Слайд 1Тема № 2
«Психические феномены и их проявления в сфере права»
Лекция 2.4.
Психологическая характеристика
представления, воображения, мышления и речи
Слайд 2Вопросы
Психологическая характеристика представления
Психологическая характеристика воображения
Психологическая характеристика мышления
Психологическая характеристика
речи
Слайд 3Цель лекции:
сформировать научные и системные знания о представлении, мышлении, воображении
и речи;
развивать умение рассматривать полученные знания в контексте деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Слайд 41. Психологическая характеристика представления
Слайд 5Представление
образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или
продуктивного воображения.
это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту.
Слайд 6Свойства представлений:
Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности).
Фрагментарность (представления полны пробелов).
Неустойчивость и
непостоянство (воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течение короткого времени).
Обобщенность (воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта).
Слайд 7Представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям
Слайд 8Функции представления:
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном
случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств.
Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
Слайд 9Классификации
1.Классификация по виду анализаторов.
Зрительные представления.
Слуховые представления.
Двигательные представления.
Пространственные представления.
2. По
степени обобщенности образов.
Единичные представления.
Общие представления.
Слайд 103. По степени проявления волевых усилий.
Произвольные представления.
Непроизвольные представления.
4. По информированности
индивида об объекте представления.
Представления памяти.
Представления воображения.
Слайд 11Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к
умению произвольно вызывать нужные представления.
Слайд 122. Психологическая характеристика воображения
Слайд 13Воображение
это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях;
это
познавательный процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений;
это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Слайд 14Мыслительные операции
Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта.
Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения.
В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта, не имеющему аналога в реальной жизни.
Слайд 15Способы синтеза образов воображения
Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются
самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.
Слайд 16Способы синтеза образов воображения
Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении
части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.
Слайд 17Способы синтеза образов воображения
Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в
себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов
Слайд 18Способы синтеза образов воображения
Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение
характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д.
Слайд 19Функции воображения
представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая
задачи;
регулирование эмоциональных отношений;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний;
формирование внутреннего плана действий;
планирование и программа деятельности.
Слайд 20Типы воображения
По степени волевых усилий
Преднамеренное
Воссоздающее
Творческое
Мечта
Грезы
Непреднамеренное
По степени активности
Активное
Пассивное
Сон
Дремотное состояние
Слайд 22Формы воображения:
Мысленный эксперимент - это познавательный процесс, с помощью которого в
сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.
Слайд 23Фантазия - это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но
в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.
Слайд 24Мечта - это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность,
реализация которой отложена на неопределенное время.
Слайд 25Грезы - это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека
и устремленное в нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.
Сновидения - это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому.
Слайд 263.Психологическая характеристика мышления
Слайд 27Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида,
моделирование неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения
Слайд 28Свойства (качества) мышления
глубина, прогностичность;
широта;
проницательность;
оперативность;
самостоятельность;
критичность;
гибкость, вариативность.
Слайд 29Мышление
Особенности протекания
а) Обобщенное отраженное и
б) опосредованное познание действительности.
Решение конкретной задачи.
Связь с
речью
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Мыслительные операции
Анализ
Синтез
Сравнение
Абстрагирование
Обобщение
Конкретизация и др.
Слайд 30Формы мышления
Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на
самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков.
Общие («темперамент»),
единичные («сангвиник»),
конкретные («кора головного мозга»),
абстрактные («психическое развитие»).
Слайд 31Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на
ранее осознанной информации.
формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность;
эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности.
Слайд 32Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате
оперирования с другими понятиями и суждениями.
Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:
индукция;
дедукция;
аналогия;
предположение.
Слайд 33Операции мыслительной деятельности
Под операциями мыслительной деятельности понимают умственные действия по преобразованию
объектов (психических состояний, идей, мыслей, образов и др.), представленных в форме понятий.
Слайд 34Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Абстрагирование.
Обобщение (генерализация).
Конкретизация.
Систематизация.
Слайд 35По форме
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
По характеру
Теоретическое
Практическое
По степени развернутости
Дискурсивное (логическое)
Интуитивное
По степени новизны
Репродуктивное (нетворческое)
Продуктивное (творческое)
Слайд 36Стиль мышления - типичная для данного человека система интеллектуальных стратегий, приемов,
навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности.
Интеллект – индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего – мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр.; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Слайд 374. Психологическая характеристика речи
Слайд 38Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма
общения, опосредованная языком. Так сказать, язык в действии.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.
Слайд 39Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две
группы: периферические и центральные.
Слайд 40Свойства речи:
Содержательность.
Понятность.
Выразительность.
Действенность.
Слайд 42Культура речи
- нормативность (правильность) речи;
- речевое мастерство;
- точность речи;
- уместность;
- чистота
речи;
- ясность.
Слайд 43Задание на самоподготовку:
Изучить конспект лекции.
Изучить соответствующие разделы в учебниках (Немов Р.С.,
Гуревич П.С., Дружинин Н.В.)
Теоретические проблемы возникновения речи
Воображение и творчество
Психолингвистика