Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z
ВЫПОЛНИЛА:
РОМАНЕНКО МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
Слайд 2ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования:
Выявление особенностей развития познавательной сферы современных подростков.
Задачи
исследования:
Охарактеризовать условия, детерминирующие возрастные особенности интеллектуального развития подростков различных поколений.
Подобрать методы исследования познавательной сферы школьников подросткового возраста.
Провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей познавательной сферы подростков различных поколений.
Слайд 3ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования:
Школьники, достигшие подросткового возраста,
в 2000 и 2018 годах.
Предмет исследования:
особенности интеллектуального развития подростков различных временных поколений (Y и Z)
Слайд 4ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Особенности интеллектуального развития подростков разных поколений детерминированы социо-культурными условиями их
взросления и выражаются в различии показателей составляющих интеллекта и креативности.
Слайд 5МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод исследования: сравнительный констатирующий эксперимент.
Методики исследования:
1. Тест
интеллекта Векслера WAIS
2.Батарея тестов для исследования уровня общего интеллектуального развития (Б. В. Кулагин, М. М. Решетников, 1985) – ОИР.
3. Из батареи на выявление креативности Торренса:
а. субтест «незаконченные фигуры»
б. субтест «необычное использование
Слайд 6ВЫБОРКА
94 человек: 46 юношей и 48 девушек, от 15 до 16
лет – в нашем исследовании
82 человека: 31 юноша и 51 девушка, 15-16 лет – в исследовании по Торренсу и Векслеру 2010 года
144 юноши в возрасте 15-16 лет – в исследовании по ОИР 2010 года.
Слайд 7Результаты по шкале Векслера
Слайд 8Результаты по методике “Тест креативности Торренса”
Слайд 9Результаты по батарее тестов «ОИР» Кулагина и Решетникова
Слайд 10ВЫВОДЫ
Удалось выявить ряд значимых различий.
По тесту Векслера были выявлены значимые различия
в уровне невербального IQ – в сторону увеличения показателей невербальных способностей у подростков поколения Z.
Вследствие существенного усиления невербального компонента, статистически значимо увеличились показатели общего IQ.
В субтестах Торренса были выявлены значимые статистические различия по показателю беглости – как при проверке вербальной, так и невербальной креативности.
Значительное отличие (при p=0,001) наблюдалось при сравнении показателя вербальной гибкости.
Значимо (на уровне p=0,01) отличаются в зависимости от поколения выборки показатели зрительной памяти и пространственного мышления, выявленные с помощью методики ОИР.