Психологические основы этнопедагогики презентация

Содержание

Цель лекции: Ознакомиться с основными характеристиками этнопсихологии, измерением культуры и классификацией культур; с этнопсихологическими предпосылками этнопедагогики – позитивной этнической идентичностью, этнической толерантностью на групповом и личностном уровнях, понятием

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Материалы для сопровождения лекции
О.В. Коршунова,
д.пед.н., профессор
кафедры педагогики


Слайд 2Цель лекции:
Ознакомиться с
основными характеристиками этнопсихологии, измерением культуры и классификацией

культур;
с этнопсихологическими предпосылками этнопедагогики – позитивной этнической идентичностью, этнической толерантностью на групповом и личностном уровнях, понятием «Этническая картина мира »

Слайд 3Ключевые понятия
– этнопсихология,
– этническая идентичность,
– этническая толерантность,


– этноконтактные группы,
– культура,
– этническая культура и культура этноса,
– национальный менталитет,
– национальные стереотипы и предрассудки,
– этническая и межкультурная адаптация,
– этнические конфликты

Слайд 4Проблемные вопросы
– Почему этнопсихологические знания так важны для этнопедагогики?
– Основываясь

на известной типологии культур, выведите совокупность характеристик для русской культуры.
– Что означают термины «автостереотипы» и «гетеростереотипы»?
– Почему так живучи этнические стереотипы? Какие группы социальных стереотипов, кроме этнических, Вы можете привести в пример?
– Сформулируйте комплементарное определение этнической картины мира. Какова структура этнической картины мира?
– Каково значение ЭКМ в жизнедеятельности этноса и его представителей?
– Каковы тенденции изменения современной этнической картины мира?
– Как связан национальный менталитет с этнической картиной мира? Какое понятие шире по содержанию?

Слайд 5Введение в этническую психологию. Измерение культуры и классификации культур

Этнопсихология – наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях

Слайд 6Объект этнопсихологии
Закономерности формирования и развития различных компонентов национальной

психики, сущность и содержание процессов освоения, сохранения, передачи и изменения национально-психологических особенностей людей, а также того, что их цементирует: национальных традиций, ценностей, норм и правил поведения и т.д.

Слайд 7Предмет этнопсихологии
Условия и механизмы оптимизации процессов

межэтнического взаимодействия на государственном уровне и в сфере политики, в деятельности региональных и территориальных органов управления, на уровне формирования и развития конкретных этнических общностей; своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей

Слайд 9Этнос и культура
Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным.
Этнос

– это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании.
Ю.В. Бромлей

Слайд 10Определение этноса
Этнос – целостная функциональная система, объединяющая и

интегрирующая все процессы организованного сообщества в структуре географическо-ландшафтных территорий, в направлении нэгентропийного развития социума, то есть обеспечивающая поступательное развитие самого человека-личности, как главнейшего элемента мироздания

Слайд 11Определение этноса с позиции психолога
Этнос – устойчивая в своём существовании группу

людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.
В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.
Этнодифференцирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры.

Слайд 12Этнический парадокс
Стремление народов сохранить свою самобытность, уникальность бытовой культуры и

психологического склада, всплеск этнической идентичности, или осознания своей принадлежности к определенному этносу

Тенденции глобализации, нарастающей унификации духовной и материальной культуры и развития личностного индивидуализма, постепенная потеря значения этнических факторов в жизни людей


ПРОТИВОРЕЧИЕ


Слайд 13Психологические причины роста этнической идентичности
поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном

информацией и нестабильном мире,
интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации

Слайд 14Типологии культур
Культурные синдромы – определенные наборы ценностей, установок, верований, норм и

моделей поведения, которыми одна группа отличается от другой.
Г. Триандис: «простота-сложность», «индивидуализм-коллективизм», «открытость-закрытость».
Г. Хофстед: + «дистанция власти», «избегание неопределенности», и «маскулинность – феминность»

Слайд 15Культура русского народа
– «простота-сложность»,
–«индивидуализм-коллективизм»,

«открытость-закрытость»,
– «дистанция власти»,
– «избегание неопределенности»,
– «маскулинность – феминность»

Сложная

Коллективистская

Закрытая
Высокая
Высокий уровень

Феминного типа


Слайд 16Национальная психология
Составная часть общественного сознания, его важнейший компонент –

общественная психология. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания – идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Этнопсихологический словарь

Слайд 17Структура национальной психологии


Слайд 18Национальное самосознание ≠ национальное сознание
Представления и знания о своей национальной

общности, её историческом прошлом и настоящем, материальной и духовной культуре и языке

Представления, образы и знания не только о своей общности, но и других общностях… но с позиций своего собственного этноса


Слайд 19Две крайности этнического самосознания (по шкале этноцентризма)
1

2 3 Н 4 5 6

ЭТНОНИГИЛИЗМ
ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ
ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ЭТНОЭГОИЗМ
ЭТНОИЗОЛЯЦИОНИЗМ
ЭТНОФАНАТИЗМ (4–6 – НАЦИОНАЛИЗМ)


Слайд 20Психический склад нации ≠ национальный характер
Национальный характер – это сложный

и противоречивый социально-психологический феномен, в котором диалектически сочетаются национально-специфическое и общечеловеческое, преломленные сквозь призму исторического и социально-экономического развития данного народа и нашедшие выражение в его культуре, традициях, обычаях, обрядах
(П.И.Гнатенко).

Слайд 21Национальный характер (дух народа)
Уникальная структура характерологических особенностей нации. Но все элементы,

входящие в эту структуру, являются общими …
Важнейшее методологическое требование – учитывать относительность любых этнических характеристик.
Д.С. Лихачев пишет: «Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенародных черт».

Слайд 22Этническая толерантность
Частный случай общей толерантности, т.е. способности человека проявлять терпимость к

малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям

Слайд 23Психический склад нации
особенности психики людей данной нации, один из признаков

нации, проявляющийся в общности национальной культуры, в особенностях языка, быта, нравов

Слайд 24Национальные интересы и ценностные ориентации
определяются направленностью социальной активности

личности на профессиональные формы национальной духовной культуры и национальную форму предпочтений в культурном потреблении. Ценностные ориентации определяются через систему социально–ценностных норм личности и этнической общности

Слайд 25Этнические стереотипы
– относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах,

присущих представителям различных этнических общностей;
– авто–, гетеростереотипы;
– стереотипизация как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации (необходимая и полезная психологическая функция )


Слайд 26Этнические стереотипы
Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда

используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению

Слайд 27Этническая идентификация
постепенное перенесение индивидом на себя (интериоризация) качеств этнической общности,

в которой индивид формируется как личность,
включается в состав национального самосознания

Слайд 28Этническая идентичность
Результат процесса этнической идентиифкации, представление человека о себе как

о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением.
По мнению Г.У. Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, с другой – шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного.


Слайд 29Этническая идентичность


Слайд 30Этническая идентичность ≠ этничность
Этничность — социологическая категория, относящаяся

к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Если этничность – аскриптивная (приписываемая обществом) характеристика, то этническая идентичность достигается индивидом в процессе конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней. В реальной жизни субъективная идентичность и социально предписанная этничность далеко не всегда совпадают

Слайд 31Этничность
Особое константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой идентичности и

солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не–нами» в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве
Г.У. Солдатова

Слайд 32Национальный менталитет
относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений

личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.
Сердцевиной этнокультуры является ментальность – «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно–языкового сообщества) внешнего и внутреннего мира, специфическое проявление в процессах познания интеллектуальных, духовных и волевых качеств национального характера» (Алефиренко Н.Ф., 2002)

Слайд 33Этническая картина мира
Конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого

лежат представления о социальной реальности, связывающие субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).
ЭКМ – целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер.
Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой.

Слайд 34Способы репрезентации ЭКМ
язык, традиции, обычаи, ритуалы, фольклор, искусство, система этнокультурных

символов и др. Репрезентации представляются как связь между интерсубъективным миром и реальным

Слайд 35Модель Этнической картины мира
Это та "призма", через которую представитель этноса смотрит

на мир и создает его образ

Слайд 36Основные структурные компоненты ЭКМ


Слайд 38Тенденции развития СЭКМ
«предрасположенность думать, действовать, вести себя, поступать по отношению к

какому–либо этносу определенным образом»:
этноконформизм – стратегия готовности подчиняться большинству, принять нормы другой культуры;
этнорелятивизм – признание того, что все культуры равны, но все разные;
этноцентризм – стратегия восприятия норм, ценностей собственной группы как образца, эталона, относительно которых оцениваются другие культуры;
этнодоминантность – тенденция к подчинению, подавлению других культур.

Слайд 39Рекомендуемые информационные ресурсы
Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш.

проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2, 3, 4.
Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс.

Слайд 40Рекомендуемые информационные ресурсы
Крысько В.Г. Этническая психология : учебник для бакалавров /

В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)
Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.


Слайд 41Дополнительная литература

1. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию:

учебное пособие [Текст]. – М.: «Ключ-С», 1999. – 224 с.
2. Платонов Ю.П. Психология национального характера : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с.
3. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с.
4. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. пособие. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 2008.
5. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.

Слайд 42Задание для самостоятельной работы студентов

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте описание национального характера какого-либо народа (на выбор). Это может быть большая группа (немцы, французы, японцы и т.д.), либо малая народность (тофалары и т.д.).
От Вас требуется не только охарактеризовать основные национально-психологические особенности представителей данной этнической группы, но также проследить причины формирования этих особенностей; их взаимосвязь с исторической, политической, экономической, социальной историей народа; предложить прогноз развития взаимоотношений данного этноса с другими на основе выделенных характеристик.
Возможная структура отчета о проведенном исследовании:

Слайд 43КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
Название и краткая характеристика выбранного этноса (территория проживания, примерная численность,

основные виды деятельности).
Основные черты национального характера данного этноса (на основе этнопсихологических исследований: ссылки на авторов!). Здесь необходимо опираться на теоретические концепции национального характера (например, концепцию Лурье – описать через нее). Описать базовую (или модальную) личность данной культуры. Какие механизмы социализации преобладают в данной культуре? Есть ли интересные особенности культурной социализации детей? Есть ли примеры культурно-специфичных заболеваний, психических патологий?
К какому типу культур (по Бенедикт, Мид и т.д.) Вы могли бы отнести данный этнос? Почему?
Какие механизмы поддержания этнической идентичности использует данный народ? Проявляет ли этноцентризм? В каких формах? Участвует ли в этнических конфликтах?

Слайд 44КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
Стереотипные представления об основных чертах национального характера данного этноса, отраженные

в культуре и искусстве (фильмах, литературе, анекдотах и т.д.), а также выявленные в научных исследованиях: степень истинности данных стереотипов (на Ваш взгляд и на основе этнопсихологических исследований). Здесь можно добавить личный опыт общения с представителями данной этнической группы, если таковой имеется.
Характеристики вербальной и невербальной коммуникации: как представители данного этноса ведут себя в межличностном общении? Культурно-специфические нормы и традиции общения. Традиции семейных отношений.
Исторический путь формирования основных особенностей национального характера данного этноса (географический детерминизм, виды деятельности, исторические события и т.д.) – все, что покажется Вам важным в формировании данного национального характера.



Слайд 45КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
Каким образом особенности национального характера данного народа влияют на выстраивание

взаимоотношений с соседями, как отразились на текущем социально-экономическом и политическом положении данного этноса? Здесь необходимо затронуть психологические механизмы возникновения и протекания этнических конфликтов, механизмы межгруппового восприятия и т.д. (см. учебник Стефаненко).
Предложите прогноз развития данной этнической группы с учетом национально-психологических особенностей ее представителей (можно использовать теорию развития этноса, например, Гумилева).
Составьте рекомендации для эффективного общения, взаимодействия с представителями данного этноса. Что бы Вы посоветовали человеку для успешной адаптации в данной культуре?


Слайд 46Конструирование собственной этнической картины мира
Дополнительное задание


Слайд 47СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика