Предмет, обьект и структура психологии. Лекция 2 презентация

Содержание

Цель: Познакомить с различными представлениями о предмете психологии, ее объекте и методах.

Слайд 1Лекция № 2.

Тема:



Предмет, объект и структура современной психологии.


Слайд 2Цель:



Познакомить с различными представлениями о предмете психологии, ее объекте и

методах.

Слайд 3Задачи:
1.Объект и предмет психологии. Дать представление о трудностях определения предмета

психологии в процессе ее развития как науки.
2.Определить место психологии в системе междисциплинарного пространства.
3.Познакомить с характеристикой основных разделов и отраслей психологии.
4.Показать методы исследования психологии.

Слайд 41. Трудности определения предмета психологической науки.
2. Место психологии в системе наук.
3.

Характеристика основных разделов и отраслей психологии.
4. Методы исследования в психологии.

План лекции:


Слайд 5Трудности определения предмета психологической науки.
Любой учебник по основам какой-либо науки начинается

обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам.
Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки.

Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов.
Плюрализм – многообразие идей, взглядов. ( по словарю Ожегова).


Слайд 6Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни

в одной науке, — писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А. Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры.

Слайд 7Лев Семенович Выготский
(1896-1934)


Слайд 8 В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми

иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. Термин «психология» можно буквально перевести как «наука о душе» (от древнегреч. psyche — душа, logos — разумное слово, наука).

Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. возникла эмпирическая психология как наука о явлениях сознания.


Слайд 9 Рассмотрим точку зрения на предмет психологии Гальперина Петра Яковлевича – известного

отечественного психолога.
Несмотря на уже долгое существование психологии как науки, даже учитывая ее длительный донаучный период, таких представлений о предмете науки, в сущности, можно назвать только три.
Самое древнее из них – это душа как предмет психологии. Более новое – это так называемые явления сознания. Самое молодое, самое недавнее, но уже обнаружившее себя как недостаточное поведение.

Слайд 10Гальперин
Петр
Яковлевич


Слайд 11 Первое из них — это представление о душе, которое возникло еще

в античные времена. Конечно, большая часть представлений душе — идеалистические. Но было и материалистическое представление о душе. Создателем этого представления, долго державшегося в психологии, был греческий философ Демокрит, родоначальник материалистической линии в философии. Демокрит представлял душу как тончайшее вещество, легчайшие атомы, неделимые материальные частички, обладающие чрезвычайной подвижностью гладкостью и способностью проникать в самые мелкие щели между другими, более тяжелыми атомами.

В конце XVII — начале XVIII века такое представление о душе стало уже неудовлетворительным. Оно не допускало представления о душе как первопричине. Это представление было заменено другим, которое получило название эмпирического (эмпирическое в том смысле, что оно открывается в опыте).


Слайд 12 Опыт имеет две формы: внешнего мира и внутреннего мира. Соответственно этому

было предложено такое деление: внешним миром занимаются все известные науки (физика, химия и т. д.), а психология должна заниматься теми явлениями, которые каждый человек находит в своем внутреннем опыте, т. е. путем самонаблюдения. Надо только помнить, что самонаблюдение — это не просто наблюдение над собой (можно наблюдать за температурой своего тела — это не будет самонаблюдением), а наблюдение над своими внутренними переживаниями. Появился даже новый термин — «рефлексия», т. е. поворот на себя.

В середине XVIII века психология, основанная на этих явлениях сознания, оформилась как самостоятельная область науки, хотя еще и тесно связанная с философией. Раньше такой самостоятельной науки не было. Были целые исследования, посвященные отдельным областям психологии, но не выделенные в самостоятельную науку. И этот взгляд на предмет психологии, сложившийся в середине XVIII века, продержался долго, до конца XIX века.


Слайд 13 В начале же 20- х годов XX века мощно выступило третье,

последнее из рассматриваемых нами направлений предмета психологии. Оно начало свое выступление с того, что явления сознания недоступны науке и должны быть оставлены психологией. А что доступно объективному изучению и несомненно относится к психологии? Поведение.

Поведение можно зарегистрировать любыми способами (заснять на кинопленку, сфотографировать и т.д.), но то, что можно зафиксировать объективно, само по себе есть движение, а не поведение. Не всякое поведение есть движение.

Несостоятельность понимания поведения как предмета психологии выяснилась к началу 40-х годов. А в 30-е годы происходили большие исторические события (фашизм, войны) и было не до психологии. Поэтому, в сущности говоря, такое положение несостоятельности всех определений предмета психологии протянулось до середины XX столетия.


Слайд 14 Нужно понять, что же было источником ошибок прежних представлений. Душа –

это какой-то предполагаемый объект, это не факт, а гипотеза, а ведь явления сознания, с одной стороны, и поведение, с другой стороны – это же не гипотеза, а факты. Почему же они как предмет психологии оказались ошибочными?
В. И.Ленин выступил с очень интересной позицией. Это было во время дискуссии, он выступал с кафедры, на кафедре стоял стакан с водой.

Стакан есть вещь, которая состоит из разных сторон. И можно использовать его по-разному. И в отношении каждой такой стороны возможно развитие целой науки, которая будет исследовать эти свойства и свойства других тел, обладающих такой же стороной, и т. д Каждая сторона есть предмет отдельной науки. И важна обратная сторона этого: каждая наука изучает только одну сторону, совокупность свойств только одной стороны какого-нибудь предмета. Она не изучает весь предмет в целом. Между прочим, отсюда следует еще одна очень важная мысль о том, что синтетическое изучение предмета идет по линии изучения разных его сторон.


Слайд 152. Место психологии в системе наук.
Отчаявшись однозначно определить предмет психологии, многие

психологи вообще отказались от рассмотрения этой проблемы и иногда шутливо говорят так: «Психология — это то, чем занимаются психологи».

Неудовлетворительность данного «определения» совершенно очевидна, однако для нас оно не столь бессмысленно, как представляется, — оно дает нам повод поговорить о различных задачах, которые психологи могут и должны решать в различных сферах материальной и духовной жизни общества. При этом психологи взаимодействуют с представителями других наук, которые работают в тех же сферах. В связи с этим возникает вопрос о месте психологии в системе иных наук. Местом психологии в системе наук - специально занимались в свое время отечественный философ Б. М. Кедров и крупнейший психолог XX в. швейцарец Жан Пиаже (Piaget, 1896—1980).


Слайд 16Б. М. Кедров.


Слайд 17Б.М.Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук».


Слайд 18 Ж.Пиаже, выступивший в свое время с откликом на данную классификацию своем

докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе в августе 1966 г. в Москве, в целом положительно оценил данную схему, добавив, однако, следующее важное положение. У Б. М. Кедрова связи психологии с другими науками были односторонними, т.е. философ рассматривал то, как влияют на психологию другие науки

Однако, по Ж. Пиаже связи психологии с другими науками должны быть «двусторонними»: психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.
Этимологи – (от греч. – знание и наука) – теория познания


Слайд 19Жан Пиаже


Слайд 21 3. Характеристика основных разделов и отраслей психологии
Современная психология носит не только

плюралистичный, но и многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии.

Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания психология воли) и психологию личности.


Слайд 23 Знания, накопленные общей психологией и преломленные через более конкретную проблематику фундаментальных

специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. Последние, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими приращение фундаментального знания.

Прикладные отрасли психологии позиционируются в связи конкретными сферами деятельности психологов-практиков (подбор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, создание комфортных условий на производстве, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.).

Очертим круг проблем, которыми занимаются фундаментальные специальные отрасли психологии. Критерием их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики.


Слайд 24 Нейропсихология — отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших

психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп

Дифференциональная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и деятельности людей.


Слайд 25 Психосемантика — область психологии, изуча­ющая генезис, функционирование и строение индивидуальной си­стемы

значений.
Генетическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе.

Зоопсихология — отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономер­ности функционирования психики животных.

Этнопсихология — отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп.


Слайд 26 Обратимся далее к области интересов междисциплинарных специальных отраслей психологии.
Психофармакология —

отрасль психологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изучающая воздействие на психику фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные средства.

Психолингвистика — дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики.
Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направлен­ных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом

Психогенетика — пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей.


Слайд 27 Психосоматика — отрасль психологии на стыке с медициной, занимающаяся изучением влияния

психологических факторов на возникновение и течение ряда заболеваний.
Историческая психология — отрасль психологии, ставящая перед собой задачу реконструкции психики людей, живших в предшествующие эпохи, строится на стыке психологии, истории, культурологии.

Прикладные отрасли психологии.

Психология спорта — отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности

Психология рекламы — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей.

Космическая психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов.


Слайд 28Психология спорта


Слайд 30 Юридическая психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психическое

жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности.

Медицинская психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуля­ций и пребыванием в медицинских учреждениях.
Авиационная психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с профессиональной деятельностью в сфере авиации.

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Экологическая психология — отрасль психологии, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения психологических условий жизни человека в населенных пунктах.


Слайд 314.Методы психологии.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с

помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.


Слайд 32 С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и

применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.


Слайд 33Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных

данных


Слайд 34 Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко

применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Слайд 35Литература
Основная:
1. Асмолов А.Г. Неклассическая психология сознания. М., 2001.
2. Вебер М. Основные

социологические понятия. Наука как призвание и профессия. Избр. произв. М., 1990.
3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса, р. соч. в 6 т. Т. 1.М., 1982.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М., 2001.
5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977
6. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла., М., 1990.

Слайд 361.Гришпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.
2. Леонтьев А. Н. Лекции

по общей психологии. М., 2000.
3. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М, 1966.
4. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
5.Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР. В 2 т. T.I. M., 1959.
6. Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.
7. Франкл В. Доктор и душа. С.-Пб. 1997.

Дополнительная:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика