Психология лидерства. Психология слухов и сплетен презентация

Содержание

Слайд 1психология лидерства


ПСИХОЛОГИЯ СЛУХОВ И СПЛЕТЕН








Слайд 2Учебные вопросы:

1) слухи: сущность, виды, факторы возникновения;
2) функции слухов в социальной

среде;
3) тенденции изменения содержания слухов;
4) причины нарушения достоверности слухов;
5) сплетничание как коммуникативный феномен;
6) функции сплетен в социальной среде;
7) основные научные подходы к изучению сплетен.









Слайд 3Слухи – это неподтвержденные
сообщения, распространяющиеся по неформальным каналам общения
в

ситуациях проблемного характера
на правах новостей о значимых
изменениях социальной или природной среды.

По доминирующим эмоциям раньше выделяли «слухи-желания», «пугала» и «вбивающие клин» или «агрессивные» (Р. Кнэпп, 1944). Сейчас чаще говорят о позитивных и негативных слухах.

По степени субъективной достоверности – реалистические, гипотетические, фантастические (представляющиеся недостоверными).




Слайд 4
«Основной закон слуха» (Г. Олпорт, Л. Постмэн):

R ~ I x A

где

R (rumor) – интенсивность слухообразования или «количество слуха в обращении»; I (impor-tance) – важность, значимость сообщения; A (ambiguous) – неясность, неоднозначность имеющихся сведений.

Позже (Хорэс, 1952) формула была дополнена переменной «С», описывающей «человеческий фактор»: критические способности, психологичес-кую проницательность, социальный интеллект и др.



Слайд 5В настоящее время в формулу включены следующие факторы (Р. Росноу):

общая неуверенность или атмосфера неопреде-ленности, неизвестности, отсутствия ориентации в сути происходящего;
– вовлеченность в значимые последствия, пере-живание собственной причастности к прогнози-руемым результатам обсуждаемых событий;
– индивидуальная тревога или беспокойство, острое или хроническое эмоциональное состояние, связанное с предчувствием приближения потенциально неутешительных последствий;
– легковерие или доверие сообщению, убеждение в правдивости или правдоподобии его содержания.

Слайд 6Социальные функции слухов.

1. Осмысление ситуации;
2. Психологическая защита;
3. Восстановление субъективного контроля;
4. Развлечение;
5.

Самоутверждение распространителей;
6. Социальное влияние;
7. Социальное объединение

Функция антиципации
(предвосхищения)?

Слайд 7Тенденции изменения слухов
Сглаживание: «Когда слух путешествует, он … становится более

коротким, сжатым, легче понима-емым и пересказываемым. В последующих версиях меньше слов использовано и меньше деталей упомянуто».
Заострение: «…избирательное восприятие, сохранение и воспроизведение ограниченного числа деталей из большего контекста».
Ассимиляция: связана с влиянием, обусловлен-ным «всей мощью привычек, интересов и чувств, существующих в сознании слушателя».
Драматизация: внесение дополнительных дета-лей, субъективно необходимых для восстановления соответствия между обсуждаемым сообщением и увеличившейся при его обсуждении интенсив-ностью переживаний собеседников.

Слайд 8Слухи могут изменять действительность:
Остенсия - последующее воплощение повество-вания в жизнь, его

проигрывание кем-то.
«Самоисполняющееся пророчество» - когда распространяющаяся информация вызывает подтверждающее ее массовое поведение.
Факторы нарушения достоверности слухов:
1. Влияние эмоциональных переживаний аудитории;
2. Проявления защитных механизмов личности и группы;
3. Особенности менталитета распространителей, мировоззренческой матрицы, обусловленной принадлежностью к социальной общности и содержащей знания об устройстве окружающей действительности и собственном месте в ней;



Слайд 94. Предпочтение упрощенных стратегий интер-претации данных («эвристик рассуждения»).
Например: «дыма без

огня не бывает», «масштаб причин должен соответствовать масштабу последствий», «за возможностью скрывается вероятность», «эксперты не ошибаются», «им это выгодно»…
5. Недостаточная компетентность распространи-телей в обсуждаемых проблемах.
6. Специфика мотивов передачи информации (установления фактов,
создания отношений,
укрепления позитивного
Мы-образа, альтруистических,
эгоистических, развлекатель-
ных и проч.);


Слайд 107. Межличностные и внутригрупповые влияния, сопровождающие процессы обсуждения. В т.ч.:

- конформность,

изменение индивидуальных суждений под влиянием реальной или предпола-гаемой позиции большинства;
- подчинение авторитету,
- группомыслие, стремление членов сплоченной группы в ситуации напряжения предпочитать те решения, которые укрепляют консенсус в ней;
- «сдвиг к риску», тенденция к возрастанию степени рискованности решений после их обсуж-дения, укрепившего изначальное сходство мнений;
- межгрупповая дифференциация, процесс поиска субъективно значимых различий между своей и чужой группой в чью-либо пользу.


Слайд 118. Разнообразные нарушения коммуникативной сети. Например:
- разделение аудитории на группы разной

информированности, почти не контактирующих между собой из-за статусных или иных различий;
- хаотичность информационных обменов из-за высокого уровня тревоги и неудовлетворенного спроса на новости;
- вмешательство внешних сил, целенаправленно оперирующих ложными сведениями или препят-ствующих обычной работе неформальных каналов общения.
9. Внешние помехи, способные
затруднить восприятие информа-
ции при ее распространении
«из уст в уста».


