Психологическое консультирование и психотерапия презентация

Содержание

ТИПОЛОГИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д. Терапевтическое вмешательство(интервенция) - определённый вид реакций со стороны консультанта, направленных на достижение промежуточных и конечных целей психологического консультирования(терапии). К.Ягнюк на

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ


Доцент, PhD, А.В.Антонова
Департамент психологии
Факультета социальных наук
Москва, 2018


Слайд 2ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Терапевтическое вмешательство(интервенция) - определённый

вид реакций со стороны консультанта, направленных на достижение промежуточных и конечных целей психологического консультирования(терапии).

К.Ягнюк на основании существующих описаний техник (Кочюнас, 1999; Алёшина, 1999; Brammer, L.M, Shostrom, E.L, 1977; Айви, Айви и Саймон-Даунинг, 1999) создал типологию

Слайд 3ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Поощрение - это минимальное

средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, подтверждение высказанного им и обеспечение плавного течения беседы. Важно их использовать в меру!

Примеры высказываний:

"Ага", "Угу", "Так", "Я понимаю",  "Да-да, продолжайте”, "Не могли бы Вы более подробно рассказать о Ваших отношениях" , "Продолжим нашу беседу".


Слайд 4ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Повторение - почти буквальное

воспроизведение сказанного клиентом или избирательное акцентирование определенных элементов его сообщения. Возвращение сказанного создает у клиента ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать то, что было выражено им. Кроме того, повторение фокусирует внимание на сообщении клиента, позволяя ему осознать дополнительные значения и выразить невысказанное.

Примеры высказываний:

Слайд 5ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Вопрос - это приглашение

о чем-то рассказать, средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования опыта клиента.
Закрытый вопрос - для подтверждения понимания и для того, чтобы уточнить какие-то факты или сузить область обсуждения. Подразумевают короткий ответ.
Открытый вопрос - это возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.
Примеры высказываний:

Слайд 6ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Прояснение - возвращение, как

правило, в более сжатой и ясной форме сути когнитивного содержания высказывания клиента. Прояснение состоит в сверке правильности понимания консультантом сообщения клиента, поэтому процесс прояснения можно назвать сверкой восприятий. Целью прояснения также является более ясное понимание самим клиентом собственного внутреннего мира, а также своих взаимодействий с внешним миром.

Примеры высказываний:
"Правильно ли я понял, что..."; "Насколько я понял, вы рассматриваете события следующим образом..."; "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, как я вас понял..."; "Другими словами, вы считаете...".

Консультант: Если я правильно вас понял, главной проблемой для вас является не сама депрессия, а то, что в результате ваша семья отвергает вас.

Слайд 7ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Конфронтация - это реакция,

в которой проявляется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению. Конфронтация - это обращение внимания клиента на то, что он избегает, это выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта. Конфронтация враждебна по отношению к невротическим уловкам клиента, но не к нему самому. По сути, конфронтация - это вызов невротическим проявлениям, своего рода призыв стать более интегрированным.

Примеры высказываний:
"С одной стороны, вы говорите..., но с другой стороны ..." 

+ см. примеры на след.слайде

Слайд 8ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Пример конфронтации 1:
Консультант: В начале

беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступили инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чём-то, а наоборот, искал пути примирения. Что вы думаете по этому поводу?

Пример 2
Клиент: Я всегда была ленивой. Так, например, в детстве меня оставляли дома одну, говорили, чтобы я играла. У меня было много игрушек. Я же не притрагивалась к ним, что очень удивляло родителей.
Консультант: Как пример собственной ленивости, вы нарисовали драматичный образ оставленного в одиночестве ребёнка.

Слайд 9ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Интерпретация – это процесс

придания дополнительного значения или нового объяснения тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента или связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков, выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями. Попытка приблизиться к пониманию проблемы. Это также связывание различных элементов опыта клиента

Примеры высказываний:

Консультант: Как мне кажется, то, что вы говорите сегодня о вашей жене, очень сходно с тем, что вы говорили на прошлой сессии о вашей матери.

Консультант: Из того, что вы говорите, создаётся впечатление, что ваши чувства по отношению к матери прямо противоположны вашим чувствам к отцу.

Слайд 10ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Суммирование - это высказывание,

которое в краткой фразе собирает вместе основные идеи рассказа клиента, устанавливает определенную последовательность тем или подытоживает результат, достигнутый в ходе определенного отрезка беседы, всей беседы или даже ряда встреч.

Примеры высказываний:

Я слушал, что вы говорили и, мне кажется, вы сказали следующее".

Консультант: Итак, сначала вы начали испытывать раздражение, затем у вас появились головные боли, а теперь время от времени проявляются вспышки гнева.


Слайд 11ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Отражение чувств (эмпатическая реплика)

- это отзеркаливание и словесное обозначение вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (произошедших в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью фасилитации их отреагирования и осмысления.

Примеры высказываний:

Консультант: Вы чувствуете печаль, потому что день рождения - это также свидетельство того, что годы уходят.

Консультант: Вы выглядите так, как будто готовы заплакать.

