Психология малой группы презентация

Содержание

Рассматриваемые вопросы 1.Понятие малых групп и подходы к их изучению 2.Структура и динамика малой группы 3.Феномены малой группы 4. Влияние группы на индивиды: фасилитация, ингибиция,

Слайд 1Лекция 8 Психология малой группы
Галяпина Виктория Николаевна
кандидат психологических наук, доцент


Слайд 2 Рассматриваемые вопросы

1.Понятие малых групп и подходы к их изучению
2.Структура и динамика

малой группы
3.Феномены малой группы
4. Влияние группы на индивиды: фасилитация, ингибиция, конформизм, «огруппление» мышления и др.



Слайд 3Понятие малой группы
Не существует единого представления о ключевых признаках, на основе

которых то или иное объединение людей можно считать малой группой.
Какой бы из признаков мы ни взяли, всегда можно найти исключения из него и показать, что у некоторых групп этот признак отсутствует.
Отсюда следует, что в определение малой группы должны быть включены те признаки, которые встречаются в малых группах чаще всего или с наибольшей вероятностью



Слайд 4Понятие малой группы
Малая группа представляет собой небольшое количество людей, от 2-3

до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:
наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.);
личное знание друг друга;
непосредственное взаимодействие друг с другом;
существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы;
наличие внутренней организованности группы, например, присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.



Слайд 5Классификации малых групп
Чаще всего выделяются следующие разновидности:
лабораторные и естественные,
случайные

(временные, непостоянные но составу) и стационарные (постоянные по составу),
формальные и неформальные,
группы низкого и группы высокого уровня развития (в российской традиции такие группы принято называть коллективами),
группы членства и референтные (аспирационная, негативная, позитивная), индифферентные и антиреферентные.
Существуют другие разновидности малых групп, выделяемые и в социальной психологии.
первичные и вторичные,
горизонтальные и вертикальные,
гетерогенные и гомогенные,
дискуссионные и исполнительские,
интерактивные и коактивные,
маргинальные, нормативные,
психотерапевтические (психокоррекционные) группы,
группы равных и неравных и др.


Слайд 6Подходы к изучению малых групп
Впервые малая группа стала объектом научного экспериментального

исследования в начале XX века (эксперименты Г. Оллпорта, В. Мёде и В. М. Бехтерева, выполненные в течение первых двух десятилетий XX века).
Наибольшее внимание исследователей малые группы привлекли в середине XX столетия.
К этому времени сложились основные направления изучения малых групп.
социометрическое,
интеракционистическое,
стратометрическое,
параметрометрическое,
организационно-управленческое
тренинговое

Слайд 7Подходы к изучению малых групп
Социометрическое (Я. Морено.) - исследование межличностных отношений

с помощью социометрии (социометрическая теория человеческих отношений)
Интеракционистический подход (К. Левин и Р. Бейлз) ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи.
Стратометрический подход (А. В. Петровский) реализован в стратометрической концепции коллектива. Коллектив является группой высокого уровня развития, на на разных стадиях развития выделяются страты (слои) взаимоотношений.
Параметрометрический подход (Л. И. Уманский и его последователи). Структура и развитие группы рассматриваются через призму коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А. С. Чернышев) и эмоциональное единство (А. Н. Лутошкин).
Организационно-управленческий подход - малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организациях.
Тренинговый подход - в малой группе организуется и проводится социально-психологический тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотерапевтических или психокоррекционных целях, а с другой — становится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.


Слайд 8Структура малой группы
Структура малой группы - ее персональный состав и связи

(отношения), существующие между членами группы величина,
композиция,
каналы коммуникаций,
распределение ролей,
лидерство,
статусы и межличностные отношения

Слайд 9Структура малой группы
Величина малой группы - количество людей, входящих в состав

данной группы (микрогруппы, диады, триады).
Композиция группы - ее индивидуальный состав, определяемый по психологическим особенностям членов группы. Различают однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные) по композиции группы. Однородные, или гомогенные, состоят из психологически похожих друг на друга людей, разнородные, или гетерогенные, включают в свой состав психологически различных людей.
Каналами межличностных или групповых коммуникаций называют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами (внутригрупповая коммуникация - централизованная (фронтальная, радиальная, иерархическая) и децентрализованная (цепная, круговая, полная).
Лидерство – это отношения руководства — подчинения. Такие отношения складываются между лидером группы и остальными ее участниками.

Слайд 10Структура малой группы
Распределение ролей - совокупность прав и обязанностей, в соответствии

с которыми организуется взаимодействие и строятся взаимоотношения членов группы друг с другом.
Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию (выполняющего в ней ту или иную функцию).
Статус человека в группе — это социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых личных и деловых взаимоотношений, степень его авторитетности для остальных участников группы. Виды статусов: избранный, предписанный, приобретенный, социометрический и социоэкономический.

Структуру малой социальной группы также можно представлять и описывать через взаимоотношения, которые складываются между членами группы (через деловые и личные взаимоотношения участников данной группы, официальные и неофициальные, координационные и субординационные)


Слайд 11Динамика малой группы
Динамика малой группы - происходящие в группе социально-психологические процессы,

включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды.


Слайд 12Основные направления изучения динамики малой группы
Социометрический подход акцентирует внимание на становлении

и развитии личных взаимоотношений в группе, прежде всего взаимных симпатий и антипатий.
Групподинамический подход связан с изучением процессов становления лидерства и деловых взаимоотношений.
Стратометрический подход к развитию малой группы основан на исследовании того, как в группе возникают различные слои (страты) взаимоотношений, описанные выше и характеризующие малую группу как коллектив.
Параметрометрический подход отличается выделением и описанием уровней развития группы как коллектива. Здесь динамика группы рассматривается как ее прохождение через представленные выше уровни группового развития.
В организационном подходе к изучению группового развития динамика определяется с точки зрения становления ее внутренней структуры (организованности), обеспечивающей эффективную групповую работу.
Нормативный подход состоит в обращении внимания на процесс возникновения, изменения и закрепления групповых норм.
Ролевой подход к развитию группы выражается в выделении ролей и их распределении между членами группы.
Социализационный подход заключается в изучении того, какое влияние группа оказывает на психологическое развитие ее членов, на их личностный рост и адаптацию к социальным условиям.



Слайд 13Феномены малой группы
Групповыми нормами называют общие правила, которыми в своих действиях

и поступках, а также во взаимоотношениях друг с другом руководствуются члены группы.
Групповыми санкциями называют воздействия, оказываемые группой на своих членов. Если эти воздействия имеют положительный характер (одобрение, поощрение, поддержка, защита, принятие в группу, выбор в качестве лидера и т. п.), то говорят о положительных санкциях. Если соответствующие воздействия носят отрицательный оттенок (неодобрение, неуважительное отношение, наказание, лишение привилегий, исключение из группы и т. п.), то их называют отрицательными санкциями.
Групповым давлением называют влияние, которое оказывает группа на психологию и поведение своих членов.
Групповая совместимость — это способность членов группы действовать в различных ситуациях как единый, слаженный организм: понимать друг друга, устанавливать хорошие личные и деловые отношения, умело взаимодействовать и т. д.
Групповая сплоченность определяется как внутреннее единство группы.
Групповой поляризацией называют явление, в каком-то смысле противоположное сплочению группы. Оно проявляется в разделении группы на несовместимые группировки, придерживающиеся разных мнений, позиций, суждений, оценок и не желающие идти на компромисс (искать взаимоприемлемое решение).


Слайд 14Лидерство как феномен малой группы
Лидерством называют выход кого-либо из членов группы

в ее лидеры, исполнение им своих лидерских функций и отношения, складывающиеся между лидером и остальными членами группы.
Лидером называется член группы, чей авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним.
Лидер обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель.
Лидера обычно не выбирают и не назначают. Им, как правило, становится человек, которого члены группы сами признают лидером и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать.


Слайд 15Сравнение лидера и руководителя


Слайд 16Сравнение лидера и руководителя (Парыгин Б.Д.)


Слайд 17Стили лидерства
Стиль лидерства - совокупность средств и методов психологического воздействия, которыми

пользуется лидер для оказания влияния на остальных членов группы.
Три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный (также есть партисипативный, комбинированный, гибкий и др.)
Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем действий ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство группой, подвергать сомнению или оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности тех, кто от него зависит, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный — это дисциплинированный исполнитель.
Демократичный стиль – лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями других членов группы. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы. Они, в свою очередь, также добровольно принимают на себя часть его обязанностей и помогают лидеру в исполнении его функций, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер ценит таких людей, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к делу. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.
Либеральный стиль лидерства — лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Ключевые вопросы внутригрупповой жизни в этом случае или не решаются вообще, или решаются большинством членов группы путем голосования. Фактически в данном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же группой персонально никто не руководит.



Слайд 18Феномены, возникающие в ходе групповой динамики и принятия групповых решений
Феномен социальной

фасилитации.
Феномен сдвига риска.
Групповая поляризация.
Уровень притязаний группы
Феномен огруппления мышления.
Социальная леность и др.


Слайд 19Влияние группы на человека
Эффект социальной фасилитации — явление, в соответствии с

которым в присутствии других людей активность человека повышается и он лучше справляется с заданием в сравнении с ситуацией, когда он находится один (40% людей).
Эффектом социальной ингибиции называется явление, которое выражается в торможении активности человека в присутствии других людей (20% людей).
Исследования Н. Трипплета и Ф. Оллпорта (на рубеже XIX и XX веков).
Почему?
Психофизиологический характер объяснения и апелляция к понятию доминирующей реакции (Р. Зайонц)
Ученые Ч.Бонд и Л.Титус, использовав процедуру мета-анализа 241 эмпирического исследования, пришли к следующим выводам. Присутствие других:
Повышает уровень физиологического возбуждения индивида, правда, лишь в том случае, если он выполняет сложную задачу.
Повышает скорость выполнения им простой задачи и понижает скорость выполнения сложной задачи.
Уменьшает точность сложного действия и слегка увеличивает сложность простого действия.
закон Йеркса-Додсона
Психологическое давление (6 ситуаций давления)

Слайд 20Феномен сдвига риска
Феномен сдвига риска заключается в том, что в том,

что решения, принятые группой чаще всего более рискованны, чем индивидуальные. Групповое действие, как правило, качественно и количественно превосходит действие так называемого среднего индивида. Но для успеха группы в ней должен обязательно находиться человек, превосходящий своих партнеров в изобретательности и компетентности и, что весьма существенно, обладающий способностью к лидерству.
Лидер может оказывать сильное влияние на процесс выработки группового решения, делая его более рискованным, нежели решения отдельных членов группы. Сдвиг в направлении выбора индивидом более рискованного решения выступает как результат внутригруппового взаимодействия и сопутствующей ему дискуссии. Три гипотетических конструкта призваны объяснить возникновение феномена сдвига риска:
Гипотеза диффузии ответственности. Групповая дискуссия порождает эмоциональные контакты между членами группы и может привести к тому, что индивид будет испытывать меньшую ответственность за рискованные решения, поскольку они вырабатываются всей группой.
Гипотеза лидерства. Предполагается, что люди до дискуссии более склонные к выбору рискованных решений, стремятся также к большему господству и влиянию в групповой дискуссии. Такие люди, как правило, являются лидерами, поэтому окончательная степень группового риска может быть результатом влияний лидера группы.
Гипотеза риска как ценности. Основывается на идее социальной значимости, престижности риска в условиях жизни современного экономически развитого общества. Большинство людей стремится к принятию более рискованных решений, чтобы повысить свой статус в группе.

Но групповая дискуссия не обязательно ведет к усилению риска. В зависимости от типа и содержания экспериментальной задачи (например, при обсуждении ситуации, связанной с угрозой здоровью или жизни испытуемых) возможен сдвиг в сторону осторожности принимаемого группой решения.


Слайд 21Феномен групповой поляризации
Групповой поляризацией называется явление, в соответствии с которым групповое

взаимодействие или групповая дискуссия приводят не к психологическому сближению членов группы или принятию единого решения, а, напротив, к расхождению или размежеванию мнений и разделению группы на две противостоящие друг другу половины (С. Московичи, 1969).

Теории, объясняющие данный феномен.
Информационная теория. Во время групповой дискуссии члены группы обмениваются друг с другом разнообразной информации. Из этой информации они выбирают прежде всего то, что соответствует уже сложившимся у них убеждениям. В результате их убеждения усиливаются, и если они изначально были несогласованными, то рассогласование между ними увеличивается.
Нормативная теория: члены группы, обсуждая какой-либо дискуссионный вопрос, в своих суждениях и мнениях стараются соответствовать тем, с кем они в данной группе себя идентифицируют. Иными словами, стремясь к одобрению со стороны "своих", они в собственных суждениях и мнениях целенаправленно и сознательно подчеркивают изначально имеющиеся разногласия и стараются усилить их. "Желая понравиться другим, мы можем начать выражать более жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды".



Слайд 22Уровень притязаний группы
Уровень притязаний группы – это выбор членами группы в

ходе предварительного обсуждения единой, удовлетворяющей всех участников групповой цели.
Успех повышает, а неудача снижает уровень притязаний группы.

Исследователи называют факторы, изменяющие уровень притязаний группы:
Социальное окружение (наличие других групп), побуждающее данную группу либо повышать, либо понижать свой уровень притязаний.
Специфические мотивы групповой ориентации, влияющие на решения членов группы.
А.Зандер выделил два таких мотива: 
стремление к достижению группового успеха (выражается в предрасположенности индивидов активно участвовать в групповой деятельности и намерении успешно её выполнить)
стремление избежать последствий неудачи(воздержание от групповой деятельности, поскольку ожидается, что она приведет к неудаче).


Слайд 23«Огруппление» мышления и феномен групповой поляризации
«Огруппление» или коллективизации мышления - члены

некоторой социальной группы, стремясь добиться группового согласия, сохранить групповую сплоченность, сознательно выбирают такие решения, которых придерживаются все или большинство членов данной группы. При этом они не обращают внимания на правильность или объективность данного решения, так как главное для них — во что бы то ни стало прийти к общему согласию и сделать это как можно быстрее.

Симптомы
1. Иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм.
2. Безусловная вера в моральную справедливость принимаемых решений.
3. Рационализация.
4. Стереотипизация.
5. Конформизм.
6. Самоцензура.
7. Иллюзия единомыслия.
8. Групповая психологическая самозащита.


Слайд 24Факторы, препятствующие «огрупплению» мышления
1. Члены группы должны знать, что такое коллективизация

мышления, и сознательно стремиться ее избегать.
2. В обсуждении разнообразных вопросов они должны стараться занимать беспристрастную и непредвзятую позицию.
3. К обсуждаемой проблеме и к предлагаемым се решениям необходимо подходить критически.
4. В группе должны поощряться возражения и сомнения в правильности предлагаемых и принимаемых группой решений.
5. Некоторые члены группы обязательно должны исполнять в ней не роль генераторов идей, а роль арбитров.
6. В процессе групповой дискуссии желательно разделять группу на подгруппы и каждой такой подгруппе предлагать выработать собственное решение по обсуждаемому вопросу.
7. Целесообразно обращаться к независимым экспертам, которые не входят в состав данной группы, не зависят от ее участников или лидера и в состоянии объективно оценить принимаемые данной группой решения.
8. Предлагать вырабатывать решения по одному и тому же вопросу нескольким независимым друг от друга группам, чтобы иметь возможность затем сопоставить полученные ими выводы.


Слайд 25Социальная леность
Этот феномен проявляется в том, что когда люди работают вместе

с другими над достижением коллективной цели, они склонны прикладывать меньше усилий, чем когда трудятся ради достижения индивидуальной цели.
Политолог Джон Суини экспериментально изучал этот феномен в штате Техас. Студенты крутили педали велосипедов более энергично (об их усилии судили по количеству полученного при этом электричества) в тех случаях, когда знали, что экспериментаторы наблюдают за каждым из них в отдельности, чем тогда, когда думали, что оценивают суммарные усилия всей команды. Когда работает группа, у её членов появляется искушение проехаться за счет товарищей, т.е. стать «халявщиками».
Работает следующий принцип: когда человек оказывается в центре внимания, его беспокойство о том, как его оценят, возрастает, при этом имеет место социальная фасилитация. Когда же у человека появляется возможность «затеряться в толпе» у него уменьшается забота об оценке и проявляется социальная леность.
Один из способов борьбы с ней – сделать индивидуальный вклад каждого члена группы идентифицируемым.


Слайд 26Конформизм
Первым из социальных психологов провел экспериментальное исследование конформизма американский ученый С.

Аш. (ученик и последователь К. Левина)
Условия, ведущие к повышению конформизма:
1. Если задача, решаемая человеком в присутствии группы, оказывалась сложной, а он себя считает некомпетентным – конформизм увеличивается.
2.Чем больше эта группа, тем сильнее ее давление и тем, конформнее будет вести себя человек.
3. Значимость группы для человека увеличивает конформность.
4.Если человека в группе никто не поддерживает, то он будет более склонен к конформному поведению, чем в том случае, если кто-то его поддерживает, причем чем больше "группа поддержки", тем менее конформно будет себя вести соответствующий индивид.
5. Склонность к конформному поведению также зависит от положения, занимаемого человеком в группе: чем выше его статус, тем менее он будет склонен вести себя конформно, и наоборот.
6. В сплоченной группе труднее сопротивляться групповому давлению, чем в психологически разобщенной группе
7.Связь проявлений конформизма с гендерными различиями неоднозначна (например, если в некоторой группе обсуждается "мужской" вопрос, то более склонными высказывать и отстаивать собственное мнение по данному вопросу и, соответственно, менее склонными к конформизму, являются мужчины; если же обсуждается "женский" вопрос, то соответственно так себя ведут женщины).
8. Склонность или не склонность вести себя конформно зависит от индивидуальных, личностных особенностей человека.
9. Тенденция конформного поведения зависит также от культуры




Слайд 27Эксперимент С. Аша (1951)


Слайд 29Положительное и отрицательное влияние группы на личность


Слайд 30
Группа – источник культуры
Группа источник норм и ценностей
Группа – место, где

развиваются коммуникативные навыки
Группа – источник информации
Группа дает положительные эмоциональные подкрепления
Группа позволяет учиться чему-то у других членов
Группа позволяет передавать жизненный опыт
Группа стимулирует речевое развитие


Слайд 31Отрицательное влияние группы на личность
Эксперименты С. Милгрэма (1965 г.)
Стендфордский тюремный эксперимент

Ф. Зимбардо (1971 г.)

Слайд 34Литература
Основная литература
Андреева Г. М. Социальная психология. – Учебник для вузов. –

М.: Аспект Пресс, 2012.
Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 800 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Аш С. Мнение окружающих и социальное давление в Общественное животное. Исследования. Т. 1 // под ред. Э. Аронсона. СПб: прайм-Еврознак, 2003.
Майерс Д. Социальная психология. Главу 6. Конформизм Глава 8. Влияние группы. СПб: Питер, 2010.
Милграм С. Бихевиористское исследование подчинения /Общественное животное. Исследования. Т. 1 // под ред. Э. Аронсона. Раздел "Обсуждение результатов" СПб: прайм-Еврознак, 2003
Дополнительная литература
Ван Авермает Э. Социальное влияние в малых группах // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе.– М.: Юнити, 2004, с. 392-412, 419-428 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://www.iqlib.ru/book/preview/7CE21C7330E247349345D68A7D479419)
Домс М., Московичи С. Инновация и влияние меньшинства // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007
Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб., 2010
Социальная психология. Учебное пособие / Под ред Е.Н.Волковой . – М.: Высшая школа, 2007
Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая – М.: Аспект Пресс, 2008, с. 239-246.
Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с. 256-302.
Дженис И.Л. Огруппление мышления // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и К. Маслач. – СПб: Питер, 2000, с. 242-259
Домс М., Московичи С. Инновация и влияние меньшинства // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007
Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. «Могущество конформности» и «Подчиняться во что бы то ни стало» СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся. – СПб., 2014
Social Influence: Compliance and Conformity. Annual Review of Psychology. Vol. 55: 591-621.
Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.
Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.
 


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика