Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Человеческий фактор презентация

Содержание

План: 1)Введение 2) Характеристика психических процессов, свойств и состояния человека. 3)Виды взаимосвязей человека-оператора с технической системой 4 )Восприятие внешних воздействий и ошибочная реакция человека 5) Вывод.

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт прокуратуры Кафедра физического воспитания спорта

Тема: Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Безопасность и человеческий фактор.

Выполнила: 
студентка группы 101 ИП        
Ахмедова Елизавета
Проверил : Доцент кафедры физ. воспитания и спорта
Минеева Алла Тимофеевна

Екатеринбург, 2017


Слайд 2План:
1)Введение
2) Характеристика психических процессов, свойств и состояния человека.
3)Виды взаимосвязей человека-оператора с

технической системой
4 )Восприятие внешних воздействий и ошибочная реакция человека
5) Вывод.

Слайд 3
Психология- это наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних

факторов и взаимодействие между индивидуумами

Психология труда

Инженерная психология

Психология безопасности


Слайд 4Предмет Психологии Безопасности
Психические процессы
Психическое состояние
Психические свойства


Слайд 5Ощущение
Восприятие
Мышление
Память
Чувства (чувственный тон)
Настроение
Воля
Эмоции
2)Характеристика психических процессов, свойств и состояния человека
Психические процессы
Внимание


Слайд 6Ощущение-чувственное познание человека об отдельных свойствах окружающих его предметов. Благодаря ощущениям

мы судим о цвете, весе, звуке, запахе и т.д

Слайд 7

Восприятие - отражение в сознании человека всей совокупности свойств предметов и

явлений.


Слайд 8

Мышление-познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности


Слайд 9Внимание - это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах

и явлениях

Непроизвольное (громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга)

Послепроизвольное (студент, готовящийся к сессии, огромным волевым усилием заставивший себя учить билеты к экзамену, в какой-то момент настолько заинтересовывается предметом, что он начинает получать удовольствие от его изучения, которое практически полностью снимает напряжение)

Произвольное (студент заставляет себя слушать профессора, водитель ведет машину, стараясь не отвлекаться на посторонние сигналы)


Слайд 10Кратковременная память (ёмкость 50бит; в среднем 20 секунд)
Долговременная память
(объем 1021

бит)

Память- психический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями


Слайд 11



Шар, Кит, Мяч, Часы, Эскимо, Молоко, Жук, Лиса, Нососорог, Дом, Кот,

Гора, Чай, Автомобиль, Лось

Задания для проверки памяти

1)


Слайд 13
43 57 12 33 96
3)


Слайд 14Чувственный тон эмоциональная окраска психического процесса.
Положительный
Отрицательный


Слайд 15Эмоции
переживание человеком какого-либо чувства
Стенические
(решимость, радость, воодушевление, азарт)
Астенические
(боязнь, опасение, страх,

испуг, ужас)

Слайд 16

Настроение - ϶ᴛᴏ общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного

периода времени

Слайд 17Воля- форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего

поведения

- Осмысленность(восприятие вещи совместно с ее пониманием)

- Направленность действий на достижение цели

Характеристики воли:


Слайд 18Психические состояния
Кратковременные (состояние аффекта)
Продолжительные (депрессия)
Длительные (страх, боязнь высоты)


Слайд 19Психологическое состояние
Утомление/переутомление
Психическое напряжение
Стресс/дистресс
Особые состояния


Слайд 20

Утомление – это временное состояние органов или целого организма, характеризующееся снижением

работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление


Слайд 21Нормальная загрузка человека не должна превышать 40 – 60 % и

только в кризисных ситуациях она может возрасти до 80 % максимальной нагрузки

Слайд 22

Стресс— реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки
Стресс, превышающий критический

уровень, называют дистрессом состояние как физического, так и психоэмоционального перенапряжения

Слайд 23Особые психические состояния
Фрустрация
Аффективное состояние
Фобии
Лекарственные и Алкогольные изменения психического состояния
Пароксимальные состояния


Слайд 24

Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга,

эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания

Фрустрация– состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели

Аффект– наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, протекающая стремительно и бурно

Фобия - это какой-то неконтролируемый страх


Слайд 25Психические свойства
Характер
Темперамент
(холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик)


Слайд 26

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологических свойств, проявляющихся в типичных для

конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах

Пикники (циклотимики – контактные люди, выражающие свои эмоции. Они достаточно просто адаптируются к новым условиям)

Астеники (шизотимики – замкнутые, упрямые люди, которые плохо привыкают к изменяющимся условиям)

Атлетики (иксотимики – спокойные и мало впечатлительные люди, которые не переносят перемен)


Слайд 27

Темперамент - это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека,

темп психических процессов

Слайд 283)Виды взаимосвязей человека-оператора с технической системой
Совместимость человека и технической системы

бывает пяти видов.
1) Биофизическая совместимость человека и системы (компромисса между физиологическим состоянием и работоспособностью чело­века и различными факторами характеризующими систему)
2) Энергетическая совместимость. (создание органов управления системы и подбор оператора для системы таким образом, чтобы они гармонировали в отношении затрачиваемой мощности, скорости, точности, оптимальной загрузки конечностей оператора)

Слайд 293)Пространственно-антропометрическая совместимость человека и системы. (учет антропометрических характеристик и некоторых физиологических

особенностей человека при создании рабочего места)
4)Технико-эстетическая совместимость. (творческая и эстетическая удовлетворенность человека от процесса труда)
5)Информационная совместимость. (соответствие возможностям человека по приему и переработке информации)

Слайд 30Получение информации


Слайд 32Защитные функции организма реализуются
Через мозг и его память
Сознательное мышление


Слайд 33Человек –источник опасности
45 % аварийных ситуаций на АЭС,
60 % аварий

на объектах с повышенным риском,
80 % авиакатастроф и катастроф на море
90 % автомобильных аварий

Источник : https://studfiles.net


Слайд 34Причины ошибок
Непосредственные (зависят от психологической структуры действий оператора: ошибки памяти, иышления)


Главные (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора и тд.)

Способствующие (зависят от особенностей личности: характера, темперамента, коммуникативных особенностей, состояния здоровья, внешних условий


Слайд 36Согласно докладу Федеральной службы по труду и занятости РОСТРУД 2016г.
Причины травматизма
Источник:

https://www.rostrud.ru



неудовлетворительная организация производства работ(32%)

нарушение правил дорожного движения(11%)

нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда(10%) , включая случаи при нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения(40 случаев)

нарушение технологического процесса (7 %).






Слайд 37Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда: - оператор

или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочной цели; - поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; - оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Слайд 38

Организационно-психологические причины :
низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности,
слабая установка специалиста

на соблюдение правил безопасности,
допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма,
пребывание людей в состоянии утомления, беспокойства, нервозности


Слайд 39Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека:
«Реакция человека на внешние раздражения

может быть ошибочной и сопровождаться антропогенной опасно­стью ».

5)Вывод


Слайд 40Использованные источники
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учебник для бакалавров /

С.В. Белов; Под общей редакцией С.В. Белова.— 4-е издание, исправленное и дополненное — М.: 2012. — 682 с.: ил..
Масленникова И. С. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебник / И. С. Масленникова, О. Н. Еронько. – 4-e изд., перераб. – М. : ИНФРА-М, 2014. – (Высшее образование. Бакалавриат)
Психологическая безопасность: учебное пособие / В.П Соломин-Дрофа; М.; 2008

https://scibook.net/
https://studfiles.net


https://www.rostrud.ru/- Федеральная служба по труду и занятости

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика