фрустрацию и воинственность, которые могут проявить некоторые клиенты.
Второй прием для противодействия недостатку инициативы со стороны клиента состоит в том, чтобы демонстрировать благожелательность, терпение и понимание (способность к паузе, иногда - молчание), равно как и вообще неосуждающее отношение, расспрашивание, описание со стороны, совместное обсуждение планов работы. Такая позиция консультанта повышает доверие клиента.
Третий способ выиграть борьбу за инициативу – использовать методы убеждения. Любой консультант имеет некоторое влияние на клиентов, и наоборот .
«нога в двери» («Foot in the door») и «дверь, захлопнутая перед носом» («Door in the face»). В первом случае консультант предлагает клиенту выполнить сначала маленькое задание, а затем большое. Главное здесь - это добиться первого «да». Во втором – сначала консультант просит клиента решить явно невозможную задачу, а спустя некоторое время предлагает такую, успешное разрешение которой достижимо.
еще способ, которым консультант может помочь клиенту в обретении инициативы, – это действие через конфронтацию. В этой процедуре консультант конкретно указывает клиенту на какой-либо элемент его поведения, например на упрямство. После этого клиент принимает ответственность за свою реакцию на конфронтацию. Возможны три основные разновидности реакции – отрицание, полное или частичное признание справедливости замечания консультанта или выработка промежуточной позиции, которая синтезирует первые две (Young, 1998). Полезным результатом конфронтации может оказаться новый способ действий или новое восприятие проблемы клиентом, особенно если предпринимавшиеся ранее усилия не приносили успеха.
Наконец, консультанты могут применять средства языка, особенно метафоры, чтобы смягчить сопротивление или нерасположение клиента. Например, при обращении к клиенту, который раз за разом повторяет одну и ту же ошибку, консультант может сказать: «Что делает драчун, если он бывает сильно бит всякий раз, как развязывает драку?»
Как работать с сопротивлением? (информация от Е.Д. Сергеевой)