Слайд 12
Недостаток фактов при этом компенсируется т.н. «фактоидами», необоснованными умозаключе-ниями, утратившими в

восприятии слушателей изначальную гипотетичность, но так и не получившими весомых доказательств соответ-ствия действительности.

Их «живучесть» обусловлена
стремлением получить максимально
полное и упорядоченное
описание событий
для подготовки к вероятным
последствиям.


Слайд 13
Сплетничание – процесс совместного оценивания отсутствующих лиц, происходящий в условиях праздного

времяпровождения на основе деклара-ции собственной приверженности собеседников социальным установлениям и групповым нормам.
Сплетни - продукты этого процесса.
При этом проверяется приверженность каждого к разделяемому всеми знанию, формируется «прототипная позиция группы», т.е. та, «…которая наилучшим образом отражает то общее, что присуще членам одной
группы и что отличает их от тех, кто
находится вне группы» (Дж. Тернер).




Слайд 14Социальные функции сплетен:

1) информирования;
2) развлечения;
3) социального контроля за действиями

наруши-телей групповых норм, общественной морали;
4) социального объединения, укрепления межличностных связей;
5) самовыражения;
6) персонального влияния;
7) социализации, усвоения системы
социальных связей, отношений, ролей
и норм.


Слайд 15Сплетни как искажения атрибуции.
Атрибуции (от англ. «приписывать», «наделять») - способ расширения

информационного простран-ства, когда социальным объектам приписываются какие-то черты, они наделяются характеристи-ками. Это мысли по поводу фактов.
Особое значение придается процессам каузальной атрибуции (от лат. «причина»), интерпретации причин поступков и событий.
Два их вида – внешние (экстернальные), когда причина приписывается обстоятельствам, не контролируемым человеком, и внутренние (интернальные), в которых причина считается обусловленной чертами характера или иными особенностями действующего лица.
Диспозиции – устойчивые внутренние предрасположенности.


Слайд 16Принципиальной особенностью оценочного компонента сплетничания является обращение к персональным характеристикам «мишеней»,

т.е. имеет место доминирование диспозиционных атрибуций.
Иначе говоря, процесс обсуждения поступков отсутствующих объектов сводится к обсуждению устойчивых личностных черт и персональных предпочтений как первопричин неудач или успехов.
Сплетничание – это интерпретация
причин поведения отсутствующих лиц, осуществляемая посредством диспо-
зиционных атрибуций в условиях
праздного неформального времяпро-
вождения собеседников.


Слайд 17Искажения атрибуции в сплетнях

Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность преувеличивать значение

диспозици-онных факторов при интерпретации чьего-либо (чужого) поведения и недооценивать роль ситуативных обстоятельств.
Иначе говоря, это обозначение тенденции игнорировать вынужденность поведения другого лица и поспешно считать, что оно обусловлено персональными особенностями, является
их очевидным следствием.
Так, жертва насилия оказывается «сама виновата», не понимающий нас человек
«попросту глуп», а отказавший в помощи – «закоренелый эгоист».


Слайд 18«Вера в справедливый мир»: наша реальность является правильным, упорядоченным и предска-зуемым

местом, где каждый имеет то, чего достоин. Все хорошее происходит с честными и порядочными, а все плохое с «плохими».

«Иллюзорный оптимизм»: необоснованная вера индивидов в то, что в будущем их, в отличие от многих других, ожидают позитивные события. Иначе говоря, предполагается, что персонально к ним не относятся многие проблемы, остающиеся на долю остальных.
Э. Аронсон: «…люди предпочитают сохранять необоснованную уверенность в том, что у них гораздо меньше шансов пристраститься к алкоголю, столкнуться с негативными последствиями курения, попасть в тюрьму, погибнуть на войне, стать жертвой преступ-ников, потерять работу, попасть в аварию, остаться одинокими и т.д.».

Слайд 19Опровержение – это попытка заменить слухи ложью. (Р. Пейрефит)
Не верьте слухам,

пока их официально не опровергнут. (Н. Богословский)
Искренне восхищаюсь газетами. Благодаря им слухи крепнут и становятся истинами. (Г. де Мопассан)
Еще не встречал кота, которого заботило бы, что о нем говорят мыши. (Ю. Булатович)
Любая история, повторенная пятикратно, становится правдой. (Л. Спикс)
Когда женщина понижает голос, ее собеседница поднимает брови. (NN)
Беседа – это когда три женщины останавливаются на углу, чтобы поговорить. Сплетня – когда одна из них уходит. (Х. Шрайнер)


Слайд 20Бессовестные женщины сплетничают беззастенчиво, совестливые – застенчиво. (Л. Кумор)
Новость сообщает

о том, что люди делали. А сплетня говорит, какое удовольствие они от этого получили. (Г.Д Робертс)
Одни говорят, что Грета Гарбо жива, другие – что умерла. Я не верю ни одной из этих дурацких сплетен. (Я. Ипохорская)
Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, и я покажу вам человека, которого люди совершенно не интересуют. (Б. Уолтерс)
Не разноси по городу слухи. Для этого есть телефон (Я. Ипохорская)


Слайд 21Должно быть, Адаму и Еве было не так-то просто вести беседу:

им не о ком было сплетничать. (М. Твен)
Сплетник, в отличие от свидетеля, знает все подробности. (А. Кумор)
Я люблю слушать сплетни о других, а сплетни обо мне меня не интересуют. В них нет прелести новизны. (О. Уайльд)
Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков? (св. Матрона Московская)
Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьезных рассуждений: сплетни и метафизика. (И. Бродский)




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика