Психолог-практик, как профессия. (Тема 2) презентация

Содержание

Тема 2. Психолог-практик как профессия Учебные вопросы: 1. Общее представление о психологической практике 2. Практический психолог в измерениях профессиональной деятельности 3. Личность практического психолога как инструмент

Слайд 1Бакалаврский курс
«Практико-ориентированное вхождение в профессию»


Слайд 2Тема 2. Психолог-практик как профессия

Учебные вопросы:

1. Общее представление о психологической

практике
2. Практический психолог в измерениях профессиональной деятельности 3. Личность практического психолога как инструмент работы

Слайд 3Литература


Слайд 6Тема 2. Общетеоретические аспекты психологической практики




1. Общее представление о психологической

практике


Слайд 7 1. Мюнстенберг Г. Основы психотехники. В 2 т. – СПб.: Издательский

дом «П.Э.Т.», 1996. 2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. /Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 3. Василюк Ф.Е. От психологии практики к психотехнической теории. //Московский психотерапевт. журн. - 1992. - № 1. - С. 15 - 32. 4. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. - 1996. - № 6. - С. 25 - 40. 5. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1986.

Литература:


Слайд 8Начиная с конца 80-х – начала 90-х годов за короткий срок

в стране возникли и предложили достаточно широкий спектр психологических услуг различного типа психологические службы: индивидуальное консультирование и психотерапия, детская игровая психокоррекция, семейное консультирование и др. Штатные психологи работают в школах, в консультационных центрах, в службах занятости, в кадровых органах и т.п. Тем самым любой гражданин получил возможность преодолевать те или иные психологические затруднения не только за счет своих психологических знаний, но и обращаясь за консультацией и поддержкой к специалисту-психологу.

Слайд 10«Ярко заявив о себе при своем появлении в конце 1980-х, -

пишет Г.И.Марасанов, - психологическая практика за последующие десятилетии вошла в круг привычных явлений обыденной жизни, стала ее необходимой частью. И если в начале 1990-х констатация факта появления практики оказания психологической помощи из недр академической, прикладной, практической психологии требовала специальных методологических обоснований, то сегодня, в начале второго десятилетия нового века, ее существование воспринимается не только как само собой разумеющееся, но и как совершенно неотъемлемое для многих сторон жизнедеятельности современного человека».

Слайд 11Возврат к психологической практике в корне изменил ситуацию в психологии и

привел к созданию новой сферы профессиональной деятельности и нового типа специалиста - психолога-практика. В этом случае, в отличие от прикладной психологии, положение психолога в исследуемых им ситуациях принципиально меняется, т.к. он получает объект исследования в свое полное распоряжение

Слайд 12По оценке Ф.Е.Василюка, «с появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики

принципиально меняется социальная позиция психолога. Он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. И это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, и, главное, сам стиль и тип его профессионального видения реальности»

Слайд 13Ф.Е.Василюк считает важным отчетливо осознавать тот факт, что только своя психологическая

практика может стать креугольным камнем психологии, как главный философский принцип всей психологии. И в то же время возникает потребность в психологической теории для практики, т.к. психолог-практик, обращаясь к существующим отечественным психологическим концепциям, не находит руководства к действию и средств научного понимания своих действий.

Слайд 14Психолог-практик ждет от теории ответов на волнующие его вопросы:
в

чем смысл, цели, например, психологического тренинга, консультирования и т.д.?;
какова зона его компетентности?;
как достигать нужных результатов?; почему те или иные действия приводят именно к такому результату, какие внутренние механизмы срабатывают при этом? и др.

Слайд 15Ожидания психолога-практика заключаются в том, что «исследовательская, теоретическая психология должна реализовывать

такой методологический подход, который бы позволил бы научно изучать не психику испытуемых, а опыт работы с психикой, прежде всего опыт профессиональной психологической работы, позволял бы черпать темы из этого опыта, создавать понятия и модели, описывающие и объясняющие опыт, формулировать результаты в виде, возвращаемом и конвертируемом в опыт. Чтобы продуктивно развиваться, психологическая теория должна включиться в контекст психологической практики и сама включить эту практику в свой контекст»

Слайд 16Соответственно, появление современной психологической практики приводит к качественному изменению и самой

психологической теории. В ее составе, по словам Ф.Е.Василюка, начинает формироваться особая психотехническая теория. А сам Ф.Е.Василюк, стоя на концептуальных позициях психотехников прошлого, становится ведущим методологом этой теории в настоящем.

Слайд 17В чем конкретно состоят особенности психотехнической теории? Отвечая на этот вопрос

Ф.Е. Василюк, сопоставил по ряду параметров психотехническое познание с доминирующей пока в психологии естественнонаучной гносеологией. Последнюю он назвал “академической”, потому как вся психология сводилась до недавнего времени к одной лишь психологической науке, а та строилась в основном по образцам естественных наук

Слайд 19Ф.Е.Василюк называет основные отличительные признаками психотехнической теории. К ним относятся:
практичность

теории как выражение ее направленности не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;
ценностная ориентация на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы и т.п., в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;
адресность психотехнической теории, обращенной к психологу-практику как ее «внутреннему персонажу» и релевантной его внутреннему опыту;
субъектность познания, обусловленная заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности;
гибкость и многообразие методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и самого психолога;
личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я».
метод объединяет участников психотехнической ситуации, и сам становится предметом исследования изнутри

Слайд 20По мнению Ф.Е.Василюка, появление психологической практики привело к настоящему схизису между

отечественной научно-психологической традицией и бурно растущей практикой

Слайд 21Василюк Ф.Е., Е.Н.Корнева «Новое имя. Новый статус. Новые задачи»


Слайд 22Василюк Ф.Е., Е.Н.Корнева обозначают основной вектор движения в психологической практике, который

описывают формулой:
от психологического консультирования к консультативной психологии

Слайд 232. Практический психолог в измерениях профессиональной деятельности
Тема 2. Общетеоретические аспекты психологической

практики

Слайд 24Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен быть подготовлен к решению

профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

Слайд 25практическая деятельность: - анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных

видов деятельности индивидов и групп; - формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; - предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; - выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; - распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; - формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром

Слайд 26научно-исследовательская деятельность: - участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных

знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; - изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; применение стандартизованных методик; - обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения

Слайд 27педагогическая деятельность: - преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; - сбор и оформление

учебных материалов; - проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ; - участие в проведении тестирования по итогам обучения; - участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; - пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества

Слайд 28организационно-управленческая деятельность: - описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах; -

выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; - проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; - использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности

Слайд 29Закон города Москвы от 7 октября 2009 года № 43 «О

психологической помощи населению в городе Москве»

Слайд 30Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве Основными видами

психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются: 1) психологическая профилактика и психологическое просвещение; 2) психологическое консультирование; 3) психологическая поддержка и сопровождение; 4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская); 5) психологическая диагностика; 6) психологическая реабилитация; 7) психологическая коррекция; 8) психологическая экспертиза; 9) психологический тренинг.

Слайд 31Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы,

воздействующие на нее.

Психическая реальность - действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.


Слайд 32Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явления

внутреннего (субъективного) мира человека связаны с внешним миром (объективным). Всякое психическое явление получает свою определенность и свое содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью. Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир всегда неповторим, и, в тоже время, он активно воспроизводит в этой своей неповторимости окружающий мир. Таким образом, психическое столь же внутренне, сколь и внешне

Слайд 33практический психолог вынужден работать как бы с несколькими реальностями: - реальностью психической

жизни клиента, какой она есть на самом деле и какой она мыслится самому клиенту; - реальностью психометрических данных, полученных с помощью конкретного метода относительно психической реальности клиента, и реальностью теории, в свете которой интерпретируются эти психологические данные; - реальностью своего ценностно-смыслового отношения к жизни вообще, другим людям и реальностью конкретной ситуации, темы (проблемы) и задачи взаимодействия с клиентом

Слайд 35 Причем если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы

поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик иногда вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. А может быть приверженцем системного подхода.

Слайд 36Логика психолога-практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного

исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с "клиентами" - лицами, нуждающимися в психологической помощи.

Слайд 37Психолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Норма

- это а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Именно норма служит отправной точкой для всех его дальнейших действий.

Слайд 38Практик прежде всего переводит затруднения каждого обратившегося к нему человека на

язык своей науки. Следующий шаг - оценка значимости проявлений тех или иных факторов. Для этого практик и использует те представления о норме, которые были разработаны ученым-исследователем. Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основана, как правило, на использовании тех или иных стандартизированных методик исследования требуемых психологических качеств. Для психолога это, например, различные тестовые методики, позволяющие достаточно четко выявить соотношение между показателями реального объекта и требованиями нормы.

Слайд 39Психодиагностика


Слайд 40Различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности

психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью деятельности психолога-практика - выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм.

Слайд 41Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на

предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии

Слайд 42В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической

помощи: индивидуальная, семейная и групповая. Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена

Слайд 44Психопрофилактика и психогигиена - это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий,

способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Слайд 45Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в оказании помощи по

преодолению человеком его психологических трудностей, трудностей личностного роста, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения

Слайд 46Психологическое обучение и просвещение - комплекс мероприятий по формированию представлений о

закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми

Слайд 47Психотерапия - деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный

рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе

Слайд 48Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные

психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности
(Г. Л. Исурина, 1990).


Слайд 49Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность,

направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов.

Слайд 50Особенности психологической практики, в рамках отрасли психологического знания, которую может осваивать

бакалавр: на примере организационной психологии

Слайд 51В книге поднимаются поросы практической деятельности психолога в организациях, включая как

промышленные и торговые предприятия разного уровня, так и различные учреждения. В книге собраны нормативные документы деятельности психолога в организации, описаны основные задачи и направления профессиональной психологической помощи. Представлен теоретический материал и практический инструментарий по проведению психодиагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы.

Слайд 52.
Направления деятельности психолога организации
Деятельность организационного психолога осуществляется по традиционным

направлениям работы психолога-практика:
прикладная психодиагностика;
психокоррекционная и развивающая работа;
психологическое просвещение;
психологическое консультирование;
социально-диспетчерская деятельность.

Слайд 53Рассматривая организацию (учреждение, предприятие) как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно

выделить в ней несколько уровней, объединенных в организационную, технологическую и психологическую подсистемы с соответствующими им процессами и взаимосвязями:

Слайд 54а) уровень всей организации. На этом уровне в качестве ведущих выступают

задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации кадров, социального развития коллектива и т.п.; б) уровень первичного коллектива. Здесь наиболее значимыми являются задачи обеспечения благоприятного социального-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждение конфликтов и т.п.; в) уровень отдельной личности. Психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решение отдельных психологических проблем.

Слайд 55Противоречия, возникающие в результате функционирования различных подсистем организации, обусловливают тот комплекс

проблем, на решение которых направляются усилия специалистов психологического подразделения

Слайд 56- личностные проблемы - проблемы, ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное

и психическое здоровье, самочувствие и профессиональные возможности. Это прежде всего трудности социально-психологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности и коллектива, его самовыражения и саморазвития в рамках избранной специальности, семейно-бытовые проблемы. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются человеком как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п.

Слайд 57- коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива. К их

числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность людей, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных, эгоистических целей и ориентиров

Слайд 58- деятельностные проблемы - проблемы, присущие профессиональной деятельности людей из-за несоответствия

их качеств объективным требованиям профессии и специальности. Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, негативных психофизиологических состояниях.

Слайд 59Психологи в организации (или экономической сфере) изучают психологические закономерности функционирования различных

форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

Слайд 601) научное исследование персонала и анализ организационной структуры: профессионально-психологический отбор и

расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей, социально-психологическое изучение коллектива

Слайд 612) оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных, межгрупповых конфликтов; 3) развитие

персонала: выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, выявление и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников и их мотивацию к профессиональному росту

Слайд 624) планирование и оптимизация профессиональной среды: эргономический анализ деятельности, изучение факторов,

влияющих на эффективность труда и работоспособность работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев

Слайд 63В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности (группа,

отдельный человек) психолог реализует определенные функции. Функции в данном случае понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, однородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами использования психологического знания.

Слайд 64Диагностическая - психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей

личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей

Слайд 65Исследовательская - изучение новейших достижений в области психологической науки и практики,

пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т.д.;

Слайд 66Прогностическая - прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта

изучения

Слайд 67Информационная - сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня

их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им

Слайд 68Конструктивно-проектировочная - участие в комплектовании трудовых, учебных и т.п. коллективов, групп,

проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т.п.;

Слайд 69 Учебно-методическая - обучение использованию в практике знаний психологии, умений и

навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов

Слайд 70Экспертная - оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных

(с использованием возможностей психологии) проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания

Слайд 71Консультативная - оказание помощи клиентам и предоставление им рекомендаций по нахождению

наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций

Слайд 72Коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация

дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач

Слайд 73Коммуникативная - установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных

состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению

Слайд 74Все виды консультирования в организациях делятся на три категории, это: Экспертное консультирование –

в этой области работают, в основном, экономисты и юристы – к помощи экспертных консультантов организации прибегают, когда надо получить конкретную рекомендацию, заключение или совет; Проектное консультирование – в этой категории работают специалисты самых разных специальностей, но преобладают бывшие руководители фирм (производств, проектов), экономисты, инженеры – к помощи проектных консультантов организации прибегают, когда необходимо разработать конкретный проект под бизнес-идею или осуществить и внедрить бизнес-план; Процессное консультирование – специалисты, работающие в этой области консультирования, также могут быть из разных профессий, но преобладают здесь социологи, психологи, педагоги. За помощью к процессным консультантам, организации обращаются, когда необходимо улучшить, эффективно организовать или наладить бизнес-процессы в организации.

Слайд 75Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организацию

«по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию.

Слайд 76Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться

в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.

Слайд 77Входя в организацию, консультант проводит организационную диагностику: определяет управленческие ошибки, проблемы

и организационные патологии. При этом использует методы самодиагностики, диагностического интервью, анкетирования, наблюдения, изучения документов. На стадии диагностики очень важно отличать реальные проблемы от «жалоб» и «назывных» проблем и уметь переводить их в проблемы организационные.

Слайд 78Суть внешнего процессного консультирования заключается в том, что консультант-психолог должен максимально

раскрыть потенциал участников процесса, научить их успешно взаимодействовать друг с другом, наладить их совместную деятельность. При этом сам консультант должен как можно меньше участвовать в обсуждении проектов и давать советы по вырабатываемому продукту и высказывать свое мнение по поводу его качеств и свойств. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы у консультанта была возможность безболезненно для организации покинуть ее по окончании своей работы. Если консультант уходит из организации, и после его ухода процессы в организации останавливаются или замедляются, то плох тот психолог-консультант. Значит, он не организовывал процесс, а руководил проектом, а это совсем другая сфера консультирования, впрочем, вполне приемлемая для внутреннего консультанта.

Слайд 79Социально-диспетчерская деятельность Заключается в переадресовке сотрудника к другим специалистам в том случае,

когда он не в состоянии оказать необходимую помощь. Задачи психолога в этом случае: поиск специалиста, отслеживание взаимодействия сотрудника со специалистом, осуществление психологической поддержки сотрудника в процессе работы со специалистом

Слайд 80Рабочее место практического психолога


Слайд 81Безусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места.

Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога

Слайд 851. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.
2. Комнаты психологической

разгрузки для:
— проведения психологической релаксации;
— снятия нервно-психологического напряжения;
— эмоциональной разгрузки;
— индивидуального и группового психологического консультирования;
— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;
— работы пункта, почты или телефона доверия.

Слайд 863. Материальная база психотерапевтического воздействия:
— аудиотехника;
— аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

проекционная аппаратура;
— проекционные материалы психотерапевтического характера

Слайд 874. Материальная база психодиагностики:
— канцелярские принадлежности;
— аудиотехника с записями стимульного материала,

специальные бланки;
— персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:
— учебно-методические материалы;
— наглядные пособия;
— специально оборудованное помещение

Слайд 894. Анализ деятельности практического психолога как задача повышения результативности его деятельности



Слайд 90Тема 2. Психолог-практик как профессия

Учебные вопросы:

1. Общее представление о психологической

практике
2. Практический психолог в измерениях профессиональной деятельности 3. Личность практического психолога как инструмент работы

Слайд 91ФГОС ВПО «Психология»
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
- овладению навыками анализа своей деятельности … (ОК-6)

Слайд 92ФГОС ВПО «Психология»
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
5.2.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к:
- овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога … (ПК-11)

Слайд 93Деятельность в психологии
Под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в

ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Слайд 94.
Мотив

Цель

Условия

Потребность

Задача

Деятельность

Действие

Операция

Схема. Психологическое строение деятельности (по А.Н.Леонтьеву)



Слайд 95Потребности

Мотивы

Цель

Способы деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Средства деятельности

Результат
Условия среды
Внутренние условия
Схема. Психологическая структура деятельности


Слайд 96Системно-ситуативный анализ деятельности
Характеризуя возможности реализации тех требований, которые предъявляются к специалистам-психологам

ФГОС ВПО по поводу анализа своей деятельности, хотелось бы рассмотреть, как может использоваться, например, психологический анализ деятельности психолога-консультанта на основе системно-ситуативного анализа деятельности (далее - ССАД).

Слайд 97ССАД позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:
- общие закономерности осуществления конкретной деятельности

и особенности ее осуществления в тех или иных условиях;
- требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам, например, профессиональных психологов-практиков - как потенциальных субъектов консультативной деятельности;
- успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из предварительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характеристик условий и т. п.);
- эффективность психотерапевтических воздействий на клиентов, обратившихся за психологической помощью и т. д.

Слайд 98Разработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам,

которые мы по аналогии обратим к деятельности психолога-консультанта.

Слайд 991. Системность целей и результатов анализа. Консультативная деятельность является системой как совокупность множества

элементов, которые вместе составляют единое целое, и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее совокупных элементов: мотивов, целей, детерминант, условий, задач, средств и способов осуществления, и результатов.

Слайд 1002. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность – явление динамичное, развивающееся. Изменяются мотивы, условия, средства,

способы деятельности, качественно меняются ее результаты. Например, участие психолога-консультанта в консультационной деятельности на различных ее этапах может определяться той теорией, которая используется специалистом, образом человека, который сформирован под воздействием данной теории, личного мировоззрения психолога-консультанта и др. С ростом его профессионального мастерства меняются средства и способы его действий в рамках зафиксированных руководством по тому или иному методу консультирования норм. Существенные трансформации происходят в оценке ее результатов и т. д.

Слайд 1013. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ должен осуществлять по конкретным единицам.

Критерием верности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в единстве структурный, функциональный и генетический анализ.
При анализе деятельности необходимо также выявлять в субъектно-объектной определенности ее функции, изучать как саму активность специалиста, так и ее среду.

Слайд 102Исходя из этих положений, выдвинутых Б.Я.Швединым, мы можем рассматривать консультативную деятельность

в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объективные условия деятельности (рис.2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности, согласно автора ССАД, порождают значительные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого анализа на практике.

Слайд 103Ситуация как единица психологического анализа деятельности практического психолога


Слайд 104Б.Я. Шведин утверждает:
Мотивов, целей, способов деятельности — "вообще" — нет.

Они разворачиваются каждый раз заново в тесной диалектической связи и определенности, в зависимости от того:
какая задача выполняется
кем (опыт, подготовленность и т. д.)
в каких конкретно условиях.
Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варьирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий

[Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М., 1989.].

Слайд 105И в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуацию, под которой понимается

наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непосредственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца решения задачи в конкретных условиях

Слайд 106В деятельности психолога-консультанта задачи могут меняться:
а) внешним образом (сам клиент, например,

меняет запрос или заявляет об инсайте и разрешении части заявленной проблемы).
б) внутренним образом(постановка самим психологом-консультантом новой задачи, например, в зависимости от этапа, который проходит специалист совместно с клиентом в ходе конкретной консультационной сессии или начало последующей сессии после перерыва в сессиях);


С изменением задачи рождается новая ситуация

Слайд 107Таким образом, системный подход к анализу консультативной деятельности может быть осуществлен

только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает ситуация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание банка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объективное знание о консультативной деятельности.

Слайд 108Трудные ситуации жизнедеятельности


Слайд 109Психотерапевтическая новелла «Если бы насилие было разрешено»


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика