Слайд 1 История психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Слайд 2Отличия христианской антропологии от античной:
1. Иное понимание Божественного
начала. Монотеизм сменил
политеизм.
Принцип теоцентризма.
Утверждение идеи творения.
2. Новое место человека в мирозда-
нии: не часть живого космоса, а
Существо по образу и подобию Бога.
Принцип антропоцентризма.
3. Иной путь духовного развития и
понимания долга. Научиться исполнять волю бога, принять ее как свою.
Волюнтаризм вместо античного интеллектуализма.
Свобода воли человека в рамках божественного
предопределения.
Слайд 3
4. Антагонизм веры и знания. «Верую, ибо это
абсурдно». Закрытое для рассудка
понятно
верующей душе.
5. Новая ориентация познания. Предмет изучения
не природный мир, а Бог и душа человека. Вместо
естественных наук – религиозная догматика,
истолкование священных текстов.
6. Новая морфология человека. Три части: тело,
душа, дух. Дух – причастность к божественному
посредством веры. Душа в Боге и в теле.
7. Чувства ошибочны. Эмоции пагубны. Проблема
соотношения воли и интеллекта.
Слайд 4Схоластика как «философствование
в вере» (с VIII века).
Цель схоластики (от лат.
«школьный,
учебный») – обоснование догматов
богословия. Философия как
«служанка богословия».
Вера должна стать доступной разуму.
Основной метод – комментирование и
интерпретация религиозных текстов.
Синтез католического богословия и
логики Аристотеля.
Слайд 5Св. Ансельм – «отец схоластики»
«Верую, чтобы понимать».
Познание на основе логики
и диалек-
тики должно применяться в богословии.
Разум не способен подтвердить истины веры. Задача разума – лишь в том, чтобы обосновать веру, не получить истину, а объяснить ее. Разум свободен и самостоятелен, но только в границах догматов.
Доказательства существования Бога помогают понять самого себя.
Слайд 6Универсалии – термин схоластов, обозначающий
общие понятия. Что существует на самом деле
–
универсалии или конкретные вещи?
Реалисты («платонисты») отстаивали тезис об
объективном существовании общих понятий в
божественном уме. Бог как самая общая
универсалия.
Номиналисты (от лат. «имя») считали, что общие
понятия не существуют самостоятельно, являются
лишь словами, именами, данными людьми.
Слайд 7
ТОМИЗМ – учение Фомы Аквинского
(XIII век):
Тело важно почти как душа.
Спастись
можно и в миру.
Разум должен служить вере
в познании высшей истины.
Душа – посредник между Творцом и
материальным миром.
Душевная жизнь имеет иерархию по видам
организмов (растительная, животная, человеческая, ангельская) и по функциям (процессам).
Учение об интроспекции.
Психический образ – продукт активности души, а не средство отражения предметного мира.
Слайд 8Аквинат выделял два вида интеллекта:
пассивный — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый
образ.
активный — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.
три типа мудрости:
божьей Благодати.
богословская — мудрость веры, использующая разум.
метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.
Истины науки и веры не могут противоречить друг другу; между ними гармония.
Пять доказательств существования бога.
Слайд 9Номиналисты:
Вильям Оккам
Учение о двойной истине: философия,
опирающаяся на логику, и религия с
опорой на Священное Писание, имеют
разные предметы исследования
(познание природы и моральная сфера
человека). Они не противопоставлены.
Концепция знакового характера образов: Слово –
знак вещи. Ощущение – знак предмета.
Бритва Оккама: «Не следует множить сущее без
необходимости», «самое простое объяснение – самое верное».
Слайд 10Пьер Абеляр
Преимущество знаний перед слепой
верой: тот, кто читает Божественные
тексты
и не понимает их, - «осел,
играющий на лире».
Разум не должен опираться на "истины
веры". Он обособляется от веры и
становится ее условием
("понимаю, чтобы верить").
Тезис о моральной ответственности за
поступки. Человек сам вершит свою судьбу. Бог дал все для этого.
Слайд 12Роджер Бэкон (XIII век)
"без опыта ничего нельзя понять в доста-
точной мере",
"опытная наука - владычица
умозрительных наук", "знание - сила".
Бог не запрещал познание природы.
Запрещено познание добра и зла.
Выделял три типа опыта:
1) реальный, жизненный опыт;
2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов;
3) духовный опыт для избранных через мистическое состояние, внутреннее озарение.