Консультант: Вы рассердились на отца за то, что он сделал.
Клиент: Нет, я восхищаюсь им.


Слайд 12ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Информирование - это предоставления

информации в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента (об особенностях психологического развития или эмоциональных реакций на какие-то события; информация о стадиях развития семьи; информация о процессе горевания)

Обращенные к консультанту вопросы часто являются их замаскированным выражением, хорошей стратегией является выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний.

Консультант может дать только ту информацию, которая находится в его компетенции, в ином случае лучше порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.


Слайд 13ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Совет(рекомендация) - это высказывание

клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение клиенту сделать что-то или не делать чего-то, как правило, вне терапевтической ситуации.

Запрещено! "В этой ситуации, я думаю, вам нужно вести себя так-то"

Пример 1
Консультант: Полагаю, наши встречи могли бы быть полезны в понимании вашей проблемы с алкоголем, однако, помимо этого, если вы серьёзно настроены справиться с ней, я бы рекомендовал посещать встречи анонимных алкоголиков.
Пример 2
Консультант: Я хотел бы предложить вам записывать свои сновидения после пробуждения, они могут быть полезны в понимании ваших проблем.


Слайд 14ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Убеждение - при убеждении,

в отличие от внушения, обычно предполагается учёт позиции, мнения, возражений клиента, которые, однако, консультант пытается преодолеть с помощью личного влияния, оспаривания и тому подобных манипуляций.

Убеждение возможно для:
облегчения эмоционального выражения ("Вы имеете право испытывать печаль!"); 
преодоления сопротивление клиента, который пришел под влиянием окружения (например, "Я понимаю, что вы здесь не по собственной воле. Однако вряд ли найдётся человек, у которого нет никаких проблем. Может быть, стоит подумать о том, как, несмотря ни на что, использовать это время продуктивно");
чтобы продуцировать сновидения (например, "Если, ложась спать, вы подумаете о том, что хотите запомнить сновидение, это скорее всего произойдёт"); а также для других терапевтических целей.

Слайд 15ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Парадоксальная реакция -

это создание необычной перспективы, призыв к альтернативному, нередко к прямо противоположному очевидному и рациональному для клиента восприятию ситуации или способу реагирования на нее.

Клиент: Я пью слишком много и, кажется, не могу остановиться.
Консультант: Это хорошо, вы не остаётесь, как большинство пьющих, без осознания. Вы уже понимаете проблему, более того, вы уже предпринимали шаги, чтобы предотвратить это, а не просто пассивно осознаёте свой недостаток.
Клиент: Я уже близок к тому, чтобы сдаться.
Консультант: Да, вы действительно готовы пережить отчаяние, рассказывая о нём здесь.
Клиент: Но это разрушит мою семью.
Консультант: Так вами движет не только забота о себе, но и забота о вашей семье.
Клиент: То как я веду себя, часто не создает впечатление большой любви.
Консультант: В своей заботе вы готовы рассмотреть даже возможность того, что вы их не любите.

Слайд 16ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Обратная связь -

это описание поведения клиента, которое помогает ему узнать, как другие воспринимают его, как они реагируют на его поведение (описательная, безоценочна, своевременна; направлена на тот аспект поведения, с которым работает клиент)


Пример 1
Консультант: Я заметил, что уже не один раз при упоминании о ней ваше лицо оживает, после чего вы на некоторое время замолкаете.

Пример 2
Консультант: Когда вы рассказываете о муже, выражение вашего лица и тон демонстрируют пренебрежение.


Слайд 17ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Самораскрытие - это

разделение с клиентом собственного опыта, предоставление информации о себе, о событиях из собственной жизни или непосредственное выражение в отношениях с клиентом испытываемых чувств или желаний, возникающих идей или фантазий. Уместность важна!!!!

Пример.
Консультант: Когда умерла моя мать, я думал, что достаточно знаю обо всех этих тяжелых переживаниях и смогу справиться с ними сам, но только спустя шесть месяцев я осознал своё реальное состояние и понял, что мне нужна поддержка близких людей.



Слайд 18ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Директива - это

способ вовлечения клиента в процесс исследования или модификации собственных чувств, когниций или поведения, это предложение предпринять определенные действия в ходе сессий или выполнить определенные задания в промежутке между ними.


Пример
Консультант: "Представьте, что когда вы сегодня уснёте, произойдёт чудо. Проблемы, которые привели вас сюда, разрешились. Но поскольку вы спите, вы не знаете о том, что ваши проблемы чудесным образом разрешились. Что именно, когда вы проснётесь завтра, скажет вам о том, что чудо произошло?"


Слайд 19ТИПОЛОГИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Прояснение – кларификационная реплика

(Ф.Е.Василюк, понимающая ПТ)


Слайд 20Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий

[Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2017. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3929

Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию [Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2016. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3911

Ягнюк К.В. Техника начальной консультации: задачи, навыки и вмешательства [Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2014. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3451

Ягнюк К.В. Анатомия терапевтической коммуникации: типология вербальных вмешательств
[Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2014. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3722

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.


Слайд 21Адрес: annantonova@gmail.com
www.text
Телефон.: +7(905) 562 5698


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика