Слайд 1
ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ
ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«Ладья»
(В ладу с
собой)
Слайд 2АВТОРЫ
Сирота Н.А. - декан факультета клинической психологии, заведущая кафедрой клинической психологии
ГОУ ВПО Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет Росздрава. Руководитель отдела профилактических исследований, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. Д.м.н., профессор.
Воробьева Т.В.- доцент кафедры клинической психологии ГОУ ВПО Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет Росздрава. Старший научный сотрудник Отдела профилактических исследований: Отделение анализа и внедрения профилактических и реабилитационных программ, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. К.м.н.
Ялтонская А.В. - научный сотрудник Отдела профилактических исследований: Отделение анализа и внедрения профилактических и реабилитационных программ, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. Ведущий тренер, НКО Фонд "Система профилактических программ".
Кудрявцева Н.В.- заведующая кабинетом психологии Брянского института повышения квалификации работников образования
Яцышин С. М.- к.п.н. сотрудник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга».
Микляева А.В. - к.п.н., сотрудник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга».
Рыдалевская Е. Е.- врач-нарколог, исполнительный директор Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга».
Слайд 3
Программа «Ладья» разработана в 2007г. и находится
в стадии внедрения в различных регионах.
Внедрение программы происходит в Калининграде, Брянске, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Иваново, Воронеже, Сургуте, Липецке, Санкт-Петербурге, Кронштадте.
Слайд 4Рецензии
Программа получила положительные рецензии от национального научного центра наркологии, Московского психолого-педагогического
университета, министерства образования Калининградской области, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.И.П.Павлова, АППО Санкт-Петербурга
Слайд 5Предлагаемая программа, в отличие от информационных программ, обращается не к вопросам
«ЧТО», а к вопросам «ПОЧЕМУ».
В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, предполагающие формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в их поведении, сводили бы риск зависимого поведения к минимуму.
Этому способствует актуализация в детях доброго начала, способности сопротивляться злу, развитие духовно-нравственного потенциала.
Слайд 6 Программа рассчитана на 23 занятия продолжительностью по 1,5 часа.
Она предназначена для старших подростков, составляющих группу из 10-30 человек.
Содержание программы
структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: свобода, любовь, жизнь, смерть, семья, дружба, ценности, цели и смысл, добро – зло, терпимость – толерантность – стигматизация, выбор, одиночество, здоровье – болезнь, счастье – несчастье.
Слайд 7
Учитывая, что программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, СУЗы), в
которых обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. Важно подчеркнуть, что программа не является миссионерским инструментом, ее основная задача – способствовать духовному развитию подростков.
Программа основана на следующих принципах:
Принцип терпимости к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы.
Принцип мотивационной готовности.
Принцип целостности материала
Принцип учета возрастных особенностей
Принцип от других к себе.
Принцип приоритета развития над обучением.
Принцип перехода от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к менее осознанным этическим и духовным проблемам.
Принцип учета особенностей естественной группы.
Слайд 8ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
формирование и развитии представлений о христианских ценностях, создании
условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании подростков, формирование мотивации опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов
формирование психологической компетентности подростков, которая является важным ресурсом развития их духовно-нравственного развития и предполагает развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.
Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностных преобразований участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. Это предполагает использование когнитивных и поведенческих модификаций, бесед, дискуссий, «мозговых штурмов», мини-лекций, ролевых игр и элементов психодрамы, психогимнастических упражнений.
Слайд 9Структура занятия
Разминка. Целью разминки, помимо создания рабочего настроя в группе, является
обращение к изучаемой на занятии теме. Разминка может также выполнять мотивирующую функцию, в том случае, если заканчивается экспресс-обсуждением.
Работа по теме. Предлагаемые в программе упражнения для работы над каждой темой требуют обязательного обсуждения, в котором группа в дискуссии, структурируемой ведущим, находит аналогии упражнению в реальном жизненном опыте и выходит на обсуждение этической подоплеки происходившего. Ведущему важно тактично акцентировать те моменты в обсуждении, которые являются значимыми для формирования адекватных этических представлений.
Обобщение результатов преследует две цели: содержательное подведение итогов занятия (основной формой является мини-леция ведущего) и вербализация подростками нового опыта в форме обсуждения «нового», «интересного» и «неожиданного».
Домашнее задание
Слайд 10На кого в детстве сильное влияние оказывали дедушки/бабушки?
У кого была няня?
Кто
единственный ребенок в семье?
Кто рос в большом городе?
Кто с детства занимался спортом?
Кто писал в юности стихи?
У кого первая влюбленность завершилась свадьбой?
Кто начал работать до достижения совершеннолетия?
Кто часто путешествовал со своими родителями?
Кому в детстве родители обычно читали перед сном книги?
У кого в семье есть верующие родственники?
У кого в семье были родственники-долгожители (свыше 90 лет)?
Кто верит в любовь с первого взгляда?
Кто хотел бы иметь многодетную семью?
Кто согласен с тем, что семья важнее карьеры?
Слайд 11Занятие «Счастье»,
разминка «Пословицы»
Кто счастлив в игре...
Счастье в нас, …
Со счастьем
на клад набредешь,..
Не то счастье, о чем во сне бредишь, а …
Счастье следующего века …
Счастье приходит в дом, ..
Всякому свое счастье
без счастья и гриба не найдешь.
в чужое счастье не заглянешь.
где слышен смех.
строится в этот век.
тому несчастье в женитьбе.
а не вокруг да около.
то счастье, на чем сидишь да едешь.
Слайд 12Счастье. Притча.
Бог слепил человека из глины, и остался у Него неиспользованный
кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Слайд 13 Исследования показали, что счастливые люди часто переживают радость успеха
в детстве, что формирует у них чувство компетентности и позволяет испытывать удовольствие от инициативы трудолюбия. Характер взаимоотношений с другими людьми позволяет им достигать доверия и близости, они получают удовольствие, как от межличностных отношений, так и от своей деятельности».
Психологический словарь
Слайд 14
«Счастье – это эмоция, сопровождающая приятную случайность, желанную
неожиданность, удачу, успех в делах. Это благополучие, желанная насущная жизнь без горя и тревоги, что покоит и доволит человека по убеждениям, вкусам и привычкам его».
В. Даль
Слайд 15 «На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в
блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастье».
Советы преподобного Макария Оптинского (Иванова)
Слайд 16Обратная связь
Мне понравилось…..
Мне показалось неожиданным…
На мой взгляд было удачно…..
Было бы лучше
если…..
Мне было интересно……
Я узнал…….
Новым для меня было то, что …….
Слайд 17Домашнее задание
Написать эссе на тему «Хочешь быть счастливым – будь им»
Слайд 18Юр.адрес: СПБ 192171 ул.Полярников д.17 кв.32
Тел.(812) 274 36 62 E-mail: dir@ Тел.(812) 274
36 62 E-mail: dir@ cidcТел.(812) 274 36 62 E-mail: dir@ cidc-Тел.(812) 274 36 62 E-mail: dir@ cidc-spbТел.(812) 274 36 62 E-mail: dir@ cidc-spb.ru, alena-ryd1@yandex.ru
Интернет: wwwИнтернет: www.Интернет: www.cidcИнтернет: www.cidc-Интернет: www.cidc-spbИнтернет: www.cidc-spb.Интернет: www.cidc-spb.ru