Слайд 1Профессиональное становление личности
Слайд 2Дошкольное детство
Подражание взрослым;
Сюжетно-ролевые игры с профессионально-ориентированным характером;
Первоначальные трудовые пробы;
Знания взрослых о
труде;
Результат – самоопределение на основе различения видов труда и сравнения разных профессий
Слайд 3Младший школьный возраст
Подражание взрослым;
Ориентация на профессии значимых взрослых;
Мотивация достижения в учебной
деятельности (представление о желаемой профессии);
Возрастание индивидуальных различий;
Развитие воображения;
Обогащение представлений о содержании различных видов деятельности;
Результат – профессионально окрашенные фантазии.
Слайд 4Подростковый возраст
Период первичной амбивалентной оптации;
Основы нравственного отношения к разным видам труда;
Формирование
системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения к различным видам деятельности;
Подражание внешним формам поведения – выбор романтических профессий;
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам – новые профессионально ориентированные мотивы учения;
Результат – профессиональные мечты.
Слайд 5Ранняя юность
Задача – выбор профессии (реалистическая оптация);
Более эффективно – получать общее
среднее образование;
Актуальным является учебно-профессиональное самоопределение.
Слайд 6Юность
Получение профессионального образования;
Внесение коррективов в выбор учебно-профессионального поля;
Неосознанный процесс кристаллизации профессиональной
направленности личности;
Усвоение будущей социально-профессиональной роли.
Слайд 7Молодость
Возраст социально-профессиональной активности;
Актуальным является профессиональный рост;
Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив
карьеры актуализируют рефлексия и самоанализ;
Определение новых жизненно значимых целей;
Для многих вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения.
Слайд 8Зрелость
Наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использование своего
профессионального потенциала;
Выработка индивидуального стиля деятельности;
Профессиональный оптимизм.
Слайд 9Пожилой возраст
Уход из профессиональной жизни;
Профессиональная усталость;
Невостребованность профессионального мастерства ускоряет социальное старение;
Менторинг
– наставничество;
Ощущение «профессиональной беспризорности»;
Проблема самоопределения в социальной и общественно полезной деятельности.
Слайд 10Основные моменты профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников)
1. Профессиональное самоопределение — это избирательное
отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
Слайд 11Продолжение
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как
окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Слайд 12Н.С. Пряжников обосновал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения личности :
1. Осознание ценности
общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.
4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
Слайд 13Продолжение
5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и
местах трудоустройства.
6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
Слайд 14Как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего
и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:
1) профессиональное самоопределение — является более конкретным и его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение — это более сложное понятие (диплом «на личность» пока не выдают);
2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно негативные условия позволяют личности проявить себя по-настоящему.
Отличие личностного и профессионального самоопределения
Слайд 15Конфликты самоопределения, обусловленные следующими факторами:
рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями
и профессиональной
действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (само
оценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;
несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;
Слайд 16Конфликты самоопределения, обусловленные следующими факторами (продолжение):
противоречием между направленностью личности на достижение
успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития
социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;
несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным»
и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;
противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной
ригидностью; между потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.
Слайд 17Соотношение конфликтов и стадий профессионального развития
Слайд 18Соотношение кризиса и конфликта
Кризис
Конфликт
Конфликтная ситуация может инициировать кризис, а кризис сопровождается
конфликтами (внутриличностными, профессиональными, межличностными), хотя и не исчерпывается ими.
Слайд 19Критерии различия понятий «кризис» и «конфликт»
Слайд 20Кризисы профессионального становления
Кризисы профессионального становления личности являются сенситивными периодами образования профессиональных
деструкции.
Кризис профессионального становления - непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития.
Кризисы приводят к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.
Слайд 21Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно
критическую и посткритическую
Слайд 22Предкритическая фаза
обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее
реализации, межличностными отношениями.
Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т. п.
Слайд 23Критическая фаза
отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения,
проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность.
Противоречия усугубляются, и возникает конфликт,
который становится ядром кризисных явлений. Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.
Слайд 24Посткритическая фаза
Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов
могут
иметь конструктивный, профессионально нейтральный и деструктивный характер.
Слайд 25Кризисы профессионального становления личности
Слайд 26Кризисы профессионального становления личности (продолжение)
Слайд 27Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления: