Слайд 1Проблемы человека и гражданского общества в трудах немецких философов XVIII –
XIX веков
Слайд 2Иммануи́л Кант (22 апреля 1724 г. — 12 февраля 1804 г.)
— немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Начиная с 1770 г. разрабатывал "критическую философию", дуалистическое учение о непознаваемых "вещах в себе", достоверное знание о которых, по мнению Канта, не могут дать ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка. Кант ограничил компетенцию разума в пользу веры. Вера в бога, считает он, необходима, поскольку без нее невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.
Кант впервые предпринял попытку осмыслить антропологическую проблематику. Правда, его больше интересует не само бытие человека, а его отношение к миру: что представляет из себя мир, который познает человек? Способен ли человек познать мир? В каких отношениях находится человек с окружающим его миром?
На основе результатов критики теоретического разума Кант построил свою этику. Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у Канта под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если это задачи всеобщего блага.
Слайд 3Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее поведение — категорический императив.
При этом он старался отделить сознание нравственного долга от чувственной склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если совершается из уважения к нравственному закону. Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у Канта под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее поведение — категорический императив. При этом он старался отделить сознание нравственного долга от чувственной склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если совершается из уважения к нравственному закону. Антропологические воззрения Канта оказали большое влияние на его последователей, стремящихся вслед за Кантом ответить на важнейший вопрос его философского учения — что же такое человек?
"Антропология с прагматической точки зрения" написана Кантом в 1798 г. В ней он предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о человеке — антропологию, которую разделил на физиологическую и прагматическую.
Слайд 4С прагматической точки зрения человек — это свободно действующее существо, и
Кант пытается выяснить, каким он может стать в результате собственных усилий. По мнению Канта, антропология не может называться прагматической, если она включает в себя только знания о вещах, животных, растениях и т. д. Прагматической она становится только тогда, когда изучает человека как гражданина мира. Избранные фрагменты наиболее ярко отражают общую философско-антропологическую концепцию Канта.
Слайд 5Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель ( 27 августа 1770 г. — 14
ноября 1831 г.) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики . Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии.
Слайд 6Основные сочинения: «Феноменология духа», (1807 г.); «Наука логики», части 1-3, (1812-1816
г.г.); «Энциклопедия философских наук», (1817 г.); «Основы философии права», (1821 г.); лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).
Слайд 7Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (28 июля 1804 г. —
13 сентября
1872 г.) — выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. В молодости — ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом. Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа — основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако
«природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь.
Слайд 8Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной
сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде «Сущность христианства». Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия — не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.