Слайд 1Психологический анализ урока
Подготовили:
Панько Алена
Долматова Анна
СП-343102
Слайд 2
Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой
деятельности ее участниками, и прежде всего учителем.
Слайд 3
Форма психологического анализа урока
Анализ, по С.Л. Рубинштейну,«это мысленное расчленение
предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явление из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».
«...синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов».
Слайд 4
Психологические «компоненты» урока, подлежащие психологическому анализу:
Учитель
Учащиеся
Слайд 5Объекты психологического анализа урока
Мотивы собственной педагогической деятельности;
Собственная эмоциональная реакция учителя;
Результаты педагогической
деятельности.
Слайд 6Предваряющий психологический анализ
На этапе подготовки учителя к уроку.
Анализ:
Учебного материала, предусмотренного
программой;
Цели и задачи;
Методы, приемы и способы обучения;
Условия, в которых проводятся занятия.
Слайд 7ТРИ ФАКТОРА
ЧЕМУ ОБУЧАЮТ?
КТО ОБУЧАЕТ?
КОГО ОБУЧАЮТ?
Слайд 8ЧЕМУ ОБУЧАЮТ?
Учебный предмет, его специфика
Слайд 9КТО ОБУЧАЕТ?
Индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности учителя.
Слайд 10КОГО ОБУЧАЮТ?
Личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его
умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала.
Слайд 11Текущий психологический анализ урока
В конкретной педагогической ситуации урока.
Предполагает достаточно высокий уровень оперирования психологическими знаниями, что позволяет учителю принимать правильные решения в довольно сложных ситуациях.
Слайд 12Ретроспективный психологический анализ урока
Сопоставление проекта, плана (замысла) урока с его
реализацией.
Анализ позволяет учителю понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока — виноват ли сам учитель, учащиеся или ситуация.
Слайд 13Общая схема рассмотрения урока
Первый план - психологическая характеристика особенностей овладения учащимися
как учебным предметом.
Второй план - психологические особенности личности учителя.
Третий план - психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их индивидуально-психологических особенностей.
Четвертый план - педагогическое общение и сотрудничество.
Слайд 14Схема психологического анализа урока
Предварающий уровень
Задачи учителя по отношению к самому себе:
Постановка
психологических целей урока
Психологическое обоснование
Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей с условиями реализации поставленных целей
Задачи учителя по отношению к учащимся:
Учет основных мотивов учебной деятельности
Возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся
Учет уровня предметной подготовки к уроку
Учет межличностных отношений в группе
Слайд 15
Текущий уровень
Задачи учителя по отношению к самому себе:
Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция
выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения
Постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока.
Задачи учителя по отношению к учащимся
Учет хода учебной работы учащихся
Слайд 16
Ретроспективный уровень
Задачи учителя по отношению к самому себе
Оценка собственной педагогической деятельности
Задачи
учителя по отношению к учащимся
Ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока
Слайд 17ИТАК,
психологический анализ урока служит основным инструментом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития.