Психология и педагогика профессионального и профильного образования. (Часть 1) презентация

Содержание

Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преподаватель:
Мария Анатольевна Кейв, к.п.н.,

доцент кафедры алгебры, геометрии и методики их преподавания

Красноярск, 2016


Слайд 2Педагогика/Психология как наука
Предисловие


Слайд 3Воспитание, образование и обучение
Важнейшая функция воспитания – передача новому поколению накопленного

человечеством опыта – осуществляется через образование
Образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений и отношений
Ядро образования – обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого

Слайд 4Модель процесса обучения
взаимодействие
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ/УЧИТЕЛЬ
СТУДЕНТ/ УЧЕНИК
преподавание
обратная связь
учение

коррекция
Преподавание – процесс передачи (трансформации) системы знаний,

умений, опыта деятельности
Учение – процесс усвоения опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование

Слайд 5Процесс обучения
Целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности

обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества

Слайд 6Модель структуры учебного процесса
Деятельность преподавания
Деятельность учения
Методы

обучения

Организационные формы обучения

Содержание учебного материала


Цель обучения

Средства
обучения

Результат


Слайд 7Часть 1 Основы дидактики высшей школы
Дидактика высшей школы – наука о

высшем образовании и обучении в высшей школе
Вопросы дидактики:
Кого учить?
Зачем учить?
Чему учить?
Как учить?

Слайд 8Дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем:
Обоснование

специфических целей высшего образования
Обоснование социальных функций высшей школы
Обоснование содержания образования
Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности
Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения

Слайд 9Принципы обучения в высшей школе
Ориентированность ВО на развитие личности будущего специалиста
Соответствие

содержания ВО современным и прогнозируемым тенденциям развития науки, производства и общества
Рациональное и оптимальное применение современных методов, форм организации и средств обучения в вузе
Соответствие результатов подготовки студентов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности

Слайд 10Методическая система обучения





Цели обучения
Содержание обучения
Средства обучения
Методы обучения
Формы обучения


Слайд 11Цели обучения
Ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда

плыть.
Цель - это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый период времени
Точное указание цели обучения – главная задача, которую мы должны решить, приступая к организации процесса обучения, ибо эта организация невозможна без чёткого представления о том, что мы хотим получить в результате обучения

Слайд 12Основные принципы определения целей обучения будущего педагога
соответствие специфики профессиональной деятельности педагога

и требованиям, предъявляемым обществом и школой к современному педагогу:
Профессиональный стандарт педагога
ФГОС школьного образования
соответствие требованиям ФГОС ВО
диагностичность в постановке целей обучения


Слайд 13Профессиональный стандарт педагога документ, в котором определяются основные требования к квалификации

педагога (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н)

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования
Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач


Слайд 14Трудовые функции педагога, в аспекте профессионального стандарта


Слайд 15Цели обучения в ФГОС ВО
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального

образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.01 (44.03.05) «Педагогическое образование» (степень – бакалавр) основная цель профессионального образования уточнена требованиями к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, представленными общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, в области педагогической, культурно-просветительской, проектной и исследовательской деятельности

Слайд 16Определение целей обучения будущего педагога в логике компетентностного подхода
Компетентностый подход в

обучении – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной информации, но и способность человека действовать в различных проблемных ситуациях

Слайд 17Компетентность – это способность, основанная на знаниях и умениях, ценностях, склонностях,

которые приобретены в обучении
Быть компетентным означает мобилизовать полученные знания и опыт, обладать критическим мышлением, владеть методом решения проблем в зависимости от конкретной ситуации деятельности
Уровень компетентности будущего специалиста определяется не только по тому, что он знает, но и по тому, как он относится к этим знаниям, как их оценивает, принимает или не принимает их

Определение целей обучения будущего педагога в логике компетентностного подхода


Слайд 18Определение целей обучения будущего педагога в логике компетентностного подхода
Современная психологическая и

педагогическая наука выделяет следующие компоненты компетентности: когнитивный, деятельностный, ценностный (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.В. Шкерина и др.).

Слайд 19Проектируемые результаты обучения будущих педагогов согласно ФГОС ВО
сформулированы в достаточно общем

виде
Право определять цели предметной подготовки бакалавров предоставляется вузам
От того, каким образом будет задана цель, зависит ее достижение
Цели предметной подготовки бакалавров должны задавать конечный продукт деятельности студентов в процессе изучения профильных дисциплин, который может быть продиагностирован и оценен

Слайд 20Фрагмент технологии разработки диагностической карты компетенций


Слайд 21Предложенная технология разработки диагностических карт компетенций студентов позволяет спроецировать достаточно точный

образ компетенций студента формата ФГОС ВО
Точно описать: знаниевые компоненты (дидактические единицы); состав действий студента как составляющих те виды его деятельности, в которых формируется и проявляется соответствующая компетенция; личностную составляющую деятельности студента, его отношения-ценности, мотивы, установки и формы их проявления – что позволяет идентифицировать компетенцию студента на основе использования соответствующих измерителей и шкал оценивания


Слайд 22Карта динамических портретов компетенций


Слайд 23Компетенция формируется, развивается и проявляется в деятельности
Поэтому уровень сформированности отдельных элементов

компетенций в процессе обучения в вузе можно измерять двумя способами:
1) как материальный или интеллектуальный продукт деятельности;
2) как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс)

Теоретические основания для измерения компетенций


Слайд 24 Теоретические основания для измерения компетенций
Компетентностный уровень предметной подготовки предполагает постановку,

моделирование и решение студентом профессиональных задач в реальной и моделируемой образовательной среде на основе комплексного использования предметных и надпредметных знаний; методов предметных и надпредметных деятельностей; социально-личностных качеств студента

Слайд 25Инструменты оценки образовательных результатов в формате компетенций – компетентностно-ориентированные средства (КОС)
традиционные

средства измерения (тесты, контрольные срезы, зачеты, экзамены, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.)
инновационные (кейс-измерители, портфолио, проблемные ситуации, проекты и др.)

Слайд 26Содержание обучения
Под содержанием обучения целесообразно понимать не только некоторый объем теоретического

учебного материала, но и комплекс задач, заданий и упражнений, а также сведений о ценности предметных знаний и способах их применения при решении разнообразных задач из жизни


Слайд 27Содержание обучения
Различные аспекты проблемы отбора содержания обучения, принципов и критериев отбора

изложены в работах таких известных дидактов, как Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский,
известных психологов: Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.


Слайд 28Основные содержательные блоки содержания обучения


Слайд 29Методы обучения в вузе
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что

означает путь к чему-либо, способ продвижения к истине
Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели
Метод обучения – система способов деятельности педагога и обучающихся, направленной на достижение целей обучения и воспитания


Слайд 30Методы обучения в вузе
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения
И

сегодня, педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов обучения
Творческая деятельность преподавателя состоит в рациональном использовании в учебном процессе методов обучения, обеспечивающих наилучшее достижение поставленной цели

Слайд 31Классификация методов обучения


Слайд 32Классификация методов обучения
(по И.В.Никишиной)


Слайд 33Формы организации обучения в вузе - способы организации учебного процесса
Лекция
Семинарские

и практические занятия
Практика (учебная, педагогическая и др.)
Самостоятельная работа студентов
Формы педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный)

Слайд 34Интенсификация обучения
Передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения

без снижения требований к качеству обучения
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
содержания обучения
методов и форм организации обучения

Слайд 35Методы и формы активного обучения
Сущность которых – в создании дидактических и

психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых:
Методы и формы проблемного обучения
Метод проектов
Кейс-метод – метод разбора конкретных ситуаций
Тренинги и мастер-классы
Деловые игры
Методы и формы электронного обучения и др.


Слайд 36Кейс-метод
Анализ конкретной педагогической ситуации и её разрешение
Отличительная особенность кейс-метода

– создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни или профессиональной деятельности
СИТУАЦИЯ определяется в психологии как система условий, побуждающая субъекта к определенной активности
Под проблемной ситуацией (кейсом) будем понимать конкретные обстоятельства, имеющие профессиональный контекст, сущность которых заключается в наличии некоторого противоречия

Слайд 37Кейс-метод
Подразумевает:
наличие конкретной ситуации;
ее анализ;
разработку группой (подгруппами или индивидуально)

вариантов разрешения ситуации;
публичную защиту разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
подведение итогов и оценка результатов проделанной работы

Слайд 38Ситуации могут быть классифицированы по различным признакам:
по месту возникновения и

протекания
по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные)
по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные)
по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые)
по участникам
по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические)
по содержанию (предметные, межпредметные, личностно ориентированные, ситуации общения и т.д.)


Слайд 39В основе проблемной ситуации могут лежать проблемы, различные по своей структуре



Слайд 40Вида педагогических ситуаций
ситуация-проблема – представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель

студентов – найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности;
ситуация-оценка – описывает положение, выход из которого уже найден.
Цель студентов – провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и её решения

Слайд 41Вида педагогических ситуаций
ситуация-иллюстрация – представляет ситуацию и поясняет причины её возникновения,

описывает процедуру её решения.
Цель студентов – оценить ситуацию в целом, провести анализ её решения, сформулировать вопросы, выразить согласие или несогласие;
ситуация-упреждение – описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме.
Цель студентов – проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания


Слайд 42Способы создания проблемных ситуаций в процессе обучения
побуждение студентов к теоретическому

объяснению явлений, фактов;
широкое использование жизненных ситуаций и прошлого опыта студентов;
поиск условий использования результата выполнения проблемного задания;
побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям;
выдвижение предположений;
знакомство с фактами, якобы необъяснимыми и т.д.

Слайд 43 Сценарий педагогической ситуации
Сценарий конкретной ситуации может быть специально разработан преподавателем

или самими студентами
Сценарий может быть взят из реальной жизни
Сценарий включает: целевую установку педагогической ситуации; распределение ролей с указанием краткой характеристики участников; текстовое описание ситуации; вопросы для анализа ситуации в группе; мнение автора о пути возможного разрешения педагогической ситуации

Слайд 44Критерии оценки решения студентом проблемной ситуации
предметная культура
полнота
проблемный подход
оригинальность
обоснованность
оформление
Представление
Эксперты оценивают каждую работу

по перечисленным критериям в соответствии с определенной количественной шкалой, после чего полученные студентом баллы интерпретируются в уровневую оценку

Слайд 45Типология педагогических ситуаций в вузовском обучении
Ситуация «Мотив»

Ситуация «Ориентировка»

Ситуация «Будущий педагог»

Ситуация «Поиск»


Слайд 46Ситуация «Мотив»
Моделирование ситуации «Мотив» предполагает создание условий, при которых студентом осознаётся

важность изучаемого материала для своей последующей деятельности и происходит сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации

Слайд 47Ситуация «Ориентировка»
предполагает создание условий, при которых происходит расширение представлений студентов о

свойствах и значении изучаемых объектов, об их структурно-логических связях в рамках изучаемой теории

Слайд 48Ситуация «Поиск»
подразумевает стимулирование инновационной деятельности студентов (теоретической, экспериментальной, творческой, практической)

и рефлексии этой деятельности

Слайд 49Ситуация «Будущий специалист»»
подразумевает творческое применение и использование студентами полученных знаний в

своей жизнедеятельности или в квазипрофессиональной или профессиональной деятельности
Ценность полученных знаний классики педагогики видели не в их количестве, а в умении их использовать

Слайд 50Средства обучения
Учебные книги
Наглядные пособия
Информационные материалы
Программно-методическое обеспечение
Специальное оборудование
Дидактические материалы
Технические средства обучения
Лабораторное оборудование
Учебная

мебель, приспособления и др.

Слайд 51Педагогическая деятельность: основы проектирования
целевой блок: дидактическая цель изучения учебного модуля
блок актуализации:

перечень опорных знаний и способов действий, необходимых для изучения темы; упражнения, тесты и другие самостоятельные работы для актуализации опорных знаний;


Слайд 52Педагогическая деятельность: основы проектирования
блок средств: современное оборудование и дидактические материалы (печатные

и электронные учебные ресурсы, тексты лекций, методички, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, технологические карты рейтингового учета учебных достижений студента, портфолио, дидактический материал для домашних, проверочных и контрольных работ, зачетов и др.);

продолжение


Слайд 53Педагогическая деятельность: основы проектирования
мотивационный блок: мотивация учебно-познавательной деятельности студентов (моделирование ситуации

«Мотив»: проблемные ситуации, личностно значимые для студентов; эмоционально насыщенный материал к теме; экскурс в историю изучаемого теоретического вопроса; сведения о ценности математических знаний, демонстрация их приложений);

продолжение


Слайд 54Педагогическая деятельность: основы проектирования
теоретический блок: перечень предметных знаний и способов действий;

перечень систематизирующих идей, принципов, методов, обобщающих способов действий;
блок генерализации: дидактический материал для сжатого обобщения, систематизации учебного материала, рефлексия; представление содержания и структуры темы в виде опоры (моделирование ситуации «Ориентировка»);

продолжение


Слайд 55Педагогическая деятельность: основы проектирования
блок углубления: учебный материал повышенной сложности; моделирование ситуации

«Поиск»;
блок применения: система разноуровневых заданий для вариативного повторения и закрепления, для применения изученного материала на практике; система самостоятельной работы (индивидуальные и групповые проекты); моделирование ситуации «Будущий специалист»;
блок выход: контролирующие мероприятия

продолжение


Слайд 56Основная литература
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов н/Д:

Феникс, 2002.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования «бакалавриат».Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование», 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012.
Шкерина Л.В., Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование креативной компетентностно-ориентированной образовательной среды подготовки будущего бакалавра-учителя математики. Второе издание, дополненное и переработанное: Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2013.
Шкерина Л.В., Багачук А.В., Кейв М.А., Шашкина М.Б. Теоретические основы и технологии измерения и оценивания профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика