Психология деятельности и способностей презентация

Содержание

Цель курса: показать место проблемы психологии професси-ональных способностей в структуре психологи- ческого знания раскрыть сущность понятий «способности» и «профессиональные способности» показать место способностей в структуре пове-дения и деятельности рассмотреть способности в

Слайд 1

Психология деятельности и способностей

Автор: профессор кафедры общей и экспериментальной

психологии НИУ ВШЭ, доктор психологических наук В.Д. Шадриков


1


Слайд 2Цель курса:
показать место проблемы психологии професси-ональных способностей в структуре психологи- ческого

знания
раскрыть сущность понятий «способности» и «профессиональные способности»
показать место способностей в структуре пове-дения и деятельности
рассмотреть способности в системе детерминант успешности деятельности
освоить методы изучения и диагностики профес-сиональных способностей
овладеть процедурой познания себя в отношении ментальной индивидуальности

2


Слайд 3

Идеологические и методологические проблемы исследования способностей
3
Лекция 1.


Слайд 4План лекции № 1.
1. Идеологические проблемы исследования способностей
в чем заключается сущность

идеологических проблем
влияние идеологии на постановку и способы решения проблем, связанных с измерением способностей
общий и особенный характер идеологических проблем для различных стран

4

2. Методологические проблемы изучения способностей
принципы изучения способностей
основные типы экспериментальных ситуаций изучения способностей
интерпретация полученных научных данных


Слайд 5
В чем заключается сущность идеологических проблем?
5


Слайд 6
Сущность идеологических проблем заключается в рассмотрении возможностей

развития способностей в классовом обществе, возможности объяснения социальных явлений природой способностей

6


Слайд 7различий способностей у разных народов и рас;
в использовании категории способностей для

объяснения разделения на «успешных» и «неуспешных», богатых и бедных;
происхождения способностей: врожденные, благоприобретенные;
равенства и неравенства в возможностях развития способностей

Это проявляется в разрешении вопросов:

7


Слайд 8 Мемуары К.К. Платонова, как пример идеологического подхода к исследованию способностей
8


Слайд 9
9
Влияние идеологии на постановку и способы решения проблем, связанных с измерением

способностей

Слайд 10
10
Методологические проблемы изучения способностей:

- принципы; - процедуры; - методы

Слайд 11Принципы изучения способностей:
психофизического единства
единства способностей и деятельности
единства потенциальных и актуальных способностей
единства

способностей и переживаний
конкретности (индивидуального выражения) способностей
взаимосвязи способностей и внутреннего мира человека
единства способностей и условий деятельности

11


Слайд 12 Данный принцип является конкретизацией общего принципа психофизического единства
Принцип

психофизического единства в изучении способностей:

12


Слайд 13
13
«первая связь психики и её субстрата раскрывается как отношение строения

и функции: она, как будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь – это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нем отражается. Она определяется положением о единстве объективного и субъективного, в котором внешнее, объективное опосредует и определяет внутреннее, субъективное»

С. Л. Рубинштейн отмечает:


Слайд 14
В изучении способностей данный принцип предполагает, что способности,

как функцию психики, необходимо изучать в единстве с функциональными системами, свойством которых они являются

14


Слайд 15
15
Одновременно, способности, как объективное качество субъекта, не тождественны рефлексии своих

способностей субъектом. В сознании субъекта его способности выступают как субъективное отражение объективных способностей. Эта связь объективного и субъективного в способностях подлежит специальному изучению

Слайд 16 Этот принцип раскрывает отношения способностей и деятельности

Согласно данному принципу деятельность реализуется через способности субъекта, а способности развиваются в деятельности

Принцип единства способностей и деятельности

16


Слайд 17
Деятельность начинает реализовываться на основе имеющихся у субъекта способ-ностей,

а, в дальнейшем, если требования деятельности превышают наличный уровень развития способностей, деятельность приво-дит в движение процесс развития способностей

17


Слайд 18
Разные деятельности, разные стороны деятельности развивают разные качества субъекта

деятельности и реализуются с опорой на разные способности человека

18


Слайд 19
Развитие способностей в системе общественного разделения труда
19


Слайд 20
Процессы опредмечивания и распредме-чивания являются существенными моментами предметной деятельности.

Под опредмечиванием в философии понимается превращение и переход человеческих деятельностных сил и способ-ностей, из формы движения в форму предмета. Под распредмечиванием – переход объективного предмета из его собственной формы в форму деятельностных сил и способностей

20


Слайд 21 Показывает, что раз сформировавшись, способности не исчезают, а только

пере-ходят из актуальных в потенциальные, становясь содержанием внутреннего мира человека

Принцип единства актуальных и потенциальных способностей

21


Слайд 22
как способности, «которые уже были реализованы людьми в их деятельности

на предыдущих этапах общественно-историчес-кого развития и объективированы (опредме-чены) в продуктах этой деятельности»;

22

Потенциальные способности выступают в двух формах:

как способности, которые были реализованы субъектом в его предыдущих деятельностях, которые стали его качествами, сущностями.


Слайд 23
Актуальными способностями будут те

способности, которые используются субъектом в конкретной деятельности «здесь и сейчас»

23


Слайд 24
24
Принцип единства способностей и переживаний


Слайд 25
25
«Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека

– является неизбежно вместе с тем и каким-то психологичес-ким актом, более или менее насыщенным пережива-нием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим» С. Л. Рубинштейн

Слайд 26
26
Эмоциональный интеллект


Слайд 27
27
Принцип конкретности (индивидуального выражения) способностей


Слайд 28
Люди различны по своим природным дарованиям и различны в

благоприобретенных способностях, развитых в процессе индиви-дуальной жизнедеятельности

28

Этот принцип предполагает, что у каждого индивида способности имеют конкретное, индивидуальное выражение


Слайд 29
«… люди отличаются друг от друга по своим природным

способностям, в силу чего они по-разному выполняют разные работы» И далее: «… разделение и распределение самих операций происходит с учетом природных и приобретенных способностей рабочего» Маркс К. и Энгельс Ф.

29


Слайд 30
Принцип взаимосвязи способностей и внутреннего мира человека
30


Слайд 31 Для своего проявления способности нужда-ются в определенных

условиях. Готовность к школьному обучению и готовность учителя к обучению ребенка. Способности в условиях свободы и не свободы

Принцип единства способностей и условий деятельности

31


Слайд 32
Основные типы экспериментальных ситуаций изучения способностей
32


Слайд 33
Личность познает себя через свои действия. Это справедливо и

для познания способностей. Способности можно познать только через действия, в которые будет включена личность. Можно отразить это функцией

33

Успешность деятельности является функцией способностей работника в конкретной ситуации (конкретных условиях)

R = f (Pc, S)


Слайд 34
Отметим, что успешность деятельности (поведения) можно анализировать на разных

уровнях: - успешности социальной, - успешности личностной, - успешности производственной

34


Слайд 35
Личность характеризуется многими параметрами, влияющими на успешность деятельности

Это, прежде всего, мотивация, способ-ности, эмоциональность. Выделяя в личности способности, мы не должны забывать о других параметрах, влияющих на успешность

35


Слайд 36
Ситуация также может анализироваться в различных аспектах:

- социальном, - материальном, - личностном и др. Важно всегда установить видение ситуации субъектом.

36


Слайд 37
«Практически это означает, что протокол эксперимента всегда важно дополнять

беседой с испытуемым или вопросником, ответы на который позволяют обнаружить возможные различия в интерпретации ситуации» субъектом Фресс П.

37


Слайд 38
Учитывая сказанное приведенная выше формула уточняется отношением личности и

ситуации, на что указывает двойная стрелка Rэ = f (Pc ⇄ S)

38


Слайд 39
Представляется актуальным замечание П. Фресса о характере ситуации. Когда она

характеризуется преимущественно другими лицами, то ситуация будет называться социальной. В этом случае психолог будет изучать проявление способностей в социальных условиях

39


Слайд 40
Типы отношений S – P – R Три вида отношений

являются классическими для психологического эксперимента

40


Слайд 41
А) Изучение психологических функций или того, как одна и

та же личность реагирует на системати-ческие изменения (качественные или количественные) ситуации В таком случае мы имеем следующую схему: Где S1, S2, S3 – различные ситуации, которым соответствуют различные ответы: R1, R2, R3»

41


Слайд 42
Б) Структурное изучение, при котором исследуются отношения между ответами,

полученными исходя из различных ситуаций.

42

В этом случае изучаются отношения R1, R2, R3. и т. д. которые выявляют структуру личности. Различным ситуациям S1, S2, S3, соответствуют различные ответы R1, R2, R3. Отношения между R1, R2, R3 и т.д. позволяют выявить структуру способностей


Слайд 43
В) Дифференциальное изучение, при котором анализируются реакции различных людей

на одну и ту же ситуацию Различия между R1, R2, R3 свидетельствуют о различиях, существующих между Р1, Р2, Р3. В определенных ситуациях эти различия будут свидетельствовать о различных способностях у Р1, Р2, Р3.

43


Слайд 44
При диагностике профессиональных способностей следует помнить, что тесты общих

способностей нуждаются в дополнительной валидизации, учитывающей условия профессиональной деятельности. Эта дополнительная валидизация получила название «полной локальной валидизации»

44

Измерение и тестирование способностей


Слайд 45
Дополнительная валидизация предполагает тщательный психологический анализ конкретной деятельности.

Этот анализ должен сопровождаться сбором данных из различных источников: - нормативных документов, - опрос работников со стажем, - анализ типичных ошибок, - трудностей обучения, - прямое наблюдение за деятельностью работников, - записей контролеров.

45


Слайд 46
При диагностике специальных способностей целесообразно использовать батареи тестов, рассчитанных на

конкретные профессии или класс профессий

46


Слайд 47
Данный раздел нам бы хотелось начать словами А. Анастази. «На

психологические тесты следует смотреть как на орудие труда, эффективность которого зависит от знаний, навыков и честности того, кто его применяет»

47

Интерпретация результатов тестирования


Слайд 48
Прежде всего, необходимо помнить, что любая тестовая процедура создавалась

на основе определенного теоретического воззре-ния её автора и для определенных задач. Поэтому интерпретация результатов тестиро-вания будет корректной, если она будет исходить из тех же теоретических позиций и при решении сходных задач

48


Слайд 49
Во-вторых, следует помнить, что результаты тестирования, как отдельных способностей, так

и интеллекта во многом определяются факторами, о которых мы говорили выше: мотивацией, опытом, средой и т. д.

49


Слайд 50
В-третьих, следует помнить, что профессиональные способ-ности развиваются, приобретая черты «оператив-ности».

Тест же, как правило, этого аспекта развития способностей не улавливает. Поэтому часто можно наблюдать, что тесты не показывают развитие профессиональных способностей

50


Слайд 51
В-четвертых, следует помнить, что уровень развития профессиональных способностей зависит от

программ обучения

51


Слайд 52
В-пятых, следует помнить, что профессиональные способности развиваются в деятельности неравномерно

и гетерохронно

52


Слайд 53
В-шестых, разные аспекты профессиональной деятель-ности предъявляют разные требования к профессиональным

способностям (например, производительность, качество, надежность)

53


Слайд 54
В-седьмых, успешность деятельности определяется как отдельными способностями, так и их

системой. При этом надо учитывать явление компенсации

54


Слайд 55
В-восьмых, часто более важным является не столько уровень развития способностей,

сколько умение субъекта деятельности владеть своими способностями, программы их использования

55


Слайд 56
В-девятых, при проведении и интерпретации результатов тестов следует помнить о

межкультурных различиях

56


Слайд 57
В десятых, при интерпретации результатов «интеллект следует рассматривать скорее как

описатель-ное, чем как объяснительное понятие… Ни один тест интеллекта не может указать при-чины того или иного его выполнения». «Следует помнить, что интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций» (Анастази А.)

57


Слайд 58
В-одиннадцатых, результаты тестирования не приговор, это всего лишь материал, часто

вспомогательный для принятия решений, связанных с професси-ональной деятельностью

58


Слайд 59
В-двенадцатых, при тестировании профессиональных способ-ностей необходимо соблюдать требование полной локальной

валидности, т. е. валид-ность, на которую ссылаются создатели теста, должна перепроверяться и дополняться данными по валидности в данных условиях

59


Слайд 60
В-тринадцатых, при интерпретации результатов тестирования необходимо учитывать, что на них

влияют как способности, так и ситуация, они оказывают взаимовлияние друг на друга

60


Слайд 61
В-четырнадцатых, при интерпретации следует учитывать явление компенсации одних способностей другими

и индивидуальные стили деятельности, которые подтверждают целенаправленность поведения тем, что одна и та же цель достигается различ-ными способами

61


Слайд 62
В-пятнадцатых, данные тестирования способностей должны сочетаться с регистрацией того, что

и как делает человек, каковы его успехи

62


Слайд 63
В-шестнадцатых, данные внешнего наблюдения целесообразно дополнить данными саморефлексии. При этом

следует учитывать, что обычно внимание субъекта направлено на ситуацию. Действие, как правило, сопровождается своеобразным обрамляющим самосознанием, точнее, рефлексией того, что субъект своими действиями меняет ситуацию в определенном направлении, что он стремится к тому или иному целевому состоянию и предполагает его достигнуть и т. п….

63


Слайд 64
Представления о том, что субъект непрерывно, полно и надежно

фиксирует свои действия (в том числе и все внутренние процессы) и мог бы дать полный и неискаженный отчет, ошибочно. Самонаблюдению могут быть открыты отдельные аспекты и содержания собственных действий

64


Слайд 65
Ответ на вопрос, что субъект замечает в своем поведении,

является хорошим индикатором того, что представляется для субъекта ценным в своем поведении. Внимание, как правило, направлено на те фрагменты ситуации и действия, которые представляются значимыми, на которые субъект ориентируется и учитывает

65


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика