Психическое развитие младшего школьника презентация

Содержание

Вопросы лекции Общая характеристика периода Психосоциальное развитие младшего школьника Развитие мотивационной и эмоциональной сферы Психологическая готовность к школьному обучению

Слайд 1ЛЕКЦИЯ №10
Психическое развитие младшего школьника


Слайд 2Вопросы лекции
Общая характеристика периода
Психосоциальное развитие младшего школьника
Развитие мотивационной и эмоциональной сферы
Психологическая

готовность к школьному обучению

Слайд 3Кризис 7 лет в младшем школьном возрасте
Возрастной период:
6-10 и 9-11 лет
Этот

период длиться от 1 до 4 класса

Слайд 4Характеристики кризиса 7 лет:
Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих

отношений (переоценка ценностей)
Усложняется эмоционально-мотивационная сфера ( оптимизм-пессимизм)
Ребенок начинает обобщать свои переживания (образуются устойчивые аффективные комлексы)
Ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением (формируется смысловая ориентировочная основа поступка )

Слайд 5Характеристика периода
ССР




Основное противоречие
Ребенок«должен», что часто не соответствует «хочу». Такая ситуация создает

условия для развития амбивалентных переживаний у ребенка: с одной стороны ему приятно чувствовать себя взрослее, ответственнее, чем прежде, с другой, нарастает страх оказаться плохим учеником, не соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

Представлена формулой
Ребенок- учитель
Ребенок -родитель
Ребенок- сверстник
Учитель в этом возрасте становиться авторитетом( функция оценщика), но также важно общение со сверстниками (формируется стиль реагирования в ситуации фрустрации).


Слайд 6Ведущий вид деятельности
Учебная деятельность-эта деятельность непосредственно направлена на усвоение

знаний, умений и в последствии
навыков.


Слайд 7Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
Мотивация учения- система побуждений, которая заставляет

ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.
Учебная задача- система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
Учебные действия- те действия с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
Действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
Действие оценки - те действия, с помощью которых учитель оценивает успешность усвоения учебной задачи.

Слайд 8Психосоциальное развитие младшего школьника


Слайд 9Социальные эмоции
1. Чувство ответственности (способность понимать ситуацию и соответствовать социальным стереотипам в

условиях учебной деятельности)
2. Самолюбие (стремление не только к самоутверждению, но и соперничеству с другими)
3. Чувство доверия к людям, которое трансформируется в способность к сопереживанию.
Сопереживание «успешного» ребенка к неуспешному создает атмосферу солидарности.


Слайд 10ИТОГ психосоциального развития:
1 Навык социального взаимодействия с группой;
2 Умение заводить друзей;
3 Эмоциональная децентрация -

способность отстраниться от собственных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.



Слайд 11АФФЕКТИВНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
• Непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций;
• Быстрая их смена;
• Интерес лишь

к событиям настоящего времени;
• Недостаточная оценка будущего.


Слайд 12Гендерная характеристика
половая гомогенизация, что является отражением определенного этапа в психосексуальном развитии

ребенка: мальчики дружат с мальчиками, девочки - с девочками.
половая сегрегация-показная враждебность между разнополыми группами

Слайд 13В.С. Мухина выделила следующие типы поведения детей в ситуации фрустрации:
1. Активно включаемый,

адекватно лояльный
2. Активно включаемый, неадекватно лояльный
3. Ребенок сдает свои позиции без сопротивления
4. Активно включаемый, адекватно нелояльный
5. Активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный

Слайд 14Развитие эмоциональной и мотивационной сферы


Слайд 15Социальные мотивы:
1. Ведущий социальным мотивом в 7 лет является статусный - позиционный

мотив «быть учеником».Очень важную роль в формировании этого мотиваиграет внешняя атрибутика - учебные принадлежности, форма, ранец.
2. Мотив хорошей отметки. В этом возрасте, отметка, с точки зрения В.С. Мухиной, превращается в знак, оценивающий личность в целом .
3. Мотив утверждения в коллективе класса, стремление к превосходству и признанию сверстниками.


Слайд 16Познавательные мотивы:
1. Мотивация содержанием - стремление к познанию новых фактов, сути явлений;
2.Мотивация

процессом процесс совершения действия, возможность творить. Эта мотивация является ведущей в структуре познавательных мотивов.


Слайд 17
Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е.

главное не получение знаний, какая-то награда.


Слайд 18Развитие базовых психических феноменов
Образ тела
ВКЗ
Самооценка и рефлексия


Слайд 19Проблема готовности и адаптации к школе


Слайд 20Психологическая готовность к школьному обучению
ПГ-сложное образование предполагающее высокий уровень развития мотивационной,

интеллектуальной сферы и сферы произвольности. Развитие их взаимосвязано и опирается на ЗБР.

Слайд 21Структура ПГ к обучению
Личностная готовность к школьному обучению : комплекс новообразований,

формирующих устойчивую мотивацию к обучению:
- стремление к новому социальному положению (выполнение интересных заданий)
- Формирование внутренней позиции
- отношение к учителю
- развитие отношений с другими детьми
- развитие сферы произвольности
Интелектуальная готовность- комплекс когнитивных изменений, способствующих эффективному усвоению получаемых знаний.



Слайд 22Традиционно выделяют 3 аспекта школьной зрелости:
- интеллектуальный,
- эмоциональный,
-

социальный.


Слайд 23Главные моменты, влияющие на социально-психологическую адаптацию:
- адаптация к новому режиму

дня_ продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка.
- адаптация к классному коллективу - проблемы приобретения социального статуса и взаимоотношений со сверстниками;
- трудности адаптации в области установления отношений с учителем;
- трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке - изменение отношений родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.


Слайд 24УРОВНИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА:
Высокий уровень адаптации - ребенок положительно относится к школе,

адекватно воспринимает требованиям учителя, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации - отношение к школе положительное и переживаний по поводу ее посещения не возникает. Однако требуется больший контроль со стороны взрослых к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает школьный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации - ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к выполнению домашних заданий, близких друзей в классе нет.

Слайд 25Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика