвечает на пять вопросов, начинающихся с английской буквы W:
What? –Что? Who? – Кто? Where? – Где? When? – Когда? Why? – Почему?
NB! Все остальные сообщения, проходящие по КМК - пропаганда, манипуляция, недобросовестное воздействие или реклама.
Слайд 47Виды информации по И.Гальперину
В любом тексте, независимо от того, является он
рекламным или нет, всегда содержится три вида информации.
Фактуальная информация – информация, отвечающая на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?».
Подтекстовая информация – информация, выдающая отношение автора текста к событиям («письма счастья» и рассогласованность).
Концептуальная информация – информация, отражающая представления автора о схемах социального миропорядка, о характере человеческих взаимоотношений. В последнем случае речь идет об идеальном, «должном», а не «наличном» (Эксперт).
Слайд 48Порции информации
В любом тексте, независимо от конкретного средства массовой коммуникации, где
этот текст размещён, информация подаётся в двух формах:
дискретной или аналоговой
Слайд 49Сравнение дискретного и аналогового способа подачи информации
Аналоговый способ подачи информации
соответствует
невербальному поведению коммуникатора
радио и телевидение
древнейшая форма аналоговой формы передачи информации – танец (Кабуки)
в виде схем, диаграмм, рисунков, фотографий.
Слайд 50Сравнение дискретного и аналогового способа подачи информации
Дискретный способ подачи информации
непрерывный
информационный поток при восприятии разбивается на мелкие порции информации – кванты.
это слова и цифры.
чем меньше шаг квантования, тем полнее картина мира.
Большой шаг квантования неминуемо ведёт к образованию определённых разрывов между квантами – пустот.
«пустотность» текста политического оппонента становится мишенью информационной атаки.
Слайд 51Сравнение межличностной и массовой коммуникации
Слайд 52Три формы коммуникации
дружеская беседа, и школьный урок, и театральное представление, и
деловое общение, и телепередача, и компьютерный поиск информации.
Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:
1) общение – диалог равноправных партнеров;
2) управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;
3) подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.
Слайд 53Работы австрийского этолога Конрада Лоренца
напрямую с аудиторией («Кому?» по модели Г. Лассуэла)
сегодня мало кто работает
Понятие «лидер мнений» - американский психолог Дж. Браун.
«Лидер мнений» ─ человек, выполняющий функцию связующего звена между средством массовой коммуникации и своей группой, подверженный воздействий массовых информационных кампаний, политически активный, интересующийся событиями и людьми.
локальные и космополитические (Р. Мертон) лидеры:
локальные больше интересуются местными проблемами, давно живут в данной местности, редко покидая её, чаще интересуются местными СМК;
космополитические интересуются международными проблемами, живут в этой местности недавно, много путешествуют, предпочитают общенациональные средства массовой коммуникации
Слайд 54
коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант
NB!
Аристотель выделил три компонента
процесса коммуникации:
“Оратор – Речь – Аудитория”
Представления о самопрезентации в зарубежной литературе (И.Гоффмана, И.Джонса и Т.Питтмана, Р.Чалдини. Р.Викланда, и др.)
Представления о самопрезентации в отечественной психологии (Ю.М.Жуков, Е.А.Соколова-Бауш, Е.В.Михайлова…).
теории обмена (Хоманс),
символический интеракционизм (Мид, Блумер),
теория управления впечатлениями (Гофман),
психоаналитическая теория (З.Фрейд, К.Юнг),
экзистенциалистская (М.Бубер, К.Ясперс),
понимающая (М.Вебер, Г.-Г.Гадамер, Г.Шпет),
семантическая модель Ю.Лотмана и У.Эко,
поведенческая модель бихевиоризма (Уотсон, Торндайк, Павлов)- сигналы,
игровая модель Э.Берна, Й.Хейзинга,
персонализм Я-Другой,
футурологическая модель и информационное общество (Д.Белл, А.Тоффлер, Г.Маклюэн)
Теории межличностных коммуникаций
Слайд 55Теория обмена (Дж. Хоманс)
В основе теории лежат четыре принципа:
чем больше вознаграждается
определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.
С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс.
Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат на основе опыта..
Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.
Слайд 56в конце 1950-х — начале 1960-х гг. одним из первых предположил
что
«жизнь подобна театру, а каждый человек в этой жизни — «актер», действующий согласно определенной роли».
Гоффман описал ежедневные взаимодействия людей через драматургию, с точки зрения театрального искусства:
индивидуальности- «актеры»,
взаимодействие -«представление»,
контекст или ситуацией – «декорации»
цели «актера» - сценарий.
Управление впечатлениями (Э.Гофман)
= исскусство самопрезентации
Широкий диапазон ролей – залог успеха
НО
роль = f (поведение + эмоции + точка зрения + ценности)
Слайд 57Теория трансакционного (трансактного) анализа
Слайд 58Тест ролей
Контроль
-
Забота
Хулиган
-
Творец
Слайд 59Исследователи (Е. Goffman, J. Tedeschi, М. Leaiy & R. Kowalski, R.
Baumeister, E. Jones, B. Schlenker, M. Weigold, K. Gentry и др.) выделяют ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса самопрезентации:
поддержание чувства собственной уникальности;
демонстрация своей принадлежности к определенной среде;
утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;
получение социальной, материальной выгоды;
повышение привлекательности,
ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОДОБРЕНИЯ (большинство) и уважения;
сохранение и увеличение власти, влияния.
NB! Не все (B. Schlenker, D. Myers и др.) самопрезентационное поведение предназначено для предъявления социально одобряемой идентичности (отсюда идейная схожесть техник самопрезентации с техниками манипуляции).
Самопрезентация происходит только в специфических условиях и используется только определенным типом людей
Цель общения - обмен эмоционально окрашенной информации
Цели коммуникации являются:
обмен и передача информации;
формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
изменение ценностных установок и мотивации поведения;
обмен эмоциями.
Слайд 60Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия, рефлексия и
аттракция.
Понимание —отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга и принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.
Идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается партнером по общению.
Аттракция (от англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Слайд 61Эффекты межличностного и внутригруппового общения
эффекты Коллинса, Циллиха, Бодалёва (2), Келли, Клапареда,
эффекты «стереотипизации», «первичности», «новизны», «ореола». ..
Все эти эффекты, так или иначе, связаны с областью социальной перцепции и, в частности, с феноменом аттракции.
Социальная перцепция понимается как зависимость процесса целостного восприятия индивидом социальных объектов от его прошлого опыта, его целей, намерений, значимости ситуации.
Аттракция определяется как понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
Слайд 62Барьер – преграда, помеха, препятствие на пути распространения информации в процессе
общения.
Социальный барьер – это барьеры, обусловленные различиями в экономическом статусе, в политическом статусе.
Социально-психологические барьеры – распространению информации препятствуют этнические, возрастные, гендерные и другие межгрупповые различия.
Психологические барьеры – трудности в общении обусловлены различиями в индивидуальных особенностях, существуют различия в выделении в информационном потоке сообщений.
Слайд 63Наблюдение
есть
эмоциональное и когнитивное ДИСТАНЦИРОВАНИЕ
психологическое дистанцирование - улучшить мышление и
повысить качество принимаемых решений.
Дистанция может быть разных видов:
темпоральной, или временной (как по отношению к прошлому, так и к будущему);
пространственной (насколько вы близки или удалены от объекта физически);
социальной, или дистанцией между людьми (как этот объект воспринимает кто‑то другой);
гипотетической, или дистанцией от реальности (как могло бы обстоять дело).
Психолог Яков Троп:
требуют мысленного выхода за пределы текущего момента.
Слайд 64Конфликты и Джиу-Джитсу влияния
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг
с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей.
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации – это субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта.
Мотивы конфликта – это истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Видимая часть устремлений человека или группы в конфликте – позиция
Слайд 65М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности
«подлинный» конфликт —
существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
«случайный, или условный» конфликт — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
«смещенный» конфликт — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
«неверно приписанный» конфликт —между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
«латентный» конфликт —должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
«ложный» конфликт —существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
Слайд 66Внутриличностные и межичностные конфликты
Слайд 67
Пять способов регулирования конфликтов К. Томаса
Слайд 68Типы людей «по Дарвину»
Тип 1 - «черепаха» - уход под панцирь,
отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношений с другими участниками, один из вариантов самодостаточности.
Тип 2 - «акула» - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя.
Тип 3 - «медвежонок» - сглаживание углов, любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом.
Тип 4 - «лиса» - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей.
Тип 5 - «сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Слайд 69Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество
(Вердебер Р., Вердебер К. Общение.СПб.:прайм -
Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)
Признайте наличие проблемы.
Опишите конфликт:
Слайд 70
Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться МОПС-формулой:
М –
мнение, позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) -…например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….
Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты.
Ошибка: пафосное и
бессвязное высказывание
Слайд 71Три пункта (тезиса) и призыв к действию
Слайд 72Три пункта (тезиса) и призыв к действию
Он часто идет по тонкой
линии, разделяющей гения и безумца. Проблема в том, что гении сегодня являются столь расхожим товаром, что больше не могут позволить себе быть эксцентриками,- Грег Хадсон
НЕ СТОИТ НАРУШАТЬ ПРАВИЛА РАДИ КРАТКОСРОЧНОЙ ВЫГОДЫ
Слайд 73Коммуникационная командная культура
Тролли – преднамеренно причиняют вред
Остальные – не знают принципы
СУД или безразличны к ним
или недостаточно или неправильно информированы
NB! деструктивны
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью
,- Роберт Ханлон
Не делите людей на «хороших и плохих»
Боритесь не с людьми ─ стройте коммуникационную командную культуру, которая борется с негативными проявлениями их поведения
Самоотбор
=> Социальный инжениринг или корпоративная манипуляция
Слайд 74ПРИНЦИПЫ ДОВЕРИЯ, УВАЖЕНИЯ и СКРОМНОСТИ
(С×И) ×Д = Р
, где
С –
стратегия для достижения той или иной цели;
И – эффективность использования данной стратегии;
Д – степень доверия участников данного процесса друг другу;
Р – результат, который в итоге все участники коммуникации получают.
// Стивен Кови
миф о «знаменитом технаре», которые в одиночку создает инновацию, стал уже частью истории
Слайд 75Флаги вредоносности
Неуважение ко времени других людей ─ постоянные дискуссии, споры и
вопросы с обсуждением тем от «сотворения мира», некорректные ответы
Самомнение ─ не хочет идти на компромисс, интегрировать свои идеи, требует полной перезагрузки и не поддерживает консенсус (даже если в чем-то прав)
Вседозволенность ─ жалуется, требует, но сам не хочет работать; целенапарваленно создает конфликт
Легкомысленность и невразумительность при общении ─ использует (меняет в разных средствах связи) ники, берет детские псевдонимы (~«SirHacklasol»), интернет-жаргон, верхний регистр, бессмысленные знаки пунктуации и др.
Паранойя ─получив отказ, начинает обвинять команду в сговоре («требуется богатое воображение, чтобы представить, что этот человек настолько важен для участников, что они потратили усилия на организацию заговора против него»)
Перфекционизм – скромные, вежливые, уважительные, умеют слушать, но «ВЕТО»
Подрывники или «вредоносные люди»
Слайд 76Ошибки планирования:
стремление к счастью
Даже в самый разгар зимы в моей
душе цветет вечное лето,-
Альбер Камю
Самая большая ошибка — это боязнь совершить ошибку,-
Элберт Хаббард
Ральф Уолдо Эмерсон : «Для разных людей один и тот же мир предстанет и адом, и раем»
Слайд 77Ад и рай перфекциониста
«Как только человеческий разум приходит к некоему мнению
(либо сам составляет его, либо получает извне), он приводит все остальное в соответствие с этим мнением и находит ему подтверждение»., -
Фрэнсис Бэкон
Слайд 78Классификация видов:
перфекционист и оптималист
Самооценка = Успех / Стремления
Слайд 80Типы «конфликтных людей»
Тип личности - целенаправленно конфликтный
Рассматривает конфликт как средство достижения
собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта.
Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях.
Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон.
Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре.
Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.
Тип личности
Тип мышления
Тип поведения
Слайд 84Типология трудных людей (Брикмана-Кершнера):
1. Танк - конфликтный, направленно-агрессивный, грубый, вздорный человек,
отличающийся необузданным и вызывающим поведением.
2. Снайпер – стремиться поставить человека в глупое положение, хорошо разбирается в работе, но первоначально делает вид, что ничего не знает.
3. Граната – неожиданно взрывается, оскорбляет без видимой причины, его ярость не связана с тем, что в данный момент происходит.
4. Всёзнайка – редко сомневается и не терпит, когда ему говорят, что не прав. Однако, если выясниться, что он ошибся, то будет доказывать, что виноват другой.
5. Выскочка – не в силах сохранить о себе на долго хорошее впечатление. Стремятся любой ценой быть на виду.
6. Всегда согласный – они обещают что-то, забывая, что не в состоянии это сделать, он всегда говорит «да», даже в ущерб себе, не может отказать.
7. Сделаю потом – откладывает принятие решения, в надёжде, что решение придёт само собой.
8. Никакой человек – ни поговорить по душам, ни обсудить что-либо, он всегда формален и не имеет своего мнения.
9. Человек - нет – отдаёт все силы борьбе за разочарование, безнадёжность и отчаяние, лишает последней надежды и разрушает веру.
10. Нытик – ощущает себя бесполезным и подавленным не справедливым миром, он мечтает о совершенстве, вечно жалуясь другим.