Психология конфликтов и пути их разрешения презентация

Содержание

Основные вопросы: Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов. Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении. Стадии развития конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей.  

Слайд 1 ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ


Слайд 2Основные вопросы:
Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов.
Предпосылки и

причины возникновения конфликтов в деловом общении.
Стадии развития конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации.
Типы конфликтных личностей.
 


Слайд 3 1. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
Конфликт (от лат.

conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
Конфликт – осознанное столкновение, противоборство двух людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, установок, ценностей, значимых для личностей или групп.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента, и конфликт может начаться.


Слайд 41. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
Главную роль в

возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (бездействие), которые могут привести к конфликту.
Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
стремление к превосходству (прямые проявления превосходства, приказы, угроза, критика, обвинение, издевка, насмешка, снисходительный тон общения, хвастовство, категоричность суждений: «Я уверен…», навязывание своих советов, перебивание собеседника, утаивание информации, нарушение этики поведения, попытка обмана и т.д.);
проявления агрессивности (природная агрессивность или ситуативная агрессивность от неприятелей, плохого настроения, фрустраций);
проявления эгоизма.


Слайд 51. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По отношению к

личности и к группе конфликты могут подразделяться на:
внутриличностный конфликт, который вызывается различными психологическими факторами внутреннего состояния личности (нереализованными потребностями, интересами, желаниями и т.д.);
межличностный конфликт – самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному;
конфликт между личностью и группой – возникает тогда, когда личность не соблюдает принятые в группе нормы и игнорирует ее ценности. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение;
межгрупповой конфликт – это очень часто конфликт между формальными и неформальными группами.


Слайд 61. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По уровню и

направлению охвата конфликты подразделяются на три типа:
горизонтальные конфликты, которые охватывают рядовых сотрудников, не находящихся в подчинении друг друга;
вертикальные конфликты, охватывающие работников, подчиняющихся друг другу;
смешанные конфликты, в которых представлены различные группы работников.



Слайд 71. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По характеру причин,

вызывавших конфликт, можно выделить три основные группы:
конфликт вызван трудовым процессом;
конфликт вызван психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т.е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действия руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
конфликт вызван личностным своеобразием членов трудового коллектива, например, неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, бестактностью, некоммуникабельностью и т.д.


Слайд 81. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По значению конфликта

для организации различают:
конструктивные конфликты – это разногласия, которые затрагивают принципиальные проблемы жизнедеятельности организации и ее сотрудников. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества и взаимопонимания;
деструктивные конфликты – это разногласия, приводящие к негативным, часто разрушительным действиям, которые могут перерасти в склоку и другие негативные явления. Возникновение таких конфликтов резко снижает эффективность работы группы или организации.


Слайд 91. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По формам и

степени столкновения конфликты делятся на следующие группы:
открытые конфликты, к которым относятся ссоры, споры и т.д.
скрытые конфликты, выражающиеся в действиях исподтишка, маскировке истинных намерений;
стихийные конфликты, возникающие спонтанно без предварительной подготовки;
преднамеренные конфликты, заранее спланированные или спровоцированные;
вынужденные конфликты, на них необходимо пойти для регулирования отношений в учреждении.


Слайд 101. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По способу урегулирования

можно выделить следующие группы разрешения конфликтов:
антагонистические, сопровождающиеся неуступчивостью и непримиримостью конфликтующих сторон;
компромиссные, допускающие преодоление разногласий, договоренности между конфликтующими сторонами.


Слайд 111. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По масштабам и

продолжительности конфликты подразделяются на две основные группы:
локальные конфликты, охватывающие отдельное подразделение организации или учреждения;
общие конфликты, охватываю большинство работников одного учреждения, отрасли, региона и т.д. Такие конфликты приобретают, как правило, затяжной характер и достаточно трудно разрешаются в процессе договоренности конфликтующих сторон.


Слайд 121. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
По источникам и

причинам возникновения выделяются следующие группы конфликтов:
объективные, складывающиеся в силу внешних обстоятельств независимо от желания участников конфликта;
субъективные, возникающие из-за мотивации, поведения, целей участников конфликта или из-за конкретных материальных ценностей и т.д.


Слайд 131. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
К основным негативным

функциям конфликта относятся:
неудовлетворенность членов трудового коллектива видом деятельности фирмы;
текучесть кадров в организации;
ухудшение морально-психологического климата в коллективе, сворачивание сотрудничества;
снижение производительности и активности в будущем;
нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых деловых отношениях, что может привести к расколу в малоустойчивых группах;
формирование образа врага и стремление к победам, а не к решению проблемы.


Слайд 141. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов
К основным позитивным

функциям конфликта относятся:
интеграция трудового коллектива;
активация социальных связей;
сигнализация об очагах социальной напряженности в коллективе;
инновация, содействие творческой инициативе;
трансформация (преобразование)деловых отношений;
информация о персонале и положении дел в организации;
профилактика конфликтов.


Слайд 15 2. Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении


Слайд 16 3. Стадии развития конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации
Стадии развития конфликтов:
1

стадия – предконфликтная, характеризуется потенциальным формированием противоречивых интересов, ценностей, норм.
2. стадия – собственно конфликт, начинается с инцидента и переходит в действия, направленные на уничтожение противника или изменение его поведения.
3. стадия – послеконфликтная (разрешение конфликта), характеризуется завершением противостояния между конфликтующими сторонами.


Слайд 173. Стадии развития конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации


Слайд 18 4. Типы конфликтных личностей
Конфликтная личность демонстративного типа:
- человек хочет быть в

центре внимания;
- любит хорошо выглядеть в глазах других;
- его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
- ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью;
- хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
- рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
- планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
- кропотливой систематической работы избегает;
- не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
- часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.


Слайд 194. Типы конфликтных личностей
Конфликтная личность ригидного типа:
- человек подозрителен;
- обладает завышенной

самооценкой;
- постоянно требуется подтверждение собственной значимости;
-часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
- прямолинеен и негибок;
- с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
- выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
- выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида;
- не особенно критичен по отношению к своим поступкам;
- болезненно обидчив.


Слайд 204. Типы конфликтных личностей
Конфликтная личность неуправляемого типа:
- человек импульсивен, недостаточно контролирует

себя;
- поведение такого человека непредсказуемо;
- ведёт себя вызывающе агрессивно;
- часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы;
- характерен высокий уровень притязаний;
- несамокритичен;
- во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
- не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
- недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
- из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.


Слайд 214. Типы конфликтных личностей
Конфликтная личность сверхточного типа:
- человек скрупулёзно относится к

работе;
- предъявляет повышенные требования к себе;
- предъявляет повышенные требования к окружающим, причём делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается;
- обладает повышенной тревожностью;
- чрезмерно чувствителен к деталям;
- склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
- иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
- страдает от себя сам, переживает свои просчёты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.);
- сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
- не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношении в группе.


Слайд 224. Типы конфликтных личностей
Конфликтная личность бесконфликтного типа:
- человек неустойчив в оценках

и мнениях;
- обладает лёгкой внушаемостью;
- внутренне противоречив;
- характерна некоторая непоследовательность поведения;
- ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
- недостаточно хорошо видит перспективу;
- зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
- излишне стремится к компромиссу;
- не обладает достаточной силой воли;
- не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.


Слайд 23Вопросы для самоконтроля:
Приведите определение понятия «конфликт». Укажите функции и значение конфликта

для социальных отношений в организации.
Перечислите основные классификационные признаки типологии конфликта. Охарактеризуйте каждый классификационный признак.
Перечислите основные причины и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций.
Что такое инцидент?
Охарактеризуйте типы конфликтующих личностей.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика