Слайд 1Предметно-проблемное поле
возрастной психологии
Возрастная
психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний.
Выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология.
Слайд 2Основные понятия
Развитие
– процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Слайд 3
Особенности процесса развития:
тенденция к качественному
изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;
необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);
обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);
неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);
Слайд 4
зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных
этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);
переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);
тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).
Слайд 5
Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное.
Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
Функционалгенез, функциональное развитие психики – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами.
Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное.
Слайд 6Вопросы
1. Как Вы понимаете слова Л.С. Выготского
«Изучение психологии ребенка – ключ
к пониманию психологии взрослого человека».
2. Значение возрастной психологии.
3. Теоретические задачи возрастной психологии.
4. Практические задачи возрастной психологии.
5. Взаимосвязь «Возрастной психологии» с другими отраслями психологической науки.
6. Взаимосвязь «Возрастной психологии» с «Педагогикой».