Слайд 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА В
МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Слайд 2Структурные характеристики младенчества
1. Социальная ситуация развития.
2. Ведущий вид деятельности.
3.
Новообразования.
4. Кризис.
Слайд 31. Социальная ситуация развития младенца: «Мы»
изначальная психическая общность матери и ребенка
«мы»:
Полная беспомощность младенца и отсутствие у него каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию и удовлетворению своих потребностей.
Слайд 4
Структурные характеристики младенчества
2. Ведущий вид деятельности – эмоциональное общение со взрослым
3.
Новообразования: ходьба, слово
4. Кризис 1 г.
Слайд 5
Общая характеристика психического развития
ребенка первого года жизни
Слайд 6Микропериоды (этапы) младенчества
Первый период - новорожденность: 0 -1 мес.
Второй период:
1мес. – 6 мес.
Третий период: 6 мес. – 12 мес.
Слайд 7
1. Отсутствие сложившихся форм поведения при наличии определенного количества безусловных рефлексов
Особенности развития ребенка в период новорожденности:
Слайд 8
Особенности развития ребенка в период новорожденности:
2. Быстрое развитие органов чувств
по сравнению с движениями.
3. Социальная опосредованность жизни
Слайд 9Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого
Слайд 10Достижения (приобретения) новорожденности
-отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый
период активности и деятельности;
-выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослого, ухаживающего за ребенком),
-появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого;
- развитие органов чувств , появление зрительного и слухового сосредоточения.
Слайд 11
Второй период младенчества
1мес. – 6 мес.
Слайд 12
Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого
2 мес. – появление
потребности в общении со взрослым
Признаки сформированной потребности в общении со взрослым
1. Внимание, интерес к взрослому (прислушивается к голосу, смотрит)
2. Эмоциональный отклик на появление взрослого
3. Попытка привлечь к себе внимание,
4. Стремление продлить контакт со взрослым.
Слайд 13Комплекс оживления
замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
2.
улыбка, выражающую радостные эмоции ребенка;
3. двигательное живление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
4. вокализации — вскрики (громкие отрывистые звуки), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц — «гуулллиии» и пр.).
Слайд 14Основные достижения(приобретения) 2 этапа
1. Становление ситуативно-личностного общения со взрослым
Слайд 15Ситуативно-личностное общение со взрослыми
Слайд 16Основные достижения(приобретения) 2 этапа
2. Интенсивное развитие сенсорных систем (зрение, слух)
3. Развитие
хватания, установление зрительно-двигательных координаций
Акт хватания – переход к третьему периоду младенчества
Слайд 17
Третий период младенчества
6 мес. – 12 мес.
Слайд 18
Основные достижения(приобретения) 3 этапа младенчества
1. Развитие манипулятивных действий с предметами.
2. Развитие
активного интереса к окружающему и появление более сложных форм поведения (оборонительные движения, уверенное хватание, поиск потерянных игрушек, порывы радости и др.).
3. Появление подражания.
4. Зарождение предпосылок для развития речи.
Слайд 19Основные достижения(приобретения) 3 этапа младенчества
5. Зарождение новой формы общения со взрослыми
- ситуативно-деловой (?)
Слайд 21Выводы
1. Основные новообразования в психическом развитии младенца: ходьба, появление автономной речи
(слово)
2. Ведущие достижения:
В сфере деятельности: складываются первые формы общения со взрослым, акт хватания и освоение манипулятивой деятельности с предметами,
В сфере познания: возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства, поялвяются зачатки мышления как поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом,
В сфере личностного развития: появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, первое предличностное новообразование – активность.
Слайд 22Кризис первого года жизни
Новообразования возраста вступают в противоречие со старой социальной
ситуацией развития. Возросшая благодаря ходьбе и первому слову самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими
Слайд 23Симптомы кризиса
1. «Трудновоспитуемость» ребенка - упрямство, настырность, непослушание, требования повышенного
внимания и пр.
2. Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений - попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию.
3. Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы.
4. Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее).
5. Повышенная капризность ребенка.