Слайд 1 социальная психология
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
Слайд 2Учебные вопросы:
1) стили разрешения конфликтов;
2) особенности «жесткого» стиля переговоров;
3) специфика «гарвардской»
модели.
Слайд 3Стили разрешения конфликтов:
Уклонение – отказ от общения путем
выхода из ситуации или
игнорирования
оппонента.
Подавление –отказ
от собственных
интересов ради
сохранения
отношений.
Слайд 4Компромисс – тактика
взаимных уступок,
позиционного торга,
раздела поровну.
Конкуренция – стремление
к
победе, состязанию воли,
получению односторонних
выигрышей за чужой счет.
Сотрудничество – поиск решения, полностью
устраивающего всех. Стороны выступают как
партнеры, а не оппоненты.
Слайд 5
Особенности «жесткого» подхода
(по Джиму Кэмпу)
Слайд 6Переговоры начинаются, когда кто-то говорит «нет».
Проигрывает тот, кто демонстрирует свою
«нужду», крайнюю необходимость заключить сделку.
Лишняя болтовня есть проявление «нужды». Тот, кто слушает, контролирует переговоры.
Боязнь получить отказ – признак «нужды».
«Заботиться» о противнике, поддерживать интонационно и невербально, проявлять уважение.
Слайд 76. «Эффект Коломбо» - дать
противнику почувствовать
уверенность и превосходство.
Не бояться
«быть немного не
в порядке». Обнаруживать
свои мелкие недостатки.
7. Иметь «миссию», ориентированную на противника. Помочь ему увидеть перспективы и принять решение.
8. Лучший способ проведения переговоров – открытые вопросы, начинающиеся с вопросительных слов. («Чего бы вы от меня хотели?»).
Слайд 89. Техника контрвопроса. («забота» – краткий ответ – встречный вопрос).
10. Техника
«связки»: вариант контрвопроса, рассчитанный на конкретизацию слов оппонента. Выполняется после «заботы». («Иии?»)
11. Прием «три плюс»: каждый вопрос или утверждение произносится не менее трех раз в ходе переговоров.
12. Прием "Травить леску": избегать любых эмоциональных отклонений (в т.ч. и позитивных) от хода беседы. Эмоции порождают сомнения.
13. Переговоры не бывают завершенными.
Слайд 9СПЕЦИФИКА
«ГАРВАРДСКОЙ»
МОДЕЛИ
Слайд 101. Последовательное разграничение между участниками переговоров (установка на сотрудничество) и их
предметом. Разбираться с проблемой, а не с людьми.
2. Сосредоточение внимания на скрытых интересах, а не на высказываемых позициях сторон.
3. Поиск всех взаимовыгодных вариантов решения проблемы.
4. Опора на объективные критерии, не относящиеся к состязанию воли.
Слайд 11 Поставить себя на их место.
Не принимать собственных страхов за
намерения других.
Не обвинять, даже когда они того заслуживают.
Применять «Я-высказывания», т.е. говорить о своих чувствах, а не о чужих поступках.
Демонстрировать активное слушание и понимание.
Не реагировать на чужие эмоции аналогичным образом.
Использовать неожиданные жесты «доброй воли»
Не говорить лишнего.
Слайд 12 Поставить себя на их место.
Спросить: «Почему?».
Составить
перечень интересов каждой стороны.
Говорить о собственных интересах, подчеркивая их важность.
Признать их интересы важной частью проблемы.
Апеллировать к общим интересам.
Сперва описать проблему с точки зрения интересов сторон и лишь потом предложить ее решение.
Четко преследуя свои интересы, оставаться открытыми для дискуссии.
Слайд 13Ошибки при выдвижении вариантов решения проблемы:
Преждевременная критика высказываемых идей (сковывает инициативу)
Поиски единственного наилучшего ответа.
Убеждение в невозможности «увеличить пирог».
Недостаточный учет интересов партнеров.
Неубедительное изложение преимуществ своих идей.
Слайд 14
В качестве объективных критериев используют
рыночные цены, профессиональные нормы, судебные прецеденты,
научные оценки и проч., все, что не зависит от воли сторон.
Слайд 15Дополнения:
В случае сильного давления не отвечать тем же, а анализировать интересы,
изобретать варианты и искать независимые критерии.
Всегда иметь НАОС – наилучшую альтернативу обсуждаемому соглашению. Продуманный запасной вариант, защищающий от невыгодных условий. «Чем лучше НАОС – тем больше ваши возможности».
Вопросы эффективнее утверждений.
Предупреждения эффективнее угроз.
Слайд 16Как можно больше узнать о целях и аргументах партнеров, прежде чем
излагать собственные. «Кто первым открывает свой чемодан…»
Нельзя говорить о тех интересах или вариантах решения, которые ослабляют нашу позицию в глазах другого.
Молчание как наилучший ответ на неразумное предложение или личную атаку.
Успех любых переговоров зависит от качества подготовки к ним.