Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма презентация

Содержание

Назначение судебной экспертизы. Задача государственной судебно-экспертной деятельности. Основные понятия. Объект психолого-лингвистической экспертизы. Предмет психолого-лингвистической экспертизы. Основная задача экспертизы. Методическое обеспечение. Компетенция экспертов. Принцип анализа экстремистских высказываний. План:

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
САЖЕНИН
Игорь Игоревич

канд. филол. наук,


доцент НГПУ

Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма


Слайд 2Назначение судебной экспертизы.
Задача государственной судебно-экспертной деятельности.
Основные понятия.
Объект психолого-лингвистической экспертизы.
Предмет психолого-лингвистической

экспертизы.
Основная задача экспертизы.
Методическое обеспечение.
Компетенция экспертов.
Принцип анализа экстремистских высказываний.

План:


Слайд 3Назначение судебной экспертизы
Судебная экспертиза спорных текстов «экстремистской направленности» назначается, когда при

расследовании или судебном разбирательстве возникает необходимость установить факты, связанные с содержанием или направленностью текстов (высказываний). Экспертиза назначается по статьям 205.2, 280 и 282 УК РФ.
Нормативно-правовая база:
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
Ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (в ред. федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
Ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
УПК РФ.


Слайд 4Задача государственной судебно-экспертной деятельности
Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам,

судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».


Слайд 5Ст. 280 УК РФ
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -наказываются

штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Слайд 6Ст. 282 УК РФ
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а

также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пят лет.
Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения,
б) лицом с использованием своего служебного положения,
в) организованной группой,
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.


Слайд 7Ст. 205.2. УК РФ
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное

оправдание терроризма наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В настоящей статье под террористической деятельностью понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 настоящего Кодекса.

Слайд 8Основные понятия
Экстремистская деятельность (экстремизм) (в законе описывается через перечень деяний).
Преступления экстремистской

направленности – это преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Экстремистские материалы – это «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О противодействии экстремистской деятельности».

Слайд 9Запрещенные речевые действия, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности»:
публичное оправдание

терроризма;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в ст. 1 ФЗ № 114 и являющихся преступлением;
подстрекательство к осуществлению указанных выше деяний;


Слайд 10высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или

муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности;
публичные призывы:
к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
к публичному оправданию терроризма и к осуществлению террористической деятельности;
к возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
к пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Запрещенные речевые действия, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности»:


Слайд 11к нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в

зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
к воспрепятствованию осуществления гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или к нарушению тайны голосования (соединенные с насилием либо угрозой его применения);
к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций (соединенные с насилием либо угрозой его применения);
к совершению преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
к пропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Запрещенные речевые действия, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности»:


Слайд 12Цель субъекта преступления
Целью субъекта преступления является НЕ обнародование (опубликование) материалов как таковое,

а возбуждение вражды посредством обнародования материалов конкретного содержания.

Слайд 13Чтобы обвинитель мог доказать наличие цели, недостаточен еще сам факт обнародования.


Должно быть установлено, что автор хотел с помощью этого обнародования воздействовать на адресата определенным образом (побудить к действиям, изменить взгляды и др.).
Установление умысла (цели действий субъекта преступления) – задача следствия и суда.
При решении этой задачи должна учитываться цель сообщения, выраженная автором в самом тексте (высказывании).
Эта цель может быть во многих случаях выявлена путем анализа использованных языковых средств, сообщаемых типов информации и особенностей коммуникативной ситуации.

Цель субъекта преступления


Слайд 14Цель vs мотив
Установление цели сообщения (а не цели противоправной деятельности) входит

в задачу психолого-лингвистического исследования, а определение мотива деяния находится вне пределов компетенции экспертов и составляет исключительную компетенцию судебно-следственного органа.


Слайд 15Особенности текста, значимые для правовой оценки самого текста и уголовно-правовой оценки

действий автора этого текста по его созданию и обнародованию:

целенаправленность деятельности автора по созданию текста, ее произвольность и осмысленность;
публичность речевой деятельности (публичный или массовый уровень коммуникации);
наличие в тексте призывов (к определенным действиям);
наличие в тексте пропаганды (национального, религиозного, языкового, расового превосходства, исключительности или неполноценности);
наличие в тексте оправдания (терроризма) или обоснования (экстремистской деятельности);
направленность речевых действий (текста) на возбуждение розни, вражды, ненависти, унижение достоинства человека, оскорбление человека по определенным признакам (пола, расы, национальности, отношения к религии и др.).


Слайд 16Объект психолого-лингвистической экспертизы
Объектом является текст как продукт речевой и коммуникативной деятельности

и поведения человека (автора текста).
«Текст» понимается в данном случае широко: как устный и письменный; как отдельное высказывание и как совокупность высказываний.


Слайд 17Предметом являются фактические данные об особенностях текста, имеющие значение для уголовного,

гражданского, арбитражного дела.

Предмет психолого-лингвистической экспертизы


Слайд 18Основная задача экспертизы данного вида
Основная задача заключается в установлении на основе

применения специальных знаний в области лингвистики и психологии наличия/отсутствия в тексте лингвистических и психологических признаков выражения определенного типа значения.
Данный вид экспертизы решает задачи диагностического типа – установление значения и отнесение его к некоторому заданному классу.

Слайд 19Методическое обеспечение
Кукушкина О. В. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по

делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму / О. В. Кукушкина, Ю. А. Сафонова, Т. А. Секераж. – М. : ФБУ РФЦСЭ Минюста Российской Федерации, 2014. – 98 с.

Слайд 20Компетенция экспертов
В компетенцию экспертов не входит юридическая (правовая) квалификация деяния, установление

вины и ее форм (умысел или неосторожность, вид умысла), мотивов правонарушения.
Эксперты не устанавливают тех обстоятельств, которые не получили отражения в тексте (письменном или устном).
Эксперты устанавливают только выраженную в тексте цель автора, не устанавливая реальные цели и мотивы деятельности субъектов правонарушения.
При производстве психолого-лингвистической экспертизы текста в компетенцию экспертов входит установление значения текста:
- что именно сказано, исследуется филологами;
- направленность сказанного исследуется психологами.
Нормативно-правовая база:
Постановление Пленума Верховного суда России № 28 от 21.12.2010 «О судебной экспертизе по уголовным делам».
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации«.


Слайд 21Типы экспертных задач:
установление признаков призыва к тем или иным действиям, указанным

в вопросе;
установление признаков пропаганды определенных взглядов (негативного отношения, исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку, указанному в вопросе);
установление признаков возбуждения розни, вражды, ненависти к группе, указанной в вопросе;
установление признаков унижения человеческого достоинства по признакам, указанным в вопросе;
установление признаков оправдания действий и взглядов, указанных в вопросе;
установление признаков угрозы применения насилия в отношении лиц, указанных в вопросе.


Слайд 22Принцип анализа экстремистских высказываний
Значение любого экстремистского высказывания можно представить как состоящее

из трех компонентов:
предметно-тематического (о ком/чем и что именно говорится);
оценочно-экспрессивного (как оценивается то, о чем говорится, какие эмоции вызывает);
целевого (зачем это говорится).


Слайд 23Предмет речи «группа лиц»
При анализе группы лиц как предмета речи эксперт

должен ответить на следующие вопросы:
идет ли речь именно о группе лиц (Говорит ли автор обо всей группе или о конкретном лице/лицах?);
на основании какого признака (религиозной, национальной, этнической, расовой, социальной принадлежности, какого-либо другого признака) автор выделяет группу (Кого автор включает в группу? Какой признак используется для выделения группы, при установлении принадлежности к ней?);
всех представителей группы или только какую-то ее часть автор имеет в виду, когда говорит о группе (Говорит ли автор обо всей группе или о какой-то ее части?);
одну и ту же группу (лицо) или разные имеет в виду автор, используя разные наименования (В одном и том же или в разных значениях используются слова Х и Y?);
идет ли в высказывании речь и о той группе лиц, которая не названа (Говорит ли автор и о группе Y?).

Слайд 24При анализе сказанного о предмете речи эксперт должен решить следующие основные

задачи:

уточнить, какие именно признаки приписываются предмету речи (Что говорит автор о предмете речи?);
установить, к какому содержательному типу относится сообщаемая о предмете речи информация (Какого типа информацию о предмете речи сообщает автор?).


Слайд 25Лингвистический анализ оценочной информации (оценочно-экспрессивный анализ)
Выражение определенного отношения автора к предмету

речи – второй обязательный компонент «экстремистских» значений.
Эти значения с точки зрения отношения не нейтральны.
Здесь представлены негативное отношение (ср. такие понятия закона, как «рознь», «вражда», «ненависть», «превосходство», «неполноценность», «исключительность», «унижение», «обвинение») и позитивное отношение («оправдание», «возможность», «желательность», «необходимость»).
Отношение выражается через разные оценки, которые располагаются на общей шкале «хороший/плохой».
Они отражают систему ценностей автора (реальную или декларируемую), поэтому их анализ дает важный материал для последующего психологического анализа авторских установок.

Слайд 26Типы оценок, регулярно выражаемых языковыми средствами
Общая оценка типа «хороший/плохой» (собственно оценка,

или аксиологическая оценка) (Как автор оценивает предмет речи – как хороший/плохой?).
Эмоциональная (экспрессивная) оценка «нравится/не нравится» (Какое эмоциональное отношение к предмету речи высказал автор? Как автор характеризует эмоциональное состояние, чувство, вызываемое предметом речи?).
Оценка типа «достоин/недостоин предмет речи определенного социального статуса и соответствующего ему отношения» (Достоин или не достоин, равен/неравен, заслуживает/не заслуживает звания, должности, равных прав и пр., по мнению автора?).
Оценка типа «мы/они/третья сторона», «свой/чужой» (Включает ли автор себя в одну группу с предметом речи или считает себя его противником/третьей стороной?).
Модальная оценка (Какие действия автор считает необходимыми, допустимыми, возможными, желательными по отношению к предмету речи?).
Оценка по степени важности для автора (Считает ли автор предмет речи главным, основным?).


Слайд 27Анализ речевых целей
Ни лингвист, ни психолог не могут установить мотивы (причины),

которые привели к порождению того или иного конкретного высказывания, и реальные цели, которые преследовал автор, создавая текст. Это не является предметом экспертного анализа.
Эксперт имеет дело только с выраженными целями.
Лингвистический анализ исследует выраженные цели конкретных высказываний и жанров текста («коммуникативные/речевые» цели).
Психологический, опираясь в том числе на лингвистически установленные цели, анализирует направленность сказанного.


Слайд 28В ходе лингвистического анализа речевой цели должно устанавливаться:
Какая информация о речевой цели

высказывания выражена в тексте (Какая речевая цель выражена? Что сообщает автор адресату о цели этого высказывания?)?
Какими средствами (эксплицитными и имплицитными) эта информация выражена (Каков способ ее выражения?)?
Соответствует ли выраженная речевая цель общей направленности текста?


Слайд 29Литература:
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года №

11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
Ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
Ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Кукушкина, О. В. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму / О. В. Кукушкина, Ю. А. Сафонова, Т. А. Секераж. – М. : ФБУ РФЦСЭ Минюста Российской Федерации, 2014. – 98 с.
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О противодействии экстремистской деятельности».



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика