План лекции:
Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов.
Плюрализм – многообразие идей, взглядов. ( по словарю Ожегова).
Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. возникла эмпирическая психология как наука о явлениях сознания.
В конце XVII — начале XVIII века такое представление о душе стало уже неудовлетворительным. Оно не допускало представления о душе как первопричине. Это представление было заменено другим, которое получило название эмпирического (эмпирическое в том смысле, что оно открывается в опыте).
В середине XVIII века психология, основанная на этих явлениях сознания, оформилась как самостоятельная область науки, хотя еще и тесно связанная с философией. Раньше такой самостоятельной науки не было. Были целые исследования, посвященные отдельным областям психологии, но не выделенные в самостоятельную науку. И этот взгляд на предмет психологии, сложившийся в середине XVIII века, продержался долго, до конца XIX века.
Поведение можно зарегистрировать любыми способами (заснять на кинопленку, сфотографировать и т.д.), но то, что можно зафиксировать объективно, само по себе есть движение, а не поведение. Не всякое поведение есть движение.
Несостоятельность понимания поведения как предмета психологии выяснилась к началу 40-х годов. А в 30-е годы происходили большие исторические события (фашизм, войны) и было не до психологии. Поэтому, в сущности говоря, такое положение несостоятельности всех определений предмета психологии протянулось до середины XX столетия.
Стакан есть вещь, которая состоит из разных сторон. И можно использовать его по-разному. И в отношении каждой такой стороны возможно развитие целой науки, которая будет исследовать эти свойства и свойства других тел, обладающих такой же стороной, и т. д Каждая сторона есть предмет отдельной науки. И важна обратная сторона этого: каждая наука изучает только одну сторону, совокупность свойств только одной стороны какого-нибудь предмета. Она не изучает весь предмет в целом. Между прочим, отсюда следует еще одна очень важная мысль о том, что синтетическое изучение предмета идет по линии изучения разных его сторон.
Неудовлетворительность данного «определения» совершенно очевидна, однако для нас оно не столь бессмысленно, как представляется, — оно дает нам повод поговорить о различных задачах, которые психологи могут и должны решать в различных сферах материальной и духовной жизни общества. При этом психологи взаимодействуют с представителями других наук, которые работают в тех же сферах. В связи с этим возникает вопрос о месте психологии в системе иных наук. Местом психологии в системе наук - специально занимались в свое время отечественный философ Б. М. Кедров и крупнейший психолог XX в. швейцарец Жан Пиаже (Piaget, 1896—1980).
Однако, по Ж. Пиаже связи психологии с другими науками должны быть «двусторонними»: психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.
Этимологи – (от греч. – знание и наука) – теория познания
Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания психология воли) и психологию личности.
Прикладные отрасли психологии позиционируются в связи конкретными сферами деятельности психологов-практиков (подбор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, создание комфортных условий на производстве, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.).
Очертим круг проблем, которыми занимаются фундаментальные специальные отрасли психологии. Критерием их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики.
Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп
Дифференциональная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и деятельности людей.
Зоопсихология — отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.
Этнопсихология — отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп.
Психолингвистика — дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики.
Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом
Психогенетика — пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей.
Прикладные отрасли психологии.
Психология спорта — отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности
Психология рекламы — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей.
Космическая психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов.
Медицинская психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях.
Авиационная психология — отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с профессиональной деятельностью в сфере авиации.
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.
Экологическая психология — отрасль психологии, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения психологических условий жизни человека в населенных пунктах.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
Дополнительная:
